Элективный курс
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Арутюнян Лилит Эдуардовна

Элективного курса «Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения»

для 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arutyunyan_el.kurs_predprofil_inf._obr._sreda.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

  руководителем ШМО

_______/ХмельковойТ.А./

Протокол  ШМО №______

От«_____»_________20__г.

    «Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г. Ершова»  

__________/И.В.Рябинцева/

«____»__________200_г.

            «Утверждаю»

Директор  МОУ «СОШ №1 г.Ершова»

________________/Г.Н.Лепёхин/

Приказ №____

от«______»_______________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения»

для 9-х классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

города Ершова Саратовской области»

Составитель:

 Арутюнян Лилит Эдуардовна,

Классный руководитель 9 «А» класса

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

 «______»_______20_____г.

г. Ершов 2012г.

       Рабочая программа элективного курса «Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения» для учащихся 9-х классов составлена на основе программы элективного курса Вересовкиной Т.К,  учебного плана Муниципального образовательного учреждения «Средняя Образовательная  Школа № 1 города Ершова Саратовской области».

На реализацию программы необходимо 12 часов из расчёта: 12 часов - по одному часу еженедельно - I четверть и по 1-ому часу во II, III, IV четвертях- экскурсия.

  1. Пояснительная записка

  Элективный курс для учащихся 9-х классов предназначен для осуществления предпрофильного обучения, изучения информационного блока.

Цель курса: развить информационную компетентность учащихся, дать представление о информационно-образовательном пространстве, позволяющем осуществить обоснованный выбор профиля.

Задачи курса: развивать ключевые компетентности, удовлетворить познавательные интересы на основе информации об окружающем образовательном пространстве:

  1. получение информации о возможных путях продолжения образования;
  2. изучение нормативных документов по профильному обучению и модернизации школы;
  3. предоставление учащимся полной информации о программе развития школы, многопрофильности обучения в старших классах, результатах работы школы.

Элективный курс изучается в I четверти и рассчитан на 8 часов, дальнейшее изучение информативного блока будет проводиться в течение года во внеурочное время.

 

  1. Содержание тем элективного курса

 

  1. Введение. (1 час)

Информация по предпрофильному обучению. «Портфолио» и построение образовательного рейтинга ученика.

  1. Источники информации. (1час)

Справочники. Словари. Реклама и ее роль в получении информации. Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интернет).

  1. Права субъектов образования на доступность образования.(2 часа)

Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об образовании. Модернизация российского образования на период до 2010 года. Конвенция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

5.         Информация о школе.(1 час)

Устав школы. Программа развития школы. Количественный и качественный состав учителей и учащихся. Эксперименты. Профильные классы. Результаты работы школы: олимпиады, медалисты, поступившие в вузы.

  1. Образовательное пространство района школы.(2часа)

Информация о школах, лицеях, гимназиях. Средние специальные учебные заведения. Высшие учебные заведения. Центры дополнительного образования. Информационные и компьютерные центры. Центр здоровья. Библиотеки. Кинотеатры.

  1. Образовательное пространство города.(2 часа)

Информация об образовательных учреждениях города:

- школах, лицеях, гимназиях;

- о профессиональных лицеях, училищах, колледжах, техникумах;

- о высших учебных заведениях.

  1. Подведение итогов.  ( 3  часа)                                                                                         Презентация. Защита исследовательских и творческих работ, проектов. Демонстрация буклетов, визитных карточек, газет, рекламных плакатов, сайтов.

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

В результате изучения элективного курса учащиеся 9 класса должены:

знать/понимать

  1.  нормативные документы по профильному обучению;
  2. виды источников информации, средств массовой информации;
  3. программу развития школы, Устав школы, сведения о профильном обучении в школе, результаты работы школы;
  4. образовательное пространство района школы и города, информацию обо всех учебных заведениях города;
  5. об основных направлениях и задачах предпрофильной подготовки.

уметь 

  1.  работать с различными источниками информации, получать необходимые сведения из рекламы, справочников, словарей;
  2. составлять образовательную карту района, города;
  3. составлять визитные карточки, буклеты, сайты о школе;
  4. выбирать тему для творческой и исследовательской работы, проекта;
  5. представлять результаты исследования, творческой работы, проекта на презентации.

  1. Учебно-тематический план

Тема занятия. Содержание

Форма проведения

Методическое обеспечение

Домашнее задание

1.

Введение. Информация по предпрофильному обучению. «Портфолио» и построение образовательного рейтинга ученика.

Беседа

Изготовление зачетной книжки. Сбор материалов в портфолио (благодарности, грамоты).

2.

Источники информации. Справочники. Словари. Реклама и ее роль в получении информации. Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интернет).

Газеты, журналы, словари, справочники учебных заведений.

Заметка в газету о школе, учителях, профессии. Рекламный плакат о школе, о будущей профессии (по выбору учащихся)

3-4.

Права субъектов образования на доступность образования. «Конвенция ООН о правах ребенка».

«Конвенция о правах ребенка». Закон РФ «Об образовании. «Модернизация российского образования на период до 2010 года».

«Конвенция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Лекционное семинарское занятие (работа по группам)

Документы об образовании.

Составить конспект, комментарий, тезисы к одному из документов.

5.

Информация о школе. Устав школы. Программа развития школы. Количественный и качественный состав учителей и учащихся. Эксперименты. Профильные классы. Результаты работы школы: олимпиады, медалисты, поступившие в вузы.

Круглый стол

Буклеты о школе. Программа развития школы. Устав школы.

Визитная карточка, буклет, сайт о школе. Реклама школы. Газета о школе.

6-7.

Образовательное пространство района школы. Информация о школах, лицеях, гимназиях. Средние специальные учебные заведения. Высшие учебные заведения. Центры дополнительного образования. Информационные и компьютерные центры. Центр здоровья. Библиотеки. Кинотеатры.

Деловая игра

Буклеты учебных заведений. Рекламные плакаты.

Информационная карта школ, СПУЗов, вузов. Образовательная карта района.

8-9.

Образовательное пространство города. Информация об образовательных учреждениях города:

- школах, лицеях, гимназиях;

- о профессиональных лицеях, училищах, колледжах, техникумах;

- о высших учебных заведениях.

Дискуссия

Демонстрация буклетов СПТУ, вузов. Справочники для поступающих в вузы.

Образовательная карта города.

Информационная карта средних специальных учебных заведений, вузов города.

10-12.

Подведение итогов. Презентация. Защита исследовательских и творческих работ, проектов. Демонстрация буклетов, визитных карточек, газет, рекламных плакатов, сайтов.

Презентация

Демонстрация работ учащихся.

 

  1. Используемая литература

  1. Акулова О.В. «Информационная работа в условиях профильного обучения» / Под ред. профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург: Каро, 2005.
  2. Писарева С.А. «Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении» / Под ред. профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005.
  3. Писарева С.А. «Образовательная среда профильного обучения» / Под ред. профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. – Москва, 2002.
  5. Конвенция о правах ребенка.
  6. Концепция профильного обучения.
  7. Словарь по педагогике (междисциплинарный).
  8. «Предпрофильная подготовка в выпускных классах основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования». Сборник нормативных документов и методических рекомендаций. Правительство Саратовской области Министерство образования. – Саратов, 2004.
  9. «О реализации Концепции модернизации российского образования в Саратовской области» Правительство Саратовской области Министерство образования. – Саратов, 2004.

Образовательные интернет-ресурсы

  1. http: // www. informika. ru Информационный образовательный сайт
  2. http: // Scholar. urc. ac. ru /cour ses/ technog y /index. htme

Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.

Приложение 1

Словарь педагогических терминов

Деятельность информационная – совокупность процессов отбора, анализа, преобразования, хранения, логика и распространения информации.

Информация образования – массовое внедрение в педпрактику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации; внедрение новых информационных технологий в системе управления учреждения образования, а также в учебном процессе.

Информация (лат. Informatio – разъяснение, изложение) – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах.

Конвенция (от лат. Conventio – соглашение) – международный договор, соглашение по специальному вопросу.

Концепция образования (от лат. сonceptio – понимание, восприятие, система) – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в определенных типах учебных заведениях.

Образовательный консорциум – новая форма образования, построенная на кооперации группы школ с иными ОУ и образовательными ресурсами с целью обеспечения индивидуальных образовательных программ своих учащихся.

Образовательная карта – это карта муниципального округа, на которую нанесены все образовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, начального профессионального образования, высшие учебные заведения и другие учреждения, ведущие работу по профессиональной ориентации учащихся.

Портфолио – система оценивания знаний, распространенная в США. Суть: организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.

Профильная школа – конституционная форма реализации профильного обучения.

Профильные курсы – курсы повышенного уровня, углубленные курсы для старшей школы, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся.

(Из «Словаря по педагогике», Г.М. Коджашаровой, А.Ю. Коджашарова; из Концепции профильного обучения).

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактическая

1.

Введение.

1

03.09.12

2.

Источники информации.

1

10.09.12

3-4.

Права субъектов образования на доступность образования.(

2

17.09.12

5.

Информация о школе.

1

24.09.12

6-7.

Образовательное пространство района школы.

2

01.10.12

08.10.12

8-9.

Образовательное пространство города.

2

15.10.12

10-12.

Подведение итогов.

2

22.10.12

29.10.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...


 

Комментарии

Арутюнян Лилит Эдуардовна

Элективный курс «Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения»
для 9-х классов