Рефлексия
материал по информатике и икт по теме
Рефлексия[1] необходимый компонент современного занятия, совершенствующий учебный процесс и выделяющий личность ученика на уроке.
- [1] Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. Словарь › БСЭ. — 1969—1978
- Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) -1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_gruppovoy_refleksii.doc | 38.5 КБ |
anketirovanie.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия[1] необходимый компонент современного занятия, совершенствующий учебный процесс и выделяющий личность ученика на уроке.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексивная деятельность может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Алгоритм групповой рефлексии
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
- На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
- Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
- Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
- Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной
Использование рефлексии позволяет быстро проанализировать результат, отследить в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи, и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь необходимо прибегнет к групповым методам.
- [1]
- Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. Словарь › БСЭ. — 1969—1978
- Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) -1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. (Энциклопедический словарь )
Предварительный просмотр:
Анкетирование
Рефлексия в форме анкетирования позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.
Состояние | +1 | 0 | -1 | Состояние |
Интерес | Скука | |||
Азарт | Апатия | |||
Защищенность | Беззащитность | |||
Самостоятельность | Подчиненность | |||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | |||
Чувство успеха | Чувство неудачи | |||
Радость общения | Чувство одиночества | |||
Уверенность | Неуверенность | |||
Подъем настроения | Спад настроения | |||
Чувство новизны | Ощущение стандартности |
Индекс удовлетворенности:
от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
от 0,6 и выше – высокий.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страница рефлексии
Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...
Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...
Презентация: "Оценка и её роль в формировании рефлексии учащегося"
Выступление на педагогическом совете...
рефлексия на уроках математики
Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания учащихся по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...
Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"
Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...
План - конспект занятия Тема: «Понятие рефлексии, саморегуляции» (упражнения на рефлексию и саморегуляцию)
Занятие для подростков...
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....