Рабочая программа по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Бухарина Мария Александровна

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_4_klass.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. Директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

_____________/К.К. Нурмухамбетова/

                      Утверждаю

           Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

______________/В.Н. Корниенко/

                Приказ    №________от_________

Рабочая учебная программа программа

по учебному предмету «Информатика в играх и задачах»

для обучающихся 4 класса МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2012/2013 учебный год

Составитель:

Бухарина Мария Александровна,

учитель информатики

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

УМК А.В.Горячева рекомендован к использованию в качестве учебного пособия в школе. Другой причиной его использования явился тот  факт, что все разделы изложены в доступной форме, много готовых разработок к ним в сети Интернет. Настоящая рабочая программа разработана применительно к   учебной программе «Информатика», автор Горячев А.В., 2004 г.,в рамках школьной образовательной системы обучения.

 

Цели и задачи курса: деятельностный подход к построению процесса обучения по информатике является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира, но и позволяет сформировать у них начальные информационные и телекоммуникационные знания, важнейшие трудовые умения и навыки работы на компьютере.
Это определило
цель обучения информатике:

  • развитие личности младшего школьника,
  • формирование умений и навыков учебной деятельности,
  • готовности к самостоятельному учебному труду и др.,

 позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
  • Овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
  • Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной  компетенций и компетенций личностного саморазвития.

Требования к уровню подготовки учащихся 4-х  классов (базовый уровень)
должны знать:

  • понятия алгоритм, множество, подмножество, элемент множества, аналогии, закономерность.

должны уметь:

  • понимать построчную запись алгоритмов;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  • понимать истинность высказывания и отрицания;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • анализировать игры с выигрышной стратегией.

владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативной;
  • рефлексивной.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • находить, преобразовывать, хранить и применять информацию для решения различных задач;
  • осуществлять сотрудничество в совместной работе.


Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:

  • умение понимать построчную запись алгоритмов,
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии,
  • осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера),
  • умение находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса и др.

Методы и формы обучения: Словесные        , индуктивные, репродуктивные,  под руководством преподавателя, наглядные,  дедуктивные, проблемно-поисковые.        Самостоятельная работа обучаемых. Познавательных игры. Учебные дискуссии. Индивидуальный опрос. Письменные контрольные работы. Фронтальный опрос. Контрольно-лабораторный контроль. Устные зачеты.        

Образовательные технологии

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Содержание программы 4 класс

  1. Алгоритмы (9 ч)

Вложенные алгоритмы.  Алгоритмы с параметрами.  Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).  

  1. Объекты (8 ч)

Составные объекты.  Отношение "состоит из".  Схема (дерево)  состава.  Адреса  объектов.  Адреса компонент составных объектов.  Связь между составом  сложного объекта и адресами его  компонент.  Относительные  адреса  в  составных объектах.  

  1. Логические рассуждения (10 ч)

 Связь  операций  над  множествами и логических операций. Пути  в  графах,  удовлетворяющие  заданным критериям.  Правила вывода "если -  то".  Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.

4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)

  Приемы фантазирования (прием "наоборот",  "необычные значения признаков",  "необычный  состав  объекта").  Связь  изменения объектов и их  функционального назначения.  Применение изучаемых приемов фантазирования  к  материалам разделов 1-3 (к алгоритмам,  объектам и др.)    

Требования к подготовке учащихся в области информатики

4 класс

Учащиеся должны уметь:      

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
  • описывать местонахождения предмета перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил “если-то”;

по заданной ситуации составлять короткие цепочки пра

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

4 класс

1

Алгоритмы

9

2

Объекты

8

3

Логические рассуждения

10

4

Применение моделей (схем) для решения задач

7

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование 4 класс – 34 часа

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

По плану

По факту

Раздел 1.

1.

Повторение пройденного в 3 классе. Ветвление в  построчной записи алгоритма.

2.

Ветвление в построчной записи алгоритма.

3.

Цикл в построчной записи алгоритма

(команда «Повторяй»).

4.

Алгоритм с параметрами («слова-актёры»).

5.

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

6.

Подготовка к контрольной работе..

7.

Контрольная работа №1.

8.

Анализ контрольной работы

9.

Повторение.

Раздел 2.

10.

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов

 («Что такое? Кто такой?»).

11.

Схема состава объекта. Адрес составной части

 («В доме – дверь, в двери – замок»).

12.

Массив объектов на схеме состава

(«Веток много, ствол один»).

13.

Признаки и действия объекта и его составных частей

 («Сам с вершок, голова с горшок»).

14.

Подготовка к контрольной работе.

15.

Контрольная работа №2.

16.

Анализ контрольной работы

17.

Повторение.

Раздел №3.

18.

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

19.

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

20.

Описание отношений между объектами с помощью графов.

21.

Пути в графах.

22.

Высказывание со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов.

23.

Правило «если – то»

24.

Схема рассуждений.

25.

Подготовка к контрольной работе.

26.

Контрольная работа №3.

27.

Анализ контрольной работы

Раздел 4.

28.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

29.

Действия объектов. Объекты с необычным составом  и действиями.

30.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

31.

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

32.

Подготовка к контрольной работе.

33.

Контрольная работа №4.

34.

Анализ контрольной работы

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2003.
  2. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс,Школьный дом; 2010.
  3. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2004.
  4. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2003.
  5. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2010.
  6. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2002.
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Литература для обучающихся:

  1. А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2004.

Информационные ресурсы:

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта  (2004г.)

  1. Примерные программы по информатике (2009г.)

  1. Учебно-методического комплект “ Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2009 ” для 3 класса под редакцией А.В.Горячева, включающий следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.

  1. http://www.klyaksa.net

  1. http://www.uroki.net

  1. http://www.edu.rin.ru

  1. http://www.scholl-collection.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...