Актуальность перехода к дистанционному образованию
статья по информатике и икт по теме
статья раскрывает основные аспекты перехода к дистанционному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_perehoda_k_distancionnomu_obrazovaniyu.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность перехода к ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В то время как информационное общество приходит на смену индустриальному, население Земли неуклонно увеличивается. Усиленно возрастает нагрузка на биосферу и ее ресурсы. Глобально мыслящие люди, учитывая показатели рождаемости думают, о горах мусора, которые потребуются переработать; типы дамб, дорог, аэро- и морских портов, которые необходимо возвести с учетом экономических планов и прогнозов Тиффин, Раджасингам, 1999.
Продиктованная потребность общества – необходимость в расширении доступа к образованию. От этого зависит само выживание человека как вида, но нет никакой надежды, что современная система просвещения будет развиваться пропорционально этому росту.
Б.С. Гершунский (2005 г.) отмечал, что для повышения эффективности педагогического процесса целесообразна переориентация ряда его процессов:
- от преимущественно исполнительной и репродуктивной деятельности обучающихся — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса;
- от жесткой унификации — к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов — к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и обучающихся.
Возможность получить нужное образование, сменить профессию, повысить квалификацию в избранной области — все это жизненно важные условия не просто выживания, но и успеха, достойной жизни в обществе. Однако такое образование можно получить не всюду, и далеко не каждый человек имеет достаточно средств, чтобы, оплатить транспортные расходы, проживание по месту учебы. Переквалификация или повышение квалификации, не уезжая из дома, или консультация со специалистами, получение требуемой в данной местности специальности, для многих людей решила бы серьезную проблему.
Оглядываясь назад, в эпоху Возрождения (XVII—XVIII вв.) — начало традиционной системы образования Кларин, 1994, можно проследить эволюцию форм образовательного процесса, который всегда менялся вслед за изменениями общественного строя и уровня развития техники.
Образование «из уст в уши» было характерно для времен Аристотеля, «меловой» период развития в России мы не завершили до сих пор, появление учебников в XVII в. — последнее революционное изменение в форме подачи учебного материала. И теперь общество и личность оказались вынуждены признать, что такой скудный набор источников информации, дополненный неспешной почтовой связью, ни в коей мере не удовлетворяет ни того, ни другого.
Общество ощущает потребность в гибкой образовательной системе, максимально использующей современные достижения педагогики и техники. Такая система должна, с точки зрения общества, удовлетворять нескольким основополагающим принципам:
- быть доступной для любого индивида, независимо от его возраста, места жительства, национальности, вероисповедания, имеющегося уровня образования;
- позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время и осваивать учебный материал в доступном ему темпе;
- легко трансформироваться под влиянием изменяющихся внешних условий, позволяя заменять образовательные модули на более современные, дополнять систему, не уничтожая накопленный бесценный опыт удач и ошибок.
Очевидно, что традиционная образовательная технология этим условиям не удовлетворяет. Во-первых, ее доступность весьма относительна. Уже по одному критерию — месту жительства студента, его возможности к обучению оказываются ограниченными. При этом даже наиболее дешевая и адаптированная к таким условиям система заочного обучения в силу материального фактора. А для таких категорий граждан как инвалиды или находящиеся в местах заключения конституционные гарантии ничем реально не подкреплены.
С сожалением, приходится констатировать, что получить образование на родном языке становится в ряде регионов все сложнее. При этом выбирать специальность уже не приходится. Поэтому не только на территории России, но и в странах СНГ такая проблема весьма актуальна Ильин, 1999.
Во-вторых, ее личностноориентированность: система организации и планирования учебного процесса во всех без исключения традиционных учебных заведениях рассчитана на единую скорость изучения учебного материала и, в лучшем случае, предоставляет возможность прослушать его во второй раз. Для взрослого человека, обремененного семейными и служебными проблемами, это делает обучение недоступным, даже при сохранении у него высокой мотивации к получению новых знаний.
В-третьих, динамичность системы. Связующие звенья между ступенями образования относительно не отработаны, поэтому разочарование в выбранном учебном заведении может привести к тому, что студент поставит точку в своих попытках получить образование, вместо того чтобы просто сменить институт.
В-четвертых, интеллектуальный потенциал общества в области отдельных дисциплин (экология) скуден. Мы постоянно ощущаем отсутствие элементарной грамотности членов общества в сфере экологии, философии и права. Популярность литературы по экономике, социологии и психологии наглядно демонстрирует осознанную потребность ликвидировать дефицит соответствующих знаний. И все образовательные структуры, независимо от уровня, форм собственности и обучения, должны помогать в этом своим учащимся.
Но потребность общества в современной гибкой образовательной системе — это только одна сторона медали. По другую сторону стоят потребности личности в такой системе, и, объективно говоря, трудно установить приоритет в этих двух типах потребностей.
Делая выбор в пользу предложения обучения, каждый из нас надеется удовлетворить свою потребность в развитии в преодолении новых рубежей, изменении своего социального и профессионального статуса, реализации установок, заложенных в наше подсознание в детстве, обеспечении более комфортного существования себе и близким. И этих личных мотивов вполне достаточно для того, чтобы начать учиться Новик, 1999. Фактически спрос на образовательные услуги на уровне подсознания существует всегда. Период становления рыночных отношений привносит свои специфические потребности, в конечном счете, сводящиеся к адаптации к новым социально-экономическим условиям. Например, учителю химии в кабинет устанавливают интерактивную доску, позволяющую проводить интерактивные занятия с возможностью демонстрации различных опытов, решением задач, ведением электронных тетрадей и т.п. Учителю необходима переквалификация.
Таким образом, изучение вузовского курса в полном объеме не обязательно, но негибкая образовательная система не может помочь этим людям решить их индивидуальные проблемы вне небольшого набора стандартных образовательных схем Христочевский, 2000.
Далее, вступительные экзамены в вузы ежегодно наглядно демонстрируют удручающее качество знаний и умений абитуриентов, ввиду отсутствия компетентности. Курсы или программы коррекции для таких абитуриентов необходимы, тем более, что в последние годы произошла корректировка программ в сторону уменьшения аудиторных часов, причем с учетом их реальных знаний на момент подключения к программе.
И, наконец, одной из принципиально важных является потребность личности в реализации собственной образовательной программы, "образовательного маршрута". Личность и общество начала XXI столетия, как никогда ранее, заинтересованы в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека. И система обучения должна быть готова предоставить для этого все возможности. Такими возможностями обладает дистанционное образование.
Еще один аспект обсуждаемых вопросов представляется принципиально важным: окружающая нас среда всегда несет функции обучения и воспитания. Именно она, а также хорошо развитые каналы передачи информации (книги, газеты, журналы, радио, телевидение, компьютерные сети) дают человеку начальные знания по всем областям техники, экономики, экологии и т.п. Учебные программы этого не замечают, порождая недоумение, излишние повторы, а то и просто скуку Новик, 1999.
Новые экономические условия заставляют обучающегося пересматривать критерии выбора формы обучения. Не затрагивая наиболее обеспеченных граждан, которым по карману любой коммерческий вуз или европейский университет, реформа образования поставила вопрос о стоимости обучения во главу угла. Безусловно, неадекватная оплата преподавательского труда на сегодняшний день привела к тому, что дистанционное обучение дешевле заочного, или более точно — обучения по переписке, и гораздо дешевле всех форм очного образования. Поэтому выбор недорогих образовательных программ, и прежде всего, дистанционных, естественен. Дешевле только самообразование, но реализовать его могут не более 4% взрослых.
Традиционные формы обучения весьма консервативны в вопросе об использовании средств связи в учебном процессе. Да и потребности в современных средствах коммуникации возникли недавно. Неспешная почтовая связь положила конец учебе не одного студента-заочника за последние 30 лет. Темпы сегодняшнего дня требуют использовать факсимильную связь, электронную почту, компьютерные сети для пересылки заданий, консультаций и т.п. И такие возможности есть у всех. При этом использование, например, электронной почты значительно дешевле, чем факсимильной связи. Таким образом, существует возможность выбора технологии общения студент — институт в удобном виде и реальном масштабе времени. Навыки коммуникационной культуры в равной мере необходимы как обучающемуся, так и его педагогу.
Перечисленные причины выдвинули на первый план дистанционное обучение как новую образовательную технологию, по своей сложности и возможностям соответствующую настоящему дню, для которого характерным является лавинообразный поток информации во всех областях знания. Кроме того, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения Христочевский, 2001 и осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса к очной форме Полат, 2002.
Библиографический список
- Гершунский Г.С. Инновационные технологии в образовании. – М.: 2005. 170 с.
- Ильин Г. Педагогическая технология и педагогическое мастерство./ Новые знания.- 1999.- №4
- Кларин М.Б.Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5.
- Новик М. Технология групповой работы. /Новые знания.-2000.-№3.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системе повышения квалификации пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия». – 2002. – 277с.
- Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Перевод с англ.— М.: Информатика и образование, 1999. - 312 с.
- Христочевский С.А. Особенности электронных учебников на примере компьютерного задачника по истории Древнего мира. X конференция-выставка "Информационные технологии в образовании". - Сборник трудов. Часть IV. М.: МИФИ, 2000, с. 40.
- Христочевский С.А., Вихрев В.В., Федосеев А.А., Филинов Е.Н. "Информационные технологии". Учебное пособие. М.: "АРКТИ", 2001, с. 200.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы дистанционного образования
Дистанционное образование. Вдумываешься и удивляешься прогрессу. Не секрет, что такое обучение раскрывает большие возможности. Но, как и любая технология, дистанционное образование имеет и свои ...
Тест по теме " Технология и методология дистанционного образования" на основе книги "Дидактика дистанционного образования" О.П. Околелова:
Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Internet. Предложенный тест по дисциплине "Технологии ...
Активизация мотивации к изучению предмета физики.Применение интернет –технологий стало очень актуальным в сложившейся обстановке при переходе на дистанционное обучение
Применение интернет –технологий -требование времени....
Актуальность, цель, задачи, типовые проблемы дистанционного образования в Российской Федерации.
В статье автор анализируер организацию дистанционного образования в Российской Федерации на современном этапе....
«Метапредметные результаты при построении образовательного перехода «Основное общее образование – Среднее общее образование». Обучение на основе технологии учебных ситуаций»
Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обуславливает преемственность при переходе с одного уровня образования на другой.Для осуществления преемственности в...
Организация обучения математики в условиях перехода на дистанционное образование.
Организация обучения математики в условиях перехода на дистанционное образование.Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств.Я не верю в силу обстоятельств.В этом мире добивается успеха только то...