Рабочая программа по информатики 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
ДЛЯ VI КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VI классах.
Изучение информатики и ИКТ в VI классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для VI класса положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
На основании «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений в условиях Кольского Заполярья» и в связи с введением дополнительных каникул в районах Крайнего Севера рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса информатики и ИКТ для VI класса (34 часа)
VI класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
VI класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-6». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
VI класс
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника |
I четверть | ||
1. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Ваш учебник, §1.1. |
ЦОР Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация». Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники» | ||
2. | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» | §1.2 |
ЦОР Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки» | ||
3. | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1) | §1.3 (введение) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл Ошибка.doc | ||
4. | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2) | §1.3 (1) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||
5. | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | §1.3 (1) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | ||
6. | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1) | §1.3 (2) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 2) | ||
7. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) | §1.3 (2) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные» Презентация «Цифровые данные» (часть 2). Файл Заготовка.doc | ||
8. | Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа. | Практичес-кие работы №№1–3. |
ЦОР Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | ||
II четверть | ||
9. | Растровое кодирование графической информации. | §1.3 (3) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные». Файл Образец.bmp | ||
10. | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | §1.3 (3) |
ЦОР Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | ||
11. | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | §1.4 |
ЦОР Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Единицы измерения информации». Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | ||
12. | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | §2.1 |
ЦОР Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc. Презентация «Информация и знания». Файл Пары.doc | ||
13. | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3–4) | §2.2 |
ЦОР Презентация «Чувственное познание». Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | ||
14. | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» | §2.3 (введение) |
ЦОР Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1). Файл Загадки.doc | ||
15. | Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2) | §2.3 (1) |
ЦОР Презентация «Понятие» (часть 2). Файлы Задача1.doc, Задача2.doc | ||
16. | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | Практические работы №№4-8 |
ЦОР Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | ||
III четверть | ||
17. | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5) | §2.3 (2) |
ЦОР Презентация «Содержание и объем понятия». Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | ||
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3) | §2.3 (3) |
ЦОР Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1). Файл Головоломка.bmp | ||
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4–7) | §2.3 (3) |
ЦОР Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2). Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | ||
20. | Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3) | §2.3 (4) |
ЦОР Презентация «Понятие» | ||
21. | Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6) | §2.3 (5) |
22. | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3) | §2.4 |
ЦОР Презентация «Суждение». Файл Домик.doc | ||
23. | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6) | §2.5 |
ЦОР Презентация «Умозаключение». Файл Конструктор.doc | ||
24. | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» | §3.1 |
ЦОР Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml. Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | ||
25. | Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки» | §3.2, §3.3 |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1) Виртуальная лаборатория «Переливашки» | ||
26. | ЦОР Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа | Практические работы №№8-9. |
Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2). Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc | ||
IV четверть | ||
27-28. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | §3.4 (1) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1). Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | ||
29-30. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года» | §3.4 (2) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2). Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | ||
31-32. | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка» | §3.4 (3) |
ЦОР Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3). Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | ||
33. | Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | §1.2 |
ЦОР Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml. Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | ||
34 | Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...