Доклад по ИКТ
статья по информатике и икт по теме

 

ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskii_av_doklad_po_ikt_mart_2012.doc504.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

Муниципальное общебразовательное учреждение

 «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Высоцкий Александр Владимирович

ИКТ для предоставления результатов

проектной деятельности учащихся

г. Железногорск – Илимский

29 марта 2012 г.

А. В. Высоцкий

ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся.

(МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»)

 Введение

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках технологии, так и во внеклассной работе с учащимися и их родителями.

  На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики.  Не будет сильным преувеличение, если сказать, что подавляющее большинство педагогов почти всё своё рабочее время проводят в ритме, заданном классно-урочной системой жизни. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Цель современного образования ориентирует педагога на такую организацию учебного процесса, которая предполагает постоянное развитие учащихся и приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а владение им ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать возникающие проблемы.

Таким образом, выявились основные противоречия между требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения; растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением объема научной информации по каждому предмету и современными рамками классно-урочной системы; потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, общей культуры и конкурентноспособности, и невозможностью формирования основ этих качеств в рамках традиционной системы образования; стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования.

Цель: Организовать проектную деятельность учащихся с применением ИКТ на уроках технологии и во внеурочное время.

Задачи:

- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

- реализация таких общеучебных умений и навыков, как исследовательские, рефлексивные,          самооценочные;

- формирование не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с    опытом их применения в практической деятельности;

      - развитие познавательного интереса учащихся;

      - реализация принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Ведущей основой в обучении является личностно-ориентированный, активно - деятельностный, комплексный подход в обучении, используются проблемные, поисковые, исследовательские методы обучения, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные упражнения по выполнению трудовых операций, лабораторно-практические работы. Выделяют два значения слова «проект»:

проект – как результат проектировочной деятельности;

проект – как форма организации совместной деятельности людей.

Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной технологии. Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает её, организуя собственные и привлечённые (внешние) ресурсы. Специфика компетентностей состоит в том, что они формируются и развиваются в деятельности.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, включающий следующие этапы: разработка проектного замысла, практические действия по его реализации, оценка результатов и их представление».

Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа по решению практической задачи творческого характера. Процесс решения творческой задачи учащихся представлен изделием или услугой, дизайн – папкой или портфолио. В своем исследовании понятия учебного проекта, педагог-исследователь И.П. Тарасова, также приходит к формуле: «Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.». Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, при решении которой, автор определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, находит необходимые ресурсы, в том числе и информационные.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида декоративно-прикладного искусства, просмотр журналов, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные модели или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.

III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащиеся могут использоваться те или иные способы защиты: создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word, использовать презентации как один из видов защиты своего проекта.

На всех этапах выполнения проектов учащимися учитель выступает как фасилитатор, то есть помощник: консультирует – задаёт вопросы, активизирует мышление учащихся, моделирует различные ситуации, трансформирует образовательную среду; мотивирует – создаёт ситуацию выбора и свободы самоопределения; наблюдает – анализирует ситуации для организации консультаций и последующей оценки информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Таким образом, проектирование – это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.

На всех этапах выполнения проекта удобно использовать пакет программ Microsoft Office.

Текстовый редактор Word.

Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения. С помощью текстового редактора Word можно создавать практически любые электронные или печатные документы проекта: дизайн-спецификацию, рекламный проспект, страницы о решении аналогичной проблемы в прошлом, будущем и настоящем, листы опроса для анкет, информацию о традициях … Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблонов. Таким образом можно выполнить звёздочку обдумывания воплощения замысла проекта. Текст, графика и форматирование выглядят на экране также как и на печатном листе, поэтому последовательность изготовления объекта можно представить в виде технологической карты.

Программа Publisher.

С помощью программы Publisher можно выполнять публикации для печати: буклеты, бюллетени, плакаты, и многое другое. Готовые шаблоны публикаций можно оформлять по-своему желанию.

Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel).

Табличные процессоры предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (экономические расчеты, определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; расчет заработной платы, семейного бюджета, учет расходов и доходов и т.д.). Для графического представления информации на экране лучше всего создать диаграмму, сводную таблицу. (Приложение 1.)

Графические редакторы Раint, Согеl Draw позволяют просто и удобно создавать весьма сложные и красивые изображения, что может пригодится при оформлении проектных материалов, моделировании различных этапов предпринимательской деятельности, разработке рекламы и дизайна изделия, моделирования конструкции, цвета, объектов художественной обработки материалов, швейных изделий. Можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения на защиту проекта. (Приложение 2.)

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В Интернете можно найти сайты по различным видам технического творчества, различным способам художественной обработки материалов и многие другие, имеющие отношение к образовательной области «Технология».

Представление продукта проектной деятельности (или разработанной услуги) в компьютерной презентации.

При помощи Power Point можно строить диаграммы и графики, готовить слайды и практически любые материалы для презентации. Просмотр слайдов осуществляют на мониторе компьютера, экране или интерактивной доске с использованием медиапроектора. Есть возможность устраивать показы слайдов в Web-сети или при подключении двух интерактивных досок. В Power Point включен комплект готовых форм, которые можно использовать при создании собственной презентации. (Приложение 3.)

Кроме пакета программ Microsoft Office, используется курс обучения КОМПАС 3D предназначенный для школьников, желающих приобрести навыки создания чертежей для проектов различных предметов или деталей и конструкторской документации. Благодаря возможностям программы КОМПАС 3D школьники создают чертежи любых предметов интерьера – корпусной мебели, столов и стульев, кресел и диванов, декоративных элементов интерьера и т. д., или проекты различных механизмов, начиная с простейших болтов и гаек.

Заключение. 

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, необходимых учащимся для:

- освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности: поиска и обработки информации из различных источников для выработки первоначальных идей и разработки лучшей идеи, проведения исследований в процессе выполнения проекта;

- сопровождения процесса самостоятельной исследовательской работы учащихся при выполнении проекта;

- выработки умений и навыков решения типовых практических задач в выбранной предметной области;

-  выработки умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

-  развития способностей к определенным видам деятельности;

-  проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

-  осуществления контроля и оценки уровней знаний, умений, навыков и способов действия.

На основании своего опыта хочу  отметить следующие положительные стороны проектного образования:

-  углубление знаний учащихся по предмету;

-  выявление способностей ученика;

-  развитие интереса к науке, умение работать с литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

Продуктивность деятельности педагогов, ведущих инновационный поиск, определяется множеством факторов. В рамках такого подхода важными являются:

- готовность учащихся работать в коллективе;

- умение брать на себя ответственность за выбранные решения;

- сформированность умений анализировать результаты своей деятельности;

- сформированность информационной, коммуникативной компетенций учащихся,

- воспитание толерантности, формирование ораторского искусства.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Указанный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность),  и  современным стандартам. Чтобы стать человеком XXI века, современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новое знание, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми разных культур.

Таким образом, метод проектов позволяет удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.

Список литературы.

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.
  2. Информационные технологии в образовании./ Материалы научно-практической конференции. – Саранск, 2004.
  3. Голуб Г.Б.и др. Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования: методическое пособие для педагогов…/под ред. Е.Я.Когана.- Самара,2006.
  4. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики : в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский - Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008 - 72 с
  5. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
  6. //Икт в работе учителя технологии. Из опыта Васильевой О.В.
  7. Журнал «Школа и производство».

Приложение 1.

МОУ "Рудногорская средняя общеобразовательная школа"

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  РАСЧЕТЫ

расходов на изготовление Проекта  "Санки"

№ п/п

Наименование продукции

ед. изм.

объем

цена

сумма

1

Древесина

куб. см

6335

0,0045р.

28,51

2

Краска

кг

0,4

95,00р.

38,00

3

Шурупы

шт

22

0,60р.

13,20

4

Болты

шт

12

4,00р.

48,00

5

Гайки

шт

12

0,80р.

9,60

6

Шайбы

шт

12

0,50р.

6,00

7

Сортовой прокат

кг

1,5

12,50р.

18,75

ИТОГО ОБЩАЯ СУММА:

 

 

 

162,06

Приложение 2.

Приложение 3.

Рецензия на доклад

А. В. Высоцкого, учителя технологии МОУ «Рудногорская сош»

по теме «ИКТ для предоставления результатов проектной деятельности учащихся»

представленного на районную научно-практическую конференцию «ИКТ в образовании»

В докладе А. В. Высоцкого рассмотрен актуальный вопрос об использовании информационно – коммуникативных технологий в преподавании предмета технология, а именно в проектной деятельности учащихся. Тема доклада соответствует основной проблеме: противоречие между требованиями к новому качеству образования выпускника, его умениям получать и применять знания на практике и несовершенством традиционных технологий обучения. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты, которые становятся основой новой парадигмы образования. По мнению автора, приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом.

Необходимо отметить, что предлагаемая автором схема работы над учебным проектом является комплексной и включает три основных этапа: исследовательский, технологический и заключительный. На каждом из этих этапов школьник по возможности максимально использует возможности ИКТ.

Основополагающими принципами данного опыта учителя являются: научность, доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В целом, предложения, высказанные автором, будут способствовать повышению качества образования.

Тема статьи раскрыта полностью, изложение материала последовательное, отсутствуют повторы, логические и стилистические ошибки. Оформление работы соответствует положению о практической конференции.

Опыт, представленный в статье, будет полезен для начинающих педагогов, для педагогов, имеющих затруднения с учащимися, имеющими низкую познавательную активность и слабую подготовку по предмету, а также для преподавателей, имеющих копилку интересных идей.

Руководитель ШМО учителей технологии                                          /И. И. Максимова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...