Рабочая программа по информатике 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Солодухина Ольга Васильевна

 Рабочая программа по информатике 9 классШестакова Л. В. к УМК Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_inf._klass.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа информатике и ИКТ для 8-9 классов средней

общеобразовательной школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрыть значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов разработана  на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным   технологиям (базовый уровень).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для  реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента. Курс полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 8-9 классов.

   На основании «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений в условиях Кольского Заполярья» и в связи с введением дополнительных каникул в районах Крайнего Севера рабочая программа рассчитана в 8  классе  34 часа (1 час в неделю),  в 9 классе- 68 часов (2 часа в неделю).

Базовый курс информатики состоит из трех фундаментальных содержательных линии:

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Примерные учебные программы по информатике;
  • Методические разработки и рекомендации;
  • Индивидуальные проблемные задания;
  • Индивидуальные вариативные задания;
  • Тестовые тематические задания;
  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Для осуществления образовательного процесса, используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-игра;
  • Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематические зачеты;
  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
  • Диктанты по информатике;
  • Решение задач;
  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по информатике у учащихся групп со средним (полным) общим образованием проводится в форме:

  1. итогового тестирования;
  2. разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
  3. защиты рефератов.

Распределение часов по содержательным линиям и дидактическим единицам

Содержательные линии

Кол-во часов в примерной программе

Кол-во часов в рабочей программе

8 класс

9 класс

Информация и информационные процессы

4

4

4

-

Компьютер как универсальное устройство обработки информации  

4

4

4

-

Обработка текстовой информации

14

14

14

-

Обработка графической информации

4

4

4

-

Мультимедийные технологии

8

8

8

-

Представление информации

7

7

-

7

Обработка числовой информации

6

6

-

6

Алгоритмы и исполнители

19

19

-

19

Формализация и моделирование

8

8

-

8

Хранение информации

6

6

-

6

Коммуникационные технологии

14

14

-

14

Информационные технологии в обществе

4

4

-

4

Резерв

4

4

-

4

Итого

102

102

34

68

УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса.  Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. . – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2010.
  2. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. . – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1. Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера  – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2010.
  4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2. Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2010.
  5. Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
    Электронное сопровождение УМК:

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 КЛАСС

Тема 1. Информация и информационные процессы (4 час)

Информация. Информационные объекты различных видов.  

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации  (4 час)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. 

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
  2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
  3. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Тема 3. Обработка текстовой информации (14 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
  2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
  3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  4. Вставка в документ формул.
  5. Создание и форматирование списков.
  6. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
  7. Создание гипертекстового документа.
  8. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
  9.  Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Тема 4. Обработка графической информации (4 час)

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Практические работы:

  1. Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
  2. Создание  изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
  3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
  4. Сканирование графических изображений.

Тема 5.  Мультимедийные технологии (8 час)

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео-информации.

Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
  2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
  3. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
  4. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
  5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

9 КЛАСС

Тема 1 Представление информации (7 час)

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы 

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
  2. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
  3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
  4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Тема 2. Обработка числовой информации (6 час)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Практические работы:

  1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
  2. Создание и обработка таблиц.
  3. Ввод математических формул и вычисление по ним.
  4. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
  5. Построение диаграмм и графиков.

Тема 3. Алгоритмы и исполнители (19 час)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
  2. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
  3. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
  4. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Тема 4. Формализация и моделирование (8 час)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.  Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы

  1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
  2. Построение генеалогического дерева семьи.
  3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
  4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
  5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
  6. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Тема 5. Хранение информации(6 час)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы

  1. Поиск записей в готовой базе данных.
  2. Сортировка записей в готовой базе данных.

Тема 6. Коммуникационные технологии (14 час)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

        

Практические работы

  1. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
  2. Путешествие по Всемирной паутине.
  3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
  4. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
  5. Загрузка файла из файлового архива.
  6. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
  7. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
  8. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Тема 7. Информационные технологии в обществе (4 час)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Практические работы        

  1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
  2. Защита информации от компьютерных вирусов.
  3. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Поурочное планирование.
8 класс
(34 час в год)

N
п/п

Название темы

Количество часов

Параграф учебника

Теория

Практика

Всего

Тема 1. Информация и информационные процессы (4 час)

1.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Информация. Информационные объекты различных видов.

1

-

1


§ 1

2.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

0.5

0.5

1





§  2

3.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

1

-

1


§  3

4.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

1

-

1


§ 4

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации  (4 час)

5.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Практическая работа. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

0.5

0.5

1





§ 5-8

6

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

1

-

1



§ 9-10

7

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Практическая работа. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

0.5

0.5

1






§11

8

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практическая работа. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

0.5

0.5

1






§ 12

Тема 3. Обработка текстовой информации (14 час)

9

Практическая работа. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

-

1

1



§ 13

10

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Настройка пользовательского интерфейса.

0.5

0.5

1



§ 14

11

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

0.5

0.5

1


§ 15

12

Проверка правописания.

0.5

0.5

1

§ 15

13.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад).

0.5

0.5

1


§ 15

14.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (реферат).

0,5

0,5

1


§ 15

15.

Параметры шрифта и абзаца.

0,5

0,5

1

§ 15

16.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

0,5

0,5

1

§ 15

17.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

0,5

0,5

1

§ 15-16

18.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

0,5

0,5

1

§ 13-16

19.

Запись и выделение изменений.

0,5

0,5

1

§ 15-16

20.

Распознавание текста. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

0,5

0,5

1


§ 17

 

21.

Компьютерные словари и системы перевода текстов. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

0,5

0,5

1


§ 17

22.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

0,5

0,5

1


§ 13-17

Тема 4. Обработка графической информации (4 час)

23

Растровая и векторная графика. Создание изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

0.5

0.5

1



§ 18-21

24

Интерфейс графических редакторов. Создание  изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.


0,5


0,5


1



§ 22

25

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

0.5

0.5

1


§ 22

26

Форматы графических файлов. Сканирование графических изображений.

0.5

0.5

1


§ 4.1

Тема 5. Мультимедийные технологии (8 час)

27

Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов.

0,5

0,5

1


§ 23-26

28

Дизайн презентации и макеты слайдов.

0,5

0,5

1

§ 23-26

29.

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

0.5

0.5

1


§ 23-26

30.

Звуки и видеоизображения.

0,5

0,5

1

§ 25, 5.2

31.

Композиция и монтаж.

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

0,5

0,5

1


§ 25,

5.2

32

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

0,5

0,5

1



§ 23-26, 5.2

33

Использование простых анимационных графических объектов. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

0,5

0,5

1


§ 23-26

34

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

-

1

1

§ 23-26

Общее количество в 8 классе

34

   9 класс 
(68 часов в год)

N
п/п

Название темы

Количество часов

Параграф учебника.

Теория

Практика

Всего

Тема 1. Представление информации (7 час)

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

1

-

1



 § 2

2

Дискретная форма представления информации.

1

-

1


3

Компьютерное представление текстовой информации.

Практическая работа. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

0.5

0.5

1




§ 13

4

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Практическая работа. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

0.5

0.5

1



§  20, 4.1

5

 Кодирование звуковой информации.

Практическая работа. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

0.5

0.5

1



§ 24-25, 5.1-5.2

6

Представление числовой информации в различных системах счисления.

Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

0.5

0.5

1



§ 16, 45

7

Компьютерное представление числовой информации.

-

1

1

§ 17

Тема 2. Обработка числовой информации (6 час)

8

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Практическая работа. Ввод данных в таблицу, изменение данных.

0.5

0.5

1


§ 18

9

Типы данных: числа, формулы, текст.

Практическая работа. Создание и обработка таблиц.

0.5

0.5

1


§ 19

10

Практическая работа. Ввод математических формул и вычислений по ним.

-

1

1


§ 19-20

11

Практическая работа. Построение диаграмм и графиков.

-

1

1


§ 21

12

Абсолютные и относительные ссылки

0.5

0.5

1

§ 22

13

Встроенные функции

0.5

0.5

1

§ 20-22

Тема 3. Алгоритмы и исполнители ( 19 час)

14

Алгоритм. Свойства алгоритма.

1

-

1

§ 27

15

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

1

-

1


§ 28

16

Способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

0.5

0.5

1


§ 30

17

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

1

-

1


§ 33

18

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

1

-

1


§ 31-34

19

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

0.5

0.5

1


§ 29

20

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

0.5

0.5

1


§ 33

21

Языки программирования, их классификация.

1

-

1


§ 32, 35

22.

Правила представления данных.

1

-

1

§ 35

23.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

0.5

0.5

1


§ 35

24

Правила записи программы.

0.5

0.5

1

§

25.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка - тестирование.

1

-

1


§ 39

26.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья и графы.

1

-

1


§

27

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

0.5

0.5

1



§ 34

28

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления

0.5

0.5

1


§ 36

29

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла

0.5

0.5

1


§ 39

30

Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму

 0.5

0.5

1


§ 39-40

31

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива

0.5

0.5

1


§ 41

32

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

0.5

0.5

1


§43

Тема 4. Формализация и моделирование (8 час)

33

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.

1

-

1




§ 6

34

Модели, управляемые компьютером.

Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

0.5

0.5

1


§ 6

35

Виды информационных моделей. Чертежи.

Построение генеалогического дерева семьи.

0.5

0.5

1


§ 7

36

Двумерная и трехмерная графика.

Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

0.5

0.5

1


§ 7

37

Диаграммы, планы, карты.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

0,5

0,5

1



§7

38

Таблица как средство моделирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

0,5

0,5

1



§ 8

39

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

1

-

1

§ 9

40

Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

-

1

1

§ 9

Тема 5. Хранение информации(6 час)

41

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

1

-

1



§ 10-11

42

Ввод и редактирование записей.

0.5

0,5

1

§ 11-12

43

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

1

-

1


§ 13

44

Поиск, удаление и сортировка данных.

1

-

1

§14

45

Поиск записей в готовой базе данных.

-

1

1

§ 15

46

Сортировка записей в готовой базе данных.

-

1

1

§ 15

Тема 6. Коммуникационные технологии (14 час)

47

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

1

-

1




§ 1.1

48

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

-

1


§ 1

49

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей.

1

-

1

§ 1

50

Всемирная паутина.

Путешествие по Всемирной паутине.

0.5

0.5

1

§ 2

51

Файловые архивы.

Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.

0,5

0,5

1


§ 2

52

Интерактивное общение.

Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

0,5

0,5

1


§ 2

53

 Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

0,5

0,5

1



§ 2

54

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

0,5

0,5

1


§ 5

55

Компьютерные и некомпьютерные каталоги.

-

1

1

§ 5

56

Поисковые машины.  Поиск документа с использованием системы каталогов.

0.5

0.5

1

§ 5

57

Запросы.

Поиск документа путем ввода ключевых слов.

0,5

0,5

1


§ 5

58

Архивирование и разархивирование.

0.5

0.5

1

§ 1.2

59

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

-

1

1


§ 4

60

Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички,  включающей графические объекты с использованием шаблонов.

-

1

1


§ 4

Тема 7. Информационные технологии в обществе (4 час)

61

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1

-

1

62

Этика и право при создании и использовании информации.

1

-

1

63

Информационная безопасность.  

1

-

1

64

Правовая охрана информационных ресурсов.

1

-

1

 65-68

Резерв рабочего времени

Общее количество часов в 9 классе

 

 

68

  


 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ       УЧРЕЖДЕНИЙ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийные проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Перечень средств ИКТ,

 необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор Web-страниц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...