Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_7_klass.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Настоящая рабочая учебная программа базового курс «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента.
Основная цель – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение 4 контрольных работ; практические работы на компьютере.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
- методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
- комплект цифровых образовательных ресурсов;
- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум.
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 12;
- контрольных работ – 4;
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 7 классе вводится одно из важнейших понятий курса – алгоритм. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. Особое внимание необходимо обратить на развитие логического мышления.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Содержание учебного курса
1. Объекты и их имена (6 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (7 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Объекты и имена | 6 | 3 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 11 | 9 |
3 | Алгоритмика | 7 | 3 | 4 |
Итоговой контроль (мини-проект) | 2 | 2 | ||
Итого: | 35 | 17 | 18 |
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Формы и средства контроля
Контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется с применением следующих пособий:
1. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова. – 2-е издание, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008г.
Творческая работа учащихся
Данная работа ориентирована на повторении изученного материала за год.
Подробная информация о том, какой должна быть итоговая работа, приведена в учебнике «Информатика и ИКТ» 7 класс Босова Л.Л.
Практические работы
В учебнике 7 класса Босовой Л.Л. представлены тексты практических работ под ОС Windows и ее прикладные программы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата проведения | Корректировка |
I четверть Раздел I «Объекты и их имена» (6 ч) | |||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1. «Основные объекты операционной системы Windows» | ||
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2. «Работаем с объектами файловой системы» | ||
3. | Состав объектов. Практическая работа №3. «Создаем текстовые объекты» Задания 1-3. | ||
4. | Системы объектов. Практическая работа №3. «Создаем текстовые объекты» Задания 4-6. | ||
5. | Система и окружающая среда. Практическая работа №3. «Создаем текстовые объекты» Задания 7-9. | ||
6. | Контрольная работа№1 «Персональный компьютер как система.» | ||
7. | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4. «Создаем словесные модели »Задания 1-3. | ||
8. | Информационные модели. Практическая работа №11. «Графические модели» | ||
9. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4. «Создаем словесные модели » Задания 4-5. | ||
10. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4. «Создаем словесные модели » Задания 6-7. | ||
11. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4. «Создаем словесные модели » Задания 8-9. | ||
12. | Многоуровневые списки. Практическая работа №5. «Многоуровневые списки. » | ||
13. | Контрольная работа №2 «Математические модели.» | ||
14. | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6. «Создаем табличные модели» Задания 1-2. | ||
15. | Простые таблицы. Практическая работа №6. «Создаем табличные модели» Задания 3-4. | ||
16. | Сложные таблицы. Практическая работа №6. «Создаем табличные модели» Задания 5-6. | ||
17. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6. «Создаем табличные модели» Задание 7. | ||
18. | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7. «Создаем вычислительные таблицы» | ||
19. | Электронные таблицы. Практическая работа №8. «Знакомимся с электронными таблицами» Задания 1-3. | ||
20. | Электронные таблицы. Практическая работа №8. «Знакомимся с электронными таблицами» Задания 4-6. | ||
21. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9. «Создаем диаграммы и графики» Задания 5-7. | ||
22. | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. «Создаем диаграммы и графики» Задания 1-3. | ||
23. | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9. «Создаем диаграммы и графики» Задание 4. | ||
24. | Многообразие схем. Практическая работа №10. «Схемы, графы и деревья» Задания 1-2. | ||
25. | Информационные модели на графах. Практическая работа №10. «Схемы, графы и деревья» Задания 3-5. | ||
26. | Деревья. Практическая работа №10. «Схемы, графы и деревья» Задания 6-7. Контрольная работа №3 «Информационное моделирование» | ||
27. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. | ||
28. | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика | ||
29. | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика | ||
30. | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика | ||
31. | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика | ||
32. | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика | ||
33. | Контрольная работа № 4 «Алгоритмика» | ||
34-35. | Итоговый проект. Практическая работа №12. |
Информационно – методическое обеспечение
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...