Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа (информатика и икт) на тему
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс 2011. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_2_klass.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. Директора МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района _____________/К.К. Нурмухамбетова/ | Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского муниципального района ______________/В.Н. Корниенко/ Приказ №________от_________ |
Рабочая учебная программа программа
по учебному предмету «Информатика в играх и задачах»
для обучающихся 2 класса МБОУ «ООШ с. Степное»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2012/2013 учебный год
Составитель:
Бухарина Мария Александровна,
учитель информатики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса А.В.Горячева, М., Баласс 2011. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Цель - развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.
Задачи:
1) Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
2) Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3) Познакомить обучающихся с подходом к понятиям и методам, по отношению к каждому из которых предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
Место и роль учебного предмета
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Современное направление обучения информатике - это изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Информация о количестве учебных часов
Материал предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю, 34 урока в год, в том числе контрольных работ – 4 часа. Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти.
Формы организации образовательного процесса:
1) творческая деятельность; 2) самостоятельная деятельность; 3) практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).
Образовательные технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективные и групповые способы обучения
- Технология проблемного обучения
- Поисковые модели обучения
- Игровые технологии
- Компьютерные (информационные) технологии
Виды контроля:
| Формы контроля:
|
Планируемые результаты по предмету «Информатика и ИКТ».
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Общекультурная компетенция | Способность и готовность: - извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний |
Социально-трудовая компетенция | Способность и готовность: - включаться в социально-значимую деятельность; - организовать свою работу |
Коммуникативная компетенция | Усвоение основ коммуникативной культуры личности: - умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; - овладение навыками неконфликтного общения |
Ключевая компетенция | Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся |
Компетенция в сфере личностного определения | Способность и готовность: - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать сове собственное мнение |
Информация о используемом учебнике
А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (рабочая тетрадь в двух частях), М., Баласс 2011
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
Контрольная работа № 1.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- Признаки предметов
- Составные части предметов
- Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «ось симметрии», «координатная сетка»
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- Обобщать и классифицировать предметы по какому – либо признаку и их действиям
- Выявлять закономерности в чередовании признаков
- Сравнивать предметы по их признакам
- Описывать и определять предметы через их составные части, признаки и действия
- Находить ось симметрии некоторых фигур
- Ориентироваться на листе бумаги
- Находить предмет на координатной сетке
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
Контрольная работа № 2.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- Действия предметов и их результат
- Понятие «алгоритм», «ветвление в алгоритме»
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- Определять результат действия
- Определять действие, обратное данному
- Составлять и выполнять алгоритм
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
Контрольная работа № 3.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- Понятие «множество», «элементы множества», «равенство множеств», «отображение множества», «кодирование», «подмножество», «пересечение множеств»
- Операции над множествами
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- Определять принадлежность элемента множеству
- Сравнивать множества
- Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества
- Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия
- Определять элементы, принадлежащие пересечению, объединению множеств
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 7 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.
Контрольная работа № 4.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- Понятие «высказывание», «истина», «ложь», «отрицание», «дерево», «граф»
- Высказывания со связками «И», «ИЛИ»
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности
- Строить высказывания по смыслу, отрицающие данные
- Классифицировать предметы и объединять множества по двум (и более) свойствам
- Решать задачи с помощью графов
- Решать задачи комбинированного типа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Время, отведённое на изучение раздела | Время, отведённое на проведение контрольных (практических) мероприятий |
Предмет. Симметрия. Координатная сетка. | 8 часов | 1 час |
Действия предметов Алгоритм. | 7 часов | 1 час |
Множество. Кодирование. | 10 часов | 1 час |
Высказывание. Графы. | 7 часов | 1 час |
Повторение | 2 часа | - |
Итого: | 34 часа | 4 часа |
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
По плану | Корректировка | ||
Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов | |||
1 | Признаки предметов | ||
2 | Описание предметов | ||
3 | Состав предметов | ||
4 | Действия предметов | ||
5 | Симметрия | ||
6 | Координатная сетка | ||
7 | Контрольная работа № 1 | ||
8 | Разбор контрольной работы | ||
Действия предметов Алгоритм. – 7 часов | |||
9 | Действия предметов | ||
10 | Обратные действия | ||
11 | Последовательность событий | ||
12 | Алгоритм | ||
13 | Ветвление | ||
14 | Контрольная работа № 2 | ||
15 | Разбор контрольной работы | ||
Множество. Кодирование. – 10 часов | |||
16 | Множество. Элементы множества. | ||
17 | Способы задания множества. | ||
18 | Сравнение множеств. | ||
19 | Отображение множеств. | ||
20 | Кодирование. | ||
21 | Вложенность множеств. | ||
22 | Пересечение множеств. | ||
23 | Объединение множеств. | ||
24 | Контрольная работа № 3 | ||
25 | Разбор контрольной работы | ||
Высказывание. Графы. – 7 часов | |||
26 | Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». | ||
27 | Отрицание. | ||
28 | Высказывание со связками «И», «ИЛИ». | ||
29 | Графы. Деревья. | ||
30 | Комбинаторика. | ||
31 | Контрольная работа № 4 | ||
32 | Разбор контрольной работы | ||
33 | Повторение курса | ||
34 | Повторение курса |
Информационно – методическое обеспечение
1.Для обучающихся:
1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Учебник в 2 – х частях. – Изд. 2 – е. испр. – М.: Баласс, 2009
2. Горячев А. В. Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2009.
2. Для учителя:
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 2 – й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009
3. Интернет - ресурсы
http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://www.mon.gow.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.fsu.mto.ru- Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ.
http://www.it-n.ru- Сеть творческих учителей
http://www.regadm.tambov.ru-Управление образования Тамбовской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...