Доклад на тему "Метод учебных проектов"
статья по информатике и икт по теме

Плеханова Елена Александровна

Выступление по теме "Метод учебных проектов" на круглом столе во Владимирском авиамеханическом колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_uchebnyh_proektov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Владимирского авиамеханического колледжа Плеханова Е.А.

Метод учебных проектов

        Каждый преподаватель старается дать своим студентам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате студенты перегружены информацией и не способны ее запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и применить на практике. В результате у студента теряется интерес к учебе. Но с помощью грамотно разработанных педагогических технологий педагог может создать необходимые условия для качественного обучения. Одной из таких технологий является метод проектов.

        Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был создан в 20-е годы XX века американским педагогом Джоном Дьюи и назывался методом проблем.

Проектное обучение направлено на развитие активного самостоятельного мышления студентов. Базовый принцип проектного обучения заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом студентов в их познавательной и творческой совместной деятельности. Результатом данной образовательной технологии является решение проблем с применением необходимых знаний их различных областей.

Проектное обучение позволяет решать следующие задачи:

  1. деятельность студентов носит практический характер, благодаря чему усиливается мотивация обучения;
  2.  студенты получают возможность выполнять творческую работу в рамках заданной темы, что развивает их творческий потенциал;
  3. в ходе работы над проектом студенты взаимодействуют друг с другом, у них формируется коммуникабельность, умение работать в команде;
  4. формирование умений и навыков работы с информацией, умение ее анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, заключения.

К использованию метода проектов выдвигаются следующие требования:

  1. наличие проблемы (задачи) – исследовательской, информационной, практической. Работа над проектом – это решение данной проблемы.
  2. планирование действий по разрешению проблемы (составляется перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных);
  3. исследовательская работа учащихся (поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проекта);
  4. наличие результата работы над проектом (продукта, который создается участниками проекта в ходе решения проблемы).

Таким образом, проект можно представить в виде пяти букв «П»:

Проблема – Проектирование (Планирования) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестая «П» - это Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта – черновики, отчеты и т.д.)

Выполнение проекта может занимать различное время:

  1. выполнение проекта рассчитано на весь год, результат может выступать итогом изучения дисциплины (экзамен или зачет проводятся в форме защиты проектов);
  2. в виде проекта можно представить обобщение или повторение пройденного материала. В этом случае проект может быть небольшим, на один или несколько уроков. Можно использовать такую систему: сначала даются базовые знания, затем переходим к практическим занятиям (выполнению лабораторных и практических работ), содержание которых соответствуют системе знаний и умений по дисциплине. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях;
  3. на методе проектов можно построить изучение новой темы, которое займет также несколько уроков.

В качестве примера можно привести проект «Программирование определенных интегралов численными методами». Данный проект может быть реализован со студентами двух специальностей нашего отделения в рамках разных дисциплин. Со студентами специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы»  - в рамках дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» как подведение итогов темы «Циклы». Со студентами специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» - в рамках дисциплины «Численные методы в программировании» как изучение новой темы.

Проектный метод позволяет уйти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Рассмотрим роли студентов и преподавателя на разных этапах выполнения проекта.

В общем виде выполнение проекта разбивается на 4 этапа:

1 этап: погружение в проект.

Преподаватель формулирует проблему, цели и задачи проекта.

Например, в проекте «Программирование определенных интегралов численными методами» для постановки проблемы решается определенный интеграл по формуле Ньютона-Лейбница (знакомой из курса математики): , где F(x) – первообразная функции f(x).

Затем преподаватель ставит задачу написать программу для вычисления интеграла. В процессе обсуждения студенты обнаруживают проблему: невозможно запрограммировать первообразную функции.

Преподаватель ставит задачу: найти новые формулы для вычисления определенного интеграла  с возможностью их программирования.

На данном этапе студенты лично «переживают» проблему, вживаются в ситуацию, принимают, конкретизируют цели и задачи.

2 этап: организация деятельности.

Преподаватель организует деятельность – предлагает создать группы, спланировать деятельность каждой группы, возможные формы представления результатов.

Студенты осуществляют разбивку на группы, распределяют задачи по группам, планируют работу, выбирают форму презентации результата.

Студенты разбиваются, например, на следующие группы: теоретики (собирают информацию, выводят формулы), программисты, оформители проекта.

3 этап: осуществление деятельности

Студенты работают активно и самостоятельно: каждый выполняет свою работу, консультируются при необходимости, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов.

Теоретики вспоминают геометрический смысл определенного интеграла, заменяют криволинейную трапецию прямоугольником, трапецией, выводят соответствующие формулы. Программисты строят по найденным формулам блок-схемы, реализуют построенные алгоритмы на языке программирования. Оформители готовят слайды, на которых представлены отчеты по выполненной работе (геометрические построения, вывод формул, блок-схема, программа, результаты).

Преподаватель выступает на данном этапе в роли консультанта, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, если это необходимо.

4 этап: презентация.

Студенты демонстрируют понимание проблемы, цели, задач, найденные способы решения, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Преподаватель принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

Оценку за выполнение проекта преподаватель выставляет совместно со студентами. Оценивается не только результат, но и сам процесс. Иногда студентам трудно дать взаимооценку деятельности. Чтобы помочь студентам преподаватель задает следующие вопросы: все ли проходило гладко? Все ли принимали посильное участие в реализации проекта? Какие проблемы в общении возникли в процессе совместной деятельности? Как они разрешились? Если можно было начать сначала, то чтобы ребята изменили? Хотели бы работать над следующим проектом? Если да, то в каких группах?

Педагогу целесообразно иметь паспорт учебного проекта. Пример оформления паспорта приведен в Приложении 1.

Заключение: наукой доказано, что 80% информации, которую слышит студент на уроке, забывается в тот же день, если он с ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20%  сохраняется в памяти несколько дольше. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет студентам полноценно усвоить, осмыслить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность студентов.

Приложение 1

Методический паспорт учебного проекта

Адресация:

Тема: «Программирование определенных интегралов численными методами»

Аннотация (обоснование выбора темы проекта) Курс «Численные методы в программировании» является одной из основных дисциплин, необходимых для подготовки программистов среднего звена. Он имеет своей целью изучение учащимися основ и методики решения задач прикладной математики с приближенными вычислениями и численными методами математического анализа в объеме, необходимом технику-программисту для работы на ПК.  Исследование методов решения определенного интеграла численными методами позволит совершенствоваться в направлении численного решения задач, изучении программных средств вычислительной техники.

Цели:

Образовательные: формирование у учащихся системы знаний в области численного решения определенных интегралов; интеграция ЗУН, приобретенных в результате изучения дисциплин «Математика», «Высшая математика», «Основы программирования»;

Развивающие: формирование у учащихся рациональных приемов мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности в выводе формул численного интегрирования, познавательных интересов к будущей профессии, развитие настойчивости в достижении цели;

Воспитательные: основы профессионального восприятия будущей профессии. Воспитание трудовой дисциплины, добросовестности, ответственности.

Специальность: 230115 «Программирование в компьютерных системах», 230113 «Компьютерные системы и комплексы».

Возраст учащихся: 17-18 лет.

Характеристика учебного проекта (по типологическим признакам):

-по характеру доминирующей в проекте деятельности (исследовательский, творческий, игровой, информационный, практикоориентированный и т.п.): исследовательский;

-по профилю знаний (монопредметный, межпредметный, надпредметный, межпрофессиональный):  межпредметный;

- по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой): групповой;

-по продолжительности выполнения проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный): краткосрочный;

- по уровню контактов(в данной группе, курсе, в ОУ, между ОУ, региональный, международный и т.п.): в данной группе;

- по форме (реферат, презентация, выставка, видеофильм, сценарий, пособие, изделие или любой другой продукт): презентация.

Время работы над проектом: 4 урока.

Режим работы: урочное время.

Обеспечение:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: ПК, система программирования Turbo Pascal, пакет Microsoft Office, учебная литература.

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватели дисциплин «Математика», «Основы программирования», «Информационные технологии».

Мотивация к работе: личный интерес учащихся.

Предполагаемые приращения:

  1. новое содержание по темам «Приближенное вычисление определенных интегралов», «Программирование циклических алгоритмов»;
  2. вывод формул численного интегрирования;
  3. программирования формул численного интегрирования;
  1. вычисление определенного интеграла формулами численного интегрирования, сравнение результатов;

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: по проблемам вычисления определенных интегралов с помощью ПК.

Развитие навыков:

  1. самостоятельной работы с источниками информации, с информационными технологиями;
  2. самостоятельного принятия решения;
  3. коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией при выполнении проекта;
  4. мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе информации, программировании;
  5. самоанализа и рефлексии.

Воспитание толерантности.

Расширение кругозора.

Организационный момент

Учебная группа выбирает  генерального  директора  проекта.

Генеральный директор отвечает за:

а)  организацию работы над проектом;

б) организацию презентации проекта.

В группе происходит  следующее  деление: делится на 3 отдела (состав  отделов по желанию). 

1.Отдел  теоретиков:

  1. выполняют сбор необходимой информации;
  2. выполняют геометрические построения;
  3. выводят формулы численного интегрирования (прямоугольников с левыми, с правыми,  со средними точками, трапеций, парабол).

2.Отдел программистов:

  1. строят блок-схемы алгоритмов для каждого метода численного интегрирования;
  2. пишут программы по построенным алгоритмам;
  3. тестируют, отлаживают программы;
  4. решают определенный интеграл численными методами с помощью ПК.

3.Отдел дизайнеров (оформителей):

  1. готовят презентацию, в которую заносят: постановку задачи, цели проекта, отчеты каждого отдела.

Презентация работы группы происходит по плану:

  1. Проблема проекта: Почему (это для меня  (нас) важно) ?
  2. Цель: Зачем (я (мы) это делали)?
  3. Задачи: Что (я (мы) для этого делали)?
  4. Методы и способы: Как (я(мы) это делали) ?
  5. Результат: Что (получилось)?
  6. Рефлексия:   Что удалось ( не удалось)? ( положительный и отрицательный опыт работы) Что нового узнали? Что научились делать?
  7. Взаимооценка:  оценка деятельности каждого члена группы.

Статус учебного проекта:

Автор-разработчик: преподаватель Владимирского авиамеханического колледжа Плеханова Е.А.

Опыт использования: апробация.

Степень расширения: Владимирский авиамеханический колледж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебного проекта в начальной школе (доклад)

Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и у...

Доклад "Типология учебных проектов"

Цели доклада: -рассказать о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности; -обозначить цели названных типов учебных проектов; -определить проектный продукт; -указать формируемую ко...

Презентация к докладу "Типология учебных проектов"

Презентация способствует наглядно понять информацию  о типах учебных проектов по характеру доминирующей деятельности; о целях названных типов учебных проектов;  об определени...

Метод учебных проектов - доклад

Доклад на тему: "Метод учебных проектов"...

Доклад "Метод учебных проектов - образовательная технология 21 века"

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Мишель де  Монтень французский философ и писательЗачем нужно учиться? Ответ на этот «детский...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Презентация к докладу по теме "Метод учебного проекта : проблематизация, история возникновения и развития"

Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Метод учебного проекта: проблематизация, история возникновения и развития". Презентация помогает наглядно представить  основные этапы возникнове...