Рабочая программа по информатике (начальная школа)
рабочая программа по информатике и икт на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klasst_office_word.docx29.64 КБ
Файл 3_klass_microsoft_office_word.docx26.44 КБ
Файл 4_klasssoffice_word.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов – Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.

Общая характеристика курса

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  1. Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  2. Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  3. Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

 Задачами курса являются:

• формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

• формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

• овладение приемами и способами информационной деятельности;

• формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).

Изучение информатики в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В метапредметном направлении:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся.

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В предметном направлении:

1) владение базовым понятийным аппаратом:

• знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

• знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

• знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

• знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

2) овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач.

• выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

• проведение полного перебора объектов;

• определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

• использование имён для указания нужных объектов;

• использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

• сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

• выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

• достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Контрольные работы

4. Тестирование

УМК

1. Учебник "Информатика" для 2-4 классов – Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.

2. Рабочая тетрадь 2 класс , тетрадь проектов.

3. Методическое пособие для учителя, 2 класс

4. Книга для учителя. А.Л. Семенов. Т.А. Рудченко.

Содержание курса

Правила игры

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.  

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,  дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

.

Тематическое планирование по  информатике

        Учебник:   Информатика  2кл. Т.А.Рудченко,А.Л.Семёнов  М.:Просвещение,2012 г.+  рабочая  тетрадь +тетрадь проектов

Всего: 34  учеб. часа (1 час в неделю)

Номер

темы,дата

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

К-во часов

1-2

Истинные и ложные утверждения.

2

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.

3

Сколько всего областей.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

4

Слово.

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.

5

Имена.

1

6

Все разные.

1

7

Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

8

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

9

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1

10-11

Раньше, позже.

2

12

Контрольная работа 1.

1

13

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

14

Проект «Новогодняя открытка»

1

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

15

Алфавитная цепочка.

1

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.

16-17

Словарь.

2

18

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

1

19

Знаки препинания.

1

20-21

Латинский алфавит.

2

22

Контрольная работа 2.

1

23

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

24

Проект «Наши рецепты».

1

Составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу.

25-26

Мешок бусин цепочки.

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.  Приобретать навыками адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года.

27-28

Цепочка (отсчет от любой бусины)

2

29-30

Таблица для мешка (двумерная)

2

31

Календарь.

1

32

Проект «Мой календарь».

-

33

Контрольная работа 3.

1

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

34

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».

1

Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с использованием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.

Оставляю за собой право коррекции  учебного плана в течение  учебного года



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./  и в соответствии с  авторской программой Е. П. Бененсон, А. Г. Паутовой,  рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ. /М., Академкнига / Учебник, 2010г./

/ УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Информатика и ИКТ»            авторы: Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова 3 класс (в 2 частях). Москва. Академкнига /Учебник, 2012г./

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них. Обучение  информатике      направлено на решение следующих задач:

  1. Учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  2. Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  3. Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  4. Дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.
  5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация;
б)  репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.


Формы организации процесса обучения:

  1. Фронтальная
  2. Групповая
  3. Индивидуальная
  4. Урок

Рабочая программа рассчитана на 34  часа в год.

Учебно-тематический план.

3 класс (34ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Информационная карта      мира

9ч.

2

Компьютер-универсальная  машина для обработки информации

3ч.

3

Алгоритмы и исполнители

11ч.

4

Объекты и их свойства

10ч.

5

Эстетические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

1ч.

Итого:    

34ч.

Содержание программы

Информационная картина мира (9ч.)

Способы организации информации.

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3часа).

Фундаментальные знания о компьютере.

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.

Алгоритмы и исполнители (11 часов).

Алгоритмы с переменными.

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями.

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации.

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Объекты и свойства (10 часов).

Объекты.

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов.

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 час).

Носители информации коллективного пользования.

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

Учащиеся должны знать/понимать:

- структуру таблиц (строки, столбцы, ячейки);

- что такое переменная, ее имя и значение;

- что такое ветвление;

- что такое объект;

- что такое класс объектов.

Учащиеся должны уметь:

- фиксировать собранную информацию в виде списка;

- упорядочивать короткие списки по алфавиту;

- фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;

- нужную информацию в таблице;

- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;

- находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;

- исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;

- приводить примеры объектов и их свойств;

- находить среди данных объект с заданными свойствами;

- выделять свойства, общие для различных объектов;

- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;

- определять истинность сложных высказываний;

- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- работы со списками и таблицами;

- безопасной работы за компьютером;

- работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.

Программу обеспечивают:

Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник,2008,2009.

Бененсон Е. П., Паутова А. Г. Информатика. 3 класс:. Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2008,2009.

Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие 

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
  2. что такое переменная, ее имя и значение;
  3. что такое ветвление в алгоритме;
  4. что такое объект;
  5. что такое свойство объекта;
  6. что такое класс объектов.

Уметь:

  1. фиксировать собранную информацию в виде списка;
  2. упорядочивать короткие списки по алфавиту;
  3. фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
  4. находить нужную информацию в таблице;
  5. находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
  6. находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах (при наличии оборудования);
  7. находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
  8. исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей;
  9. приводить примеры объектов и их свойств;
  10. находить среди данных объект с заданными свойствами;
  11. выделять свойства, общие для различных объектов;
  12. объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
  13. определять истинность сложных высказываний;
  14. на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
  15. на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. работы со списками и таблицами;
  2. безопасной работы за компьютером;
  3. работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Используемые электронные и цифровые ресурсы

Дата

Первая четверть

 

1.

Что мы знаем об информации

1

Кодирование текста

2.

Что мы знаем о компьютере

1

Сборка компьютера

3.

Объекты и их свойства

1

В магазине

4.

Объекты и их свойства

1

В магазине

5.

Порядок элементов в списке  

1

Самый – самый

6.

Упорядоченные списки

Самый – самый

7.

Многоуровневый список

    1

На вокзале

8.

Простые и многоуровневые списки

1

На вокзале

9.

Простые и многоуровневые списки

1

Цветочные часы

Вторая четверть

10.

Классы объектов  

1

В магазине

11.

Таблицы

1

Логика

12.

Таблицы

1

Самый – самый

13.

Порядок записей в таблице

1

Природные зоны

14.

Поиск информации в таблице

1

Не используется

15.

Поиск информации в таблице

1

Не используется

16.

Твои успехи

1

Переливайка

Третья четверть

17.

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

1

Считайка

18.

Исполнитель алгоритмов Считайка.

Имя и значение переменной

1

Считайка

19.

Имя и значение переменной.

1

В магазине

20.

Блок-схема алгоритма. Ветвление

1

Считайка

21.

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление

1

Рассказ с продолжением

22.

Простые и сложные высказывания

1

Рассказ с продолжением

23.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

В магазине

24.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

1

Чертежник

25.

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами

1

Чертежник

26.

Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника

1

Чертежник

Четвёртая четверть

27.

Повторение материала 3 четверти

    1

28.

Исполнитель алгоритмов Пожарный

1

Пожарный

29.

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»

1

Пожарный

30.

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный

1

Пожарный

31.

Метод последовательной детализации

1

Пожарный

32.

Простые и сложные условия в алгоритмах

1

В магазине

33.

Твои успехи

1

Не используется

34.

Итоговое повторение и обобщение

    1

Не используется

                                       Итого:

34ч.

Оставляю за собой право коррекции  учебного плана в течение  учебного года



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта  начальной школы и на основе программы курса начальной школы Информатика, разработанной Бененсон Е. П., Паутовой А. Г. (М.:Академкнига/Учебник, 2010).

Программу обеспечивают:

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник-тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. — М.: Академкнига/Учебник, 2005.

Учебник «Информатика и ИКТ 4 класс» является последним из трех учебников для начальной школы (2—4 классы), обучение по которым имеет целью формирование у учащихся первоначальных представлений об обработке информации, приобретение первых навыков целенаправленной работы с информацией и общения с компьютером.

Актуальность изучения  курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. В проекте концепции содержания образовательной области  Информатика»  информатику предлагается рассматривать как «одну из фундаментальных отраслей  научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу   окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных технологий».

Цели и задачи курса

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них.

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  1. учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  2. формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  3. дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  4. дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания стандарта начального общего образования.

Учебный предмет изучается  во 4 классе, рассчитан на 34 часа.

Содержание программы носит пропедевтический характер. При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры, проектная деятельность.

Программа курса для начальной школы, в соответствии с которой разработан данный учебник, предусматривает обучение младших школьников информатике на пропедевтическом уровне по следующим направлениям:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина для обработки информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.
  5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Работа по названным направлениям в течение всех лет начального обучения информатике — со второго по четвертый класс — идет параллельно и во взаимосвязи.

Понятие информации и работа с информацией

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

В 4-м классе рассматриваются различные способы организации информации:

  1. список, таблица, гипертекст;
  2. дерево.

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  1. со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
  2. поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  3. обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 4-м классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  1. планирование деятельности человека;
  2. управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Используются компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Освоение объектного подхода в 3-м классе позволяет подойти в 4-м классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

В 4-м классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послеусловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов.

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий — выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся познакомились в 3-м классе.

Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

  1. фундаментальные знания о компьютере,
  2. практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  1. представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  2. название и назначение основных устройств компьютера;
  3. представление о двоичном кодировании информации;
  4. представление о программном управлении компьютером;
  5. представление о профессиях компьютера.

В 4-м классе, базируясь на опыте работы с различными программами, который школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Кроме того, в данный подраздел в программе 4-го класса включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать графический и текстовый редакторы, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.

Урок информатики организован так, что учащиеся работают за компьютером на каждом уроке по 15 минут (предельно допустимое время работы за компьютером для учащихся начальной школы в соответствии с санитарными нормами). Каждая программа имеет дидактическое содержание, связанное с темой урока и заданиями, выполняемыми в учебнике-тетради.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся: правила поведения в компьютерном классе

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса.

Содержание программы

4-й класс (34 часа)

Информационная картина мира (11 ч)

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов).

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации и области их применения. Компьютеры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере

Запуск программ из меню «Пуск».

Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.

Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Алгоритмы и исполнители (8 ч)

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека.

Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Объекты и их свойства (7 ч)

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.

Действия, изменяющие значения свойств объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)

Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу третьего года обучения (конец 4-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. виды информации (текстовая, графическая, численная);
  2. название одной программы для обработки информации каждого вида;
  3. что такое дерево и какова его структура;
  4. что такое файл (при наличии оборудования);
  5. права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
  6. что такое цикл в алгоритме;
  7. что такое действие объекта.

        Уметь:

  1. приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
  2. находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
  3. создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  4. создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  5. запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
  6. записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя (при наличии оборудования);
  7. приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
  8. использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
  9. исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
  1. приводить примеры действий объектов указанного класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  2. фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
  3. планирования бытовой и учебной деятельности;
  4. безопасной работы за компьютером;
  5. создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. д.) на компьютере.

Формы контроля

Курс Информатика и ИКТ, разработанный Бененсон Е. П., Паутовой А. Г. (М.:Академкнига/Учебник, 2010) носит пропедевтический характер, поэтому проведение контрольных работ не предполагается. Задания раздела «ТВОИ УСПЕХИ», предназначены для контроля и самоконтроля усвоения материала первого полугодия и за год.  

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Элементы дополнительного

(необязательного)

содержания

Вид контроля.

Измерители

Д/з

1

Алгоритм с ветвлением (повторение)

1

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие ин-

формации человеком с помощью органов чувств

Знать, что алгоритм - план решения задачи или достижения цели; что алгоритм состоит из шагов; каждый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма; способы записи алгоритмов; правила поведения в компьютерном классе.

Уметь: определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвлением); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алгоритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков состоит ветвление; проверять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений переменных D, С, В

Алгоритм

с ветвлением.

Компьютерная программа «Считайка»

Фронтальная

работа

С. 4-9,

№4

2

Алгоритм с циклом

1

Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером

Знать, что цикл - это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода).

Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание

Алгоритм

с циклом. Компьютерная программа «Считай-ка»

Индивидуальный опрос

С. 10-15,

№8

3

Составление алгоритмов с циклом

1

Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми)

Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алгоритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы

Компьютерная программа «Лаборатория»

Самостоятельная работа

С. 16-19,

№12

4

Алгоритм упорядочивания объектов

1

Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены

Уметь: различать алгоритмы с циклом и алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алгоритм

Алгоритм

упорядочивания объектов.

Компьютерная программа «Лаборатория»

Фронтальная

работа

С. 19-22,

№ 16

5

Составление и исполнение алгоритмов с циклом

1

Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации

Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений

Компьютерная программа «Лаборатория»

Фронтальная

работа

С. 22-25,

№20

6

Составление и исполнение алгоритмов

с циклом

1

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация

Уметь: соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм; заполнять пропуски в циклическом алгоритме; пользоваться справочной литературой; записывать информацию в таблицу; составлять алгоритм упорядочивания записей о предках поэта

Компьютерная программа «Лаборатория»

Самостоятельная работа

С. 26-29,

№24

7

Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов

Путешественник

1

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком

Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»).

Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма в виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; составлять дерево твоей родословной

Организация

информации

в виде дерева.

Компьютерная программа «Путешественник»

Фронтальная

работа

С.30-35,

№28

g

Дерево деления объектов на подклассы

1

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации

Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы, а выделенную группу объектов - подклассом данного класса.

Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря

Дерево деления объектов на подклассы.

Компьютерная программа «Путешественник»

Фронтальная

работа

С. 35-38,

№32

9

Файловое дерево

1

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой

и графической информации

Знать: понятие «файловое дерево»; что файлы имеют имена; файлы можно объединить в группу и дать группе имя; имя жесткого диска - С:.

Уметь: выбирать верные высказывания; по алгоритму Путешественника восстанавливать дерево файлов и папок на диске С:, составлять алгоритм для Путешественника

Файловое

дерево. Компьютерная программа «Путешественник»

Тест

С. 38-43,

№36

10

Вспомогательный алгоритм

1

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм.

Уметь: выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы

Вспомогательный

алгоритм

Фронтальная

работа

С. 44-47,

№40

11

Вспомогательный алгоритм с параметром

1

Истинные высказывания. Ложные высказывания

Знать, что имя параметра записывается в скобках после имени вспомогательного алгоритма.

Уметь: анализировать вспомогательный алгоритм с параметром; выбирать верные высказывания; составлять алгоритм по рисунку; составлять таблицу, в которой каждая запись содержит информацию о количестве звезд

Вспомогательный алгоритм с параметром.

Компьютерная программа «Чертежник»

Индивидуальный

опрос

С. 41-49,

№44

12

Исполнитель алгоритмов Художник

1

Работа с таблицей.

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которые называются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось ¥); точка пересечения называется началом координат.

Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы

Компьютерная программа «Художник»

Самостоятельная работа

С. 50-54,

№48

13

Составление и исполнение алгоритмов Художником

1

Работа с таблицей.

Предметы и их  свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Уметь: составлять дерево деления данного класса на подклассы; составлять по рисунку алгоритм для Художника; выполнять задания, используя алгоритм Художника

Компьютерная программа «Художник»

Фронтальная

работа

С. 54-56,

№52

14

Составление и выполнение алгоритмов с циклом дня Художника

1

Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном с помощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисунку и его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви

Компьютерная программа «Художник»

Фронтальная

работа

С. 56-58,

№56

15

Составление и выполнение алгоритмов с циклом для Художника

1

Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов

Уметь: анализировать структуру алгоритма в виде дерева; придумывать рисунок и составлять алгоритм для Художника, используя вспомогательные алгоритмы; составлять вспомогательный алгоритм

Компьютерная программа «Художник»

Тест

С. 58-61,

№60

16

Твои успехи

1

Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета

Уметь: выполнять алгоритмы; составлять алгоритм упорядочивания рисунков музыкальных инструментов; выбирать верные высказывания

Фронтальная работа

С. 62-67

17

Обобщение по теме «Составление и выполнение алгоритмов»

1

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации

Уметь: выполнять алгоритмы; определять истинность высказываний; составлять алгоритм упорядочивания рисунков; составлять по рисунку алгоритм для Художника; придумывать свой циклический алгоритм шифрования текста

Индивидуальный опрос

18

Виды информации. Обработка

графической информации

1

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма

Знать: виды информации по способу получения (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации по способу двоичного кодирования (графическую, численную, звуковую); понятия «графический редактор», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «звуковой редактор», «файл». Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инструменты рисования; составлять алгоритмы создания рисунков в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка»

Компьютерная программа «Графический редактор Paint»

Самостоятельная

работа

С. 4-8,

№4

19

Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint

1

Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов

Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе

Компьютерная программа «Графический редактор Paint»

Фронтальная работа

С. 8-10, №8

20

Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint

1

Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей

Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы

Компьютерная программа «Графический редактор Paint»

Индивидуальный опрос

С.10-12,

№12

21

Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint

1

Управление формальными исполнителями. Создание сложных алгоритмов

Знать назначение инструментов графического редактора Paint. Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы

Компьютерная программа «Графический редактор Paint»

Самостоятельная работа

С. 13-15, №16

22

Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

1

Запись алгоритмов

Знать: программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти двоичные коды символов, каждый символ кодируется набором из восьми нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов.

Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дереве деления данного набора символов на подклассы; открывать файл с текстом в программе MS Word и форматировать его; сохранять электронный текст; отмечать точки, заданные координатами

Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word»

Фронтальная работа

С. 16-19,

№20

23

Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word

1

Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме «...и...», «...или...»

Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматривать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких - «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MS Word, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл в свою личную папку

Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word»

Фронтальная работа

С. 20-21,

№24

24

Дополнительные возможности текстового процессора

1

Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать: дополнительные возможности текстового процессора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе.

Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Delete», «Backspace»; рассматривать фрагмент файлового дерева и выполнять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы

Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS

Word»

Фронтальная работа

С. 22-25,

№28

25

Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере»

1

Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать понятия «носитель графической информации», «носитель звуковой информации».

Уметь: выполнять алгоритм; анализировать отредактированные тексты; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word

Компьютерная программа «Текстовый процессор ТП MS Word»

Индивидуальный опрос

С. 26-27,

№32

26

Численная информация. Вычисления на компьютере

1

Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать, что в памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами; для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют «двойная система счисления».

Иметь представление о происхождении слова «компьютер».

Уметь: рассматривать окно программы «Калькулятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выбирать объекты для работы с информацией; изучать алгоритм вычисления значения выражения со скобками с помощью программы «Калькулятор»; составлять алгоритм вычисления значений, используя занесение в память промежуточных результатов; находить в сварочном разделе информацию о том, какие действия можно выполнять над файлами

Компьютерная программа «Калькулятор»

Самостоятельная работа

С. 28-32,

№36

27

Двоичное кодирование

1

Запись алгоритмов

Уметь: заполнять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число

Компьютерная программа «Калькулятор»

Фронтальная работа

С. 32-33, №40

28

Действия объектов

1

Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов

Знать понятия «объект», «свойства объекта», «действия объектов». Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина»

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Индивидуальный опрос

С. 34-38,

№44

29

Действия над объектами

1

Способы записи алгоритмов. Свойства

объектов

Знать, что действия могут выполняться не только самим объектом, но и другие объекты могут производить действия над ним.

Уметь: соединять рисунки объектов с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Самостоятельная работа

С. 39-41,

№48

30

Влияние действий на значение свойства объекта

1

Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов

Знать, что действия объекта или действия над объектом могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет, температуру и др.).

Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматирования; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Фронтальная

работа

С. 42-46,

№52

31

Циклические процессы в природе и технике

1

Запись алгоритмов.

Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Иметь представление о циклическом процессе.

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Тест

С. 46-50,

№56

32

Использование компьютеров в жизни общества

1

Запись алгоритмов.

Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Фронтальная

работа

С. 50-53,

№60

33

Обобщение по теме «Действие объектов. Действия над объектами»

1

Компьютерный класс как информационная система коллективного

пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса

Уметь: определять действия объекта; составлять циклический алгоритм; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию; соединять объекты с выполняемыми ими действиями

Компьютерная программа «Компьютерная Долина»

Тест

С. 53-56,

№64.

С. 57-60,

№68

34

Твои успехи

1

Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носители информации

Фронтальная работа

С. 65-71

35

Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

1

Знать способы организации информации.

Уметь: называть имена исполнителей алгоритмов; выполнять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм решения задачи; рассказывать о способах организации информации; записывать информацию в виде таблицы; составлять списки, дерево отношений; придумывать дерево, с помощью которого можно собирать слова

С. 72-84

Оставляю за собой право коррекции  учебного плана в течение  учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ритмика в начальной школе"

для 1-х классов на 1 час в неделю...

Рабочая программа "Ритмика в начальной школе"

для 2-х классов на 2 часа в неделю...

Рабочие программы по УМК " Начальная школа ХХI век" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...

рабочая программа учителя-логопеда начальная школа

В связи с тем, что в общеобразовательных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необхо...

Рабочая программа ЛФК в начальной школе.

Рабочая программа ЛФК в начальной школе....

рабочая программа английский язык начальная школа

Рабочая программа по английскому языку 2-4 класс. М.З. Биболетова " Enjoy English"...