Рабочая программа по информатике 4 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_4_klass.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. Директора МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района _____________/К.К. Нурмухамбетова/ | Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района ______________/В.Н. Корниенко/ Приказ №________от_________ |
Рабочая учебная программа программа
по учебному предмету «Информатика в играх и задачах»
для обучающихся 4 класса МБОУ «ООШ с. Степное»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2012/2013 учебный год
Составитель:
Бухарина Мария Александровна,
учитель информатики
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
УМК А.В.Горячева рекомендован к использованию в качестве учебного пособия в школе. Другой причиной его использования явился тот факт, что все разделы изложены в доступной форме, много готовых разработок к ним в сети Интернет. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Информатика», автор Горячев А.В., 2004 г.,в рамках школьной образовательной системы обучения.
Цели и задачи курса: деятельностный подход к построению процесса обучения по информатике является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира, но и позволяет сформировать у них начальные информационные и телекоммуникационные знания, важнейшие трудовые умения и навыки работы на компьютере.
Это определило цель обучения информатике:
- развитие личности младшего школьника,
- формирование умений и навыков учебной деятельности,
- готовности к самостоятельному учебному труду и др.,
позволяют обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
- Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
- Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Требования к уровню подготовки учащихся 4-х классов (базовый уровень)
должны знать:
- понятия алгоритм, множество, подмножество, элемент множества, аналогии, закономерность.
должны уметь:
- понимать построчную запись алгоритмов;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- понимать истинность высказывания и отрицания;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- анализировать игры с выигрышной стратегией.
владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
- рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- находить, преобразовывать, хранить и применять информацию для решения различных задач;
- осуществлять сотрудничество в совместной работе.
Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
- умение понимать построчную запись алгоритмов,
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии,
- осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера),
- умение находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса и др.
Методы и формы обучения: Словесные , индуктивные, репродуктивные, под руководством преподавателя, наглядные, дедуктивные, проблемно-поисковые. Самостоятельная работа обучаемых. Познавательных игры. Учебные дискуссии. Индивидуальный опрос. Письменные контрольные работы. Фронтальный опрос. Контрольно-лабораторный контроль. Устные зачеты.
Образовательные технологии
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.
Содержание программы 4 класс
- Алгоритмы (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
- Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение "состоит из". Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
- Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Приемы фантазирования (прием "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта"). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Требования к подготовке учащихся в области информатики
4 класс
Учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
- описывать местонахождения предмета перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил “если-то”;
по заданной ситуации составлять короткие цепочки пра
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
4 класс | ||
1 | Алгоритмы | 9 |
2 | Объекты | 8 |
3 | Логические рассуждения | 10 |
4 | Применение моделей (схем) для решения задач | 7 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс – 34 часа
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Корректировка | |
По плану | По факту | |||
Раздел 1. | ||||
1. | Повторение пройденного в 3 классе. Ветвление в построчной записи алгоритма. | |||
2. | Ветвление в построчной записи алгоритма. | |||
3. | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»). | |||
4. | Алгоритм с параметрами («слова-актёры»). | |||
5. | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | |||
6. | Подготовка к контрольной работе.. | |||
7. | Контрольная работа №1. | |||
8. | Анализ контрольной работы | |||
9. | Повторение. | |||
Раздел 2. | ||||
10. | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов («Что такое? Кто такой?»). | |||
11. | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»). | |||
12. | Массив объектов на схеме состава («Веток много, ствол один»). | |||
13. | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). | |||
14. | Подготовка к контрольной работе. | |||
15. | Контрольная работа №2. | |||
16. | Анализ контрольной работы | |||
17. | Повторение. | |||
Раздел №3. | ||||
18. | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | |||
19. | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | |||
20. | Описание отношений между объектами с помощью графов. | |||
21. | Пути в графах. | |||
22. | Высказывание со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов. | |||
23. | Правило «если – то» | |||
24. | Схема рассуждений. | |||
25. | Подготовка к контрольной работе. | |||
26. | Контрольная работа №3. | |||
27. | Анализ контрольной работы | |||
Раздел 4. | ||||
28. | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | |||
29. | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | |||
30. | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | |||
31. | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | |||
32. | Подготовка к контрольной работе. | |||
33. | Контрольная работа №4. | |||
34. | Анализ контрольной работы |
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2003.
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс,Школьный дом; 2010.
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2004.
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 2-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2003.
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2010.
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2002.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Литература для обучающихся:
- А.В.Горячев, К.И.Горина, и др. Информатика в играх и задачах. 4-й класс: Учебник-тетрадь в двух частях. Изд. 2, испр. - М.: Баласс, 2004.
Информационные ресурсы:
Для учителя:
- Федеральный компонент государственный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.)
- Примерные программы по информатике (2009г.)
- Учебно-методического комплект “ Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2009 ” для 3 класса под редакцией А.В.Горячева, включающий следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...