Рефлексия
материал по информатике и икт по теме

Вахрушева Галина Петровна

Рефлексия[1] необходимый компонент современного занятия, совершенствующий учебный процесс и выделяющий личность ученика на уроке.



  • [1] Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. Словарь › БСЭ. — 1969—1978
  • Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) -1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь )

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_gruppovoy_refleksii.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon anketirovanie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия[1] необходимый компонент современного занятия, совершенствующий учебный процесс и выделяющий личность ученика на уроке.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексивная деятельность может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Алгоритм  групповой рефлексии

  1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
  1. делало её более эффективной
  2. тормозило выполнение задания
  3. не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
  1. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
  1. обмен информацией
  2. взаимодействие
  3. взаимопонимание
  4. были равномерно задействованы все уровни
  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
  1. недостаток информации
  2. недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  3. трудности в общении
  1. Какой стиль общения преобладал в работе?
  1. ориентированный на человека
  2. ориентированный на выполнение задания
  1. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
  1. в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  2. единство группы в ходе работы было нарушено
  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  1. лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  2. нежелание наладить контакт большинства участников группы
  3. непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  4. сама задача оказалась неинтересной, трудной

Использование рефлексии позволяет быстро проанализировать результат, отследить в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи, и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь необходимо прибегнет к групповым методам.


    [1]
  1.  Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. Словарь › БСЭ. — 1969—1978
  2. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) -1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь )



Предварительный просмотр:

Анкетирование

Рефлексия в форме анкетирования позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

Скука

Азарт

Апатия

Защищенность

Беззащитность

Самостоятельность

Подчиненность

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Чувство успеха

Чувство неудачи

Радость общения

Чувство одиночества

Уверенность

Неуверенность

Подъем настроения

Спад настроения

Чувство новизны

Ощущение стандартности

Индекс удовлетворенности:

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

от 0,6 и выше – высокий.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

рефлексия на уроках математики

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания  учащихся  по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...