Рабочая программа по информатике 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике 9 классШестакова Л. В. к УМК Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_inf._klass.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа информатике и ИКТ для 8-9 классов средней
общеобразовательной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Настоящая рабочая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Курс полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 8-9 классов.
На основании «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений в условиях Кольского Заполярья» и в связи с введением дополнительных каникул в районах Крайнего Севера рабочая программа рассчитана в 8 классе 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе- 68 часов (2 часа в неделю).
Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии:
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
- Примерные учебные программы по информатике;
- Методические разработки и рекомендации;
- Индивидуальные проблемные задания;
- Индивидуальные вариативные задания;
- Тестовые тематические задания;
- Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса, используются элементы следующих педагогических технологий:
- Традиционное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
- Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
- Тематические зачеты;
- Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
- Диктанты по информатике;
- Решение задач;
- Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
- Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:
- итогового тестирования;
- разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
- защиты рефератов.
Распределение часов по содержательным линиям и дидактическим единицам
Содержательные линии | Кол-во часов в примерной программе | Кол-во часов в рабочей программе | 8 класс | 9 класс |
Информация и информационные процессы | 4 | 4 | 4 | - |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 4 | 4 | 4 | - |
Обработка текстовой информации | 14 | 14 | 14 | - |
Обработка графической информации | 4 | 4 | 4 | - |
Мультимедийные технологии | 8 | 8 | 8 | - |
Представление информации | 7 | 7 | - | 7 |
Обработка числовой информации | 6 | 6 | - | 6 |
Алгоритмы и исполнители | 19 | 19 | - | 19 |
Формализация и моделирование | 8 | 8 | - | 8 |
Хранение информации | 6 | 6 | - | 6 |
Коммуникационные технологии | 14 | 14 | - | 14 |
Информационные технологии в обществе | 4 | 4 | - | 4 |
Резерв | 4 | 4 | - | 4 |
Итого | 102 | 102 | 34 | 68 |
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы
- Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. . – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. . – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1. Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
Электронное сопровождение УМК:
- Авторская мастерская Семакина И.Г.. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php#semakin
- ЭОР Единой коллекции к УМК Семакина И.Г. и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс (http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19);
- ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Тема 1. Информация и информационные процессы (4 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Тема 3. Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- Вставка в документ формул.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Создание гипертекстового документа.
- Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Тема 4. Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
- Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
- Сканирование графических изображений.
Тема 5. Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео-информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
- Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
- Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
9 КЛАСС
Тема 1 Представление информации (7 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
- Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Тема 2. Обработка числовой информации (6 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
- Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
- Создание и обработка таблиц.
- Ввод математических формул и вычисление по ним.
- Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм и графиков.
Тема 3. Алгоритмы и исполнители (19 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы
- Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
- Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
- Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Тема 4. Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
- Построение генеалогического дерева семьи.
- Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
- Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Тема 5. Хранение информации(6 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы
- Поиск записей в готовой базе данных.
- Сортировка записей в готовой базе данных.
Тема 6. Коммуникационные технологии (14 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы
- Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
- Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
- Загрузка файла из файлового архива.
- Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
- Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
- Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Тема 7. Информационные технологии в обществе (4 час)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Практические работы
- Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
- Защита информации от компьютерных вирусов.
- Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Поурочное планирование.
8 класс
(34 час в год)
N | Название темы | Количество часов | Параграф учебника | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Тема 1. Информация и информационные процессы (4 час) | |||||
1. | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Информация. Информационные объекты различных видов. | 1 | - | 1 | § 1 |
2. | Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 2 |
3. | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. | 1 | - | 1 | § 3 |
4. | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | 1 | - | 1 | § 4 |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час) | |||||
5. | Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Практическая работа. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 5-8 |
6 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. | 1 | - | 1 | § 9-10 |
7 | Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. | 0.5 | 0.5 | 1 | §11 |
8 | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Практическая работа. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы). | 0.5 | 0.5 | 1 | § 12 |
Тема 3. Обработка текстовой информации (14 час) | |||||
9 | Практическая работа. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения. | - | 1 | 1 | § 13 |
10 | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Настройка пользовательского интерфейса. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 14 |
11 | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 15 |
12 | Проверка правописания. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 15 |
13. | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад). | 0.5 | 0.5 | 1 | § 15 |
14. | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (реферат). | 0,5 | 0,5 | 1 | § 15 |
15. | Параметры шрифта и абзаца. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 15 |
16. | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 15 |
17. | Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 15-16 |
18. | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 13-16 |
19. | Запись и выделение изменений. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 15-16 |
20. | Распознавание текста. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 17
|
21. | Компьютерные словари и системы перевода текстов. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 17 |
22. | Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 13-17 |
Тема 4. Обработка графической информации (4 час) | |||||
23 | Растровая и векторная графика. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 18-21 |
24 | Интерфейс графических редакторов. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 22 |
25 | Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 22 |
26 | Форматы графических файлов. Сканирование графических изображений. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 4.1 |
Тема 5. Мультимедийные технологии (8 час) | |||||
27 | Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 23-26 |
28 | Дизайн презентации и макеты слайдов. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 23-26 |
29. | Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 23-26 |
30. | Звуки и видеоизображения. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 25, 5.2 |
31. | Композиция и монтаж. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). | 0,5 | 0,5 | 1 | § 25, 5.2 |
32 | Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). | 0,5 | 0,5 | 1 | § 23-26, 5.2 |
33 | Использование простых анимационных графических объектов. Обработка материала, монтаж информационного объекта. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 23-26 |
34 | Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. | - | 1 | 1 | § 23-26 |
Общее количество в 8 классе | 34 |
9 класс
(68 часов в год)
N | Название темы | Количество часов | Параграф учебника. | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Тема 1. Представление информации (7 час) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. | 1 | - | 1 | § 2 |
2 | Дискретная форма представления информации. | 1 | - | 1 | |
3 | Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 13 |
4 | Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 20, 4.1 |
5 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). | 0.5 | 0.5 | 1 | § 24-25, 5.1-5.2 |
6 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 16, 45 |
7 | Компьютерное представление числовой информации. | - | 1 | 1 | § 17 |
Тема 2. Обработка числовой информации (6 час) | |||||
8 | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Практическая работа. Ввод данных в таблицу, изменение данных. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 18 |
9 | Типы данных: числа, формулы, текст. Практическая работа. Создание и обработка таблиц. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 19 |
10 | Практическая работа. Ввод математических формул и вычислений по ним. | - | 1 | 1 | § 19-20 |
11 | Практическая работа. Построение диаграмм и графиков. | - | 1 | 1 | § 21 |
12 | Абсолютные и относительные ссылки | 0.5 | 0.5 | 1 | § 22 |
13 | Встроенные функции | 0.5 | 0.5 | 1 | § 20-22 |
Тема 3. Алгоритмы и исполнители ( 19 час) | |||||
14 | Алгоритм. Свойства алгоритма. | 1 | - | 1 | § 27 |
15 | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). | 1 | - | 1 | § 28 |
16 | Способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 30 |
17 | Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | 1 | - | 1 | § 33 |
18 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. | 1 | - | 1 | § 31-34 |
19 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 29 |
20 | Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 33 |
21 | Языки программирования, их классификация. | 1 | - | 1 | § 32, 35 |
22. | Правила представления данных. | 1 | - | 1 | § 35 |
23. | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 35 |
24 | Правила записи программы. | 0.5 | 0.5 | 1 | § |
25. | Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка - тестирование. | 1 | - | 1 | § 39 |
26. | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья и графы. | 1 | - | 1 | § |
27 | Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 34 |
28 | Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления | 0.5 | 0.5 | 1 | § 36 |
29 | Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла | 0.5 | 0.5 | 1 | § 39 |
30 | Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму | 0.5 | 0.5 | 1 | § 39-40 |
31 | Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива | 0.5 | 0.5 | 1 | § 41 |
32 | Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. | 0.5 | 0.5 | 1 | §43 |
Тема 4. Формализация и моделирование (8 час) | |||||
33 | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. | 1 | - | 1 | § 6 |
34 | Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 6 |
35 | Виды информационных моделей. Чертежи. Построение генеалогического дерева семьи. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 7 |
36 | Двумерная и трехмерная графика. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 7 |
37 | Диаграммы, планы, карты. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. | 0,5 | 0,5 | 1 | §7 |
38 | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 8 |
39 | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. | 1 | - | 1 | § 9 |
40 | Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. | - | 1 | 1 | § 9 |
Тема 5. Хранение информации(6 час) | |||||
41 | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | 1 | - | 1 | § 10-11 |
42 | Ввод и редактирование записей. | 0.5 | 0,5 | 1 | § 11-12 |
43 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. | 1 | - | 1 | § 13 |
44 | Поиск, удаление и сортировка данных. | 1 | - | 1 | §14 |
45 | Поиск записей в готовой базе данных. | - | 1 | 1 | § 15 |
46 | Сортировка записей в готовой базе данных. | - | 1 | 1 | § 15 |
Тема 6. Коммуникационные технологии (14 час) | |||||
47 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | 1 | - | 1 | § 1.1 |
48 | Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | - | 1 | § 1 |
49 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. | 1 | - | 1 | § 1 |
50 | Всемирная паутина. Путешествие по Всемирной паутине. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 2 |
51 | Файловые архивы. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 2 |
52 | Интерактивное общение. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 2 |
53 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 2 |
54 | Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 5 |
55 | Компьютерные и некомпьютерные каталоги. | - | 1 | 1 | § 5 |
56 | Поисковые машины. Поиск документа с использованием системы каталогов. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 5 |
57 | Запросы. Поиск документа путем ввода ключевых слов. | 0,5 | 0,5 | 1 | § 5 |
58 | Архивирование и разархивирование. | 0.5 | 0.5 | 1 | § 1.2 |
59 | Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. | - | 1 | 1 | § 4 |
60 | Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. | - | 1 | 1 | § 4 |
Тема 7. Информационные технологии в обществе (4 час) | |||||
61 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | 1 | - | 1 | |
62 | Этика и право при создании и использовании информации. | 1 | - | 1 | |
63 | Информационная безопасность. | 1 | - | 1 | |
64 | Правовая охрана информационных ресурсов. | 1 | - | 1 | |
65-68 | Резерв рабочего времени | ||||
Общее количество часов в 9 классе |
|
| 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийные проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Простой редактор Web-страниц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...