Подготовка методистов
методическая разработка (информатика и икт) на тему
Эффективность обучения зачастую определяется качеством подготовки методистов. Они должны не только сами отлично разбираться в содержании изучаемых вопросов, но и уметь таким образом преподнести учебный материал, чтобы обучаемые также смогли им как следует овладеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_metodistov-nadya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка методистов
Эффективность обучения зачастую определяется качеством подготовки методистов. Они должны не только сами отлично разбираться в содержании изучаемых вопросов, но и уметь таким образом преподнести учебный материал, чтобы обучаемые также смогли им как следует овладеть.
Помимо этого, вам, возможно, удастся отобрать для обучения людей, которые любят быть на виду. Но не забывайте, что даже среди самых подготовленных и компетентных лиц, идеально подходящих для такой работы, встречаются люди, которых страшит одна только мысль о выступлении перед аудиторией. Кого бы вы не подобрали для работы в качестве методистов, вы дадите им очень много, если проведете курс предварительной подготовки.
Обучение методистов
Если вы хотите, чтобы задуманная вами учебная программа действительно соответствовала поставленным целям, важно, чтобы вы обратили внимание и на ПОДГОТОВКУ МЕТОДИСТОВ. Скорее всего, они уже знают, что от них требуется, поэтому особое внимание в процессе подготовки следует обратить на:
- выработку уверенности в себе и
- предоставление им соответствующего инструментария для выполнения своих функциональных обязанностей.
Если это возможно, проведите специальное инструкторское занятие с теми лицами, которым будет поручена подготовка методистов. Это занятие должно быть посвящено рассмотрению методических вопросов, а не процедурных деталей. Возможно, вам удастся привлечь для проведения такого занятия вузовского профессора или преподавателя, специализирующегося в этой области, с тем, чтобы научить ваши методистов вести свою работу не только результативно, но и интересно. И что еще важнее, вам необходимо организовать обучение так, чтобы оно оставалось в памяти.
Разумеется, специальные занятия с методистами должны включать формирование навыков публичного выступления и чтения лекций перед аудиторией. В том же случае, если вы предпочли использовать форму малых учебных групп, необходимо предусмотреть применение методических приемов и упражнений, основанных на стратегии моделирования речевой деятельности. Смысл состоит в том, чтобы процесс обучения стал действительно активным. В конце концов, пассивное получение знаний всегда уступает творческому формированию навыков и умений. Спортивный тренер может сколько угодно рассуждать о том, как следует играть в футбол или хоккей, но всем ясно, что действительное мастерство приобретается на футбольном поле или хоккейной площадке в ходе игры.
В идеальном варианте подготовка методистов должна опираться на использование передовых форм, способов и приемов проведения практических занятий, таких как:
- ролевые игры;
- показы и демонстрации;
- контрольные опросы и игры, стимулирующие процесс обучения;
- вопросно-ответные беседы;
- свободные обсуждения и творческие дискуссии.
Представляется целесообразным дать методистам некоторые рекомендации по поддержанию контакта с аудиторией.
(Если услышите храп в задних рядах, то смело можете считать это признаком того, что в поведении выступающего есть какой-то изъян!)
В процессе подготовки методистов необходимо дать знания о том:
- как оборудовать помещение таким образом, чтобы активность аудитории была наибольшей;
- как узнать, что аудитория теряет интерес к мероприятию, и что надлежит предпринять, чтобы исправить положение;
- как вовлечь застенчивых и молчаливых обучаемых в творческие и активные виды деятельности;
- как оценить эффективность выступления и определить потребность в дополнительном освещении некоторых вопросов.
Лучший друг методиста ....Наставление для методиста
Независимо от количества обучающихся, результаты обучения должны быть едиными. Наставление для методиста является главным руководящим документом для методиста. Оно также является тем ключевым инструментом, который обеспечивает единое понимание целевых вопросов всеми. Более того, наставление для методиста обеспечивает уверенное и целенаправленное проведение практических занятий с обучаемыми.
Цель наставления состоит в том, чтобы очертить объем учебного материала и разбить его на поурочные блоки, позволяющие любому методисту проводить занятия эффективно и последовательно. Имея на руках такое наставление, даже малоопытный методист сможет отработать учебный материал тщательно и полно. Хорошее наставление для методиста должно содержать следующие основные разделы;
- содержание поурочных модулей, охватывающих всю учебную программу;
- практические цели для каждого поурочного модуля (какие знания, навыки и умения должны быть сформированы после прохождения данной темы);
- расчет часов по урокам;
- планы проведения практических занятий по всем поурочным модулям;
- итоговая контрольная работа с целью проверки, насколько глубоко обучаемые усвоили пройденный материал, и какие практические навыки они приобрели;
- анкета по оценке учебной программы, заполняемая с целью определения эффективности данной учебной программы и внести в нее необходимые дополнения и исправления.
В дополнение к наставлению методистам должен быть также выдан комплект методиста, включающий наглядные пособия, применяемые для обеспечения большей эффективности практических занятий. По мере возможностей методист должен быть снабжен расходным материалом, который существенно подкрепляет устные выступления. Например, в комплект методиста должны быть вложены образцы дидактических материалов, доставляемых обучаемым по мере прохождения учебной программы. Эти материалы должны распределяться поэтапно. Для выполнения соответствующих работ и упражнений во время занятий должны быть в наличии в необходимом количестве карандаши и бумага. Не должно быть недостатка в образцах контрольных и проверочных работ.
Разработка поурочных планов
Самым ценным разделом наставления, по мнению методистов, является раздел с поурочными планами, который определяет виды деятельности и порядок их выполнения при проведении практических занятий. Поурочные планы также являются гарантией того, что все обучаемые овладеют одним и тем же объемом учебного материала в единой последовательности и с применением единых методических приемов.
Очень важно, чтобы поурочные модули логически соответствовали той последовательности процедур, которые реально применяются для выполнения тех действий, которые являются предметом изучения. Поурочные планы, как правило, не излагаются в повествовательном стиле. Форма художественного сценария никак не подойдет для написания поурочного плана. Такой подход только усыпит обучаемых и никоим образом не будет стимулировать их творческое целенаправленное поведение, если, вы, разумеется, не Хазанов и не Райкин. Поурочные планы должны представлять собой перечень последовательных действий, напоминающий методисту о том, на каком этапе он находится в данный момент и что еще предстоит выполнить.
В поурочном плане должны быть отражены следующие методические вопросы регулирующего характера:
- расчет времени на изучение материала данного учебного номера,
- необходимые учебные материалы;
- упражнения и виды деятельности на практическом занятии;
- цели, которые должны быть достигнуты.
Итоговый контроль
Вспомните ли вы хоть один случай из своих школьных лет, когда учитель освободил бы вас от контрольной работы и не выявил бы, насколько хорошо вы выучили пройденный материал? Скорее всего, вам никогда не нравился итоговый контроль. Однако теперь, когда вы сами проводите курс обучения, вы наверняка полагаете, что контроль - дело нужное.
Любая проверочная работа является прекрасным способом убедиться в том, что обучаемые усвоили, а что нет, где необходимо внести изменения в процесс обучения или сосредоточить дополнительные усилия. В свете сказанного итоговый контроль, безусловно, имеет свою ценность.
Негативная сторона контроля состоит в том, что обучаемые никогда не бывают в восторге от его проведения. В данном случае методистам необходимо будет разъяснить обучаемым, что нашего контроля бояться не стоит, так как он не связан с выставлением оценок «ЗАЧТЕНО» или «НЕЗАЧТЕНО». Наш контроль проводится для того, чтобы определить, остались ли какие-либо вопросы недостаточно освещенными, и предпринять меры к полному и качественному овладению учебной программой.
Привлекательная сторона итогового контроля состоит в том, что в Наставлении для методиста содержится варианты ответа на контрольные вопросы, так что методистам не придется, подобно школьным учителям тратить целые часы на проверку контрольных работ. Методист вправе разрешить обучаемым свободно работать со своими контрольными анкетами при разборе темы и обсуждении отдельных вопросов в конце занятия.
Итоговая проверка позволяет решить несколько задач:
- если вы спланировали контрольную работу так, что у обучаемых осталось время в конце практического занятия, они могут в ходе обсуждения дополнительно закрепить в своей памяти учебный материал, пройденный на первых занятиях;
- спланированная таким образом контрольная работа позволит провести целенаправленную вопросно-ответную беседу по итогам проверки и снять остающиеся вопросы и неясности;
- обучаемым также представится возможность уточнить свои недоработки и определить те темы, которые они должны будут изучить дополнительно по возвращении домой.
Хорошая контрольная работа должна быть простой и краткой. Включите вопросы и пункты (требующие ответа «да» или «нет», выбора из предложенных вариантов ответов). Контрольная работа должна мобилизовать память, а не поднимать кровяное давление. В текст контрольной работы также следует включить несколько вопросов, отражающих тематику поурочных планов. Заполнение контрольного опросного листа не должно занимать более 15-20 минут. Ниже приводится образец такой контрольной анкеты.
Теперь ваша очередь
Никогда не помешает иметь обратную связь с тем, чтобы узнать, как был воспринят ваш курс обучения? Был ли он успешным? Или надо все начать с самого начала? Предложите обучаемым заполнить оценочную анкету, если хотите узнать, как вы поработали. Такой подход позволит обучаемым ощутить себя настоящими партнерами, а это, в свою очередь, разовьет ваше методическое мастерство и даст вам возможность работать еще более эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации
Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...
здоровье сберегающие технологии в работе методиста, учителя
обобщение опыта работы по здоровье сберегающим технологиям. как минимально снизить колличество травм на уроке. как спользовать принцып "не навреди". всё это за долгие годы работы, выведено опытн...
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
Дневник методиста по практике для специальности 050141 Физическая культура: методические рекомендации для методистов по практике
Дневник методиста по практике для специальности 050141 Физическая культура: методические рекомендации для методистов по практике...
Дневник методиста по практике для специальности 050141 Физическая культура: методические рекомендации для методистов по практике
Дневник методиста по практике для специальности 050141 Физическая культура: методические рекомендации для методистов по практике...
Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 33.0px; text-align: center; text-indent: 36.0px; font: 14.0px \'T...
Методическая разработка внеурочных предметных занятий по баскетболу в системе подготовки учащихся к выполнению норм ВФСК ГТО под общей редакцией И.Ф. Головановой, к.п.н., методиста. Автор Е.Э.Ткач.
Методическая разработка стала базовым продуктом моего подопечного учителя физкультуры Голицынской гимназии Екатерины Эдуардовны Ткач в конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учит...