Организация обучения математики в условиях перехода на дистанционное образование.
методическая разработка
Организация обучения математики в условиях перехода на дистанционное образование.
Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств.
Я не верю в силу обстоятельств.
В этом мире добивается успеха только тот,
кто ищет нужных ему условий и,
если не находит, создает их сам.
Джордж Бернард Шоу
Аннотация. Дистанционное образование по математике – новая, современная востребованная технология, которая помогает сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. Дистанционное образование появилось уже во многих школах страны. Современное дистанционное образование имеет много преимуществ, но есть и недостатки. Самый существенный из них заключается в том, что дистанционное образование подойдет только для целеустремленных, мотивированных на учебу учащихся, так как им приходится много самостоятельно заниматься.
Ключевые слова: дистанционное образование, математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_statya.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения математики в условиях перехода на дистанционное образование.
Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств.
Я не верю в силу обстоятельств.
В этом мире добивается успеха только тот,
кто ищет нужных ему условий и,
если не находит, создает их сам.
Джордж Бернард Шоу
Аннотация. Дистанционное образование по математике – новая, современная востребованная технология, которая помогает сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. Дистанционное образование появилось уже во многих школах страны. Современное дистанционное образование имеет много преимуществ, но есть и недостатки. Самый существенный из них заключается в том, что дистанционное образование подойдет только для целеустремленных, мотивированных на учебу учащихся, так как им приходится много самостоятельно заниматься.
Ключевые слова: дистанционное образование, математика.
Введение. В условиях ограничительных мер и самоизоляции, связанных с распространением пандемии коронавируса, переход на дистанционное обучение школьников стало вынужденной реальностью. К переходу на онлайн-обучение не были готовы ни учителя, ни ученики, ни, тем более, их родители. При этом стоит понимать, что сегодня переход на достаточно долгое время на дистанционное образование не сможет полноценно заменить привычное очное обучение в школе, и не сможет привести к тем же социальным и образовательным результатам, которые достигаются в результате освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования при традиционной очной форме обучения.
Одной из таких образовательных технологий является дистанционное обучение. Как показала практика, в апреле — мае 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение, педагоги вынуждены были пересмотреть традиционные методики, больше времени отдавать подготовке к занятиям, продумывать формы и методы изучения нового материала и проверки знаний обучающихся. Способность образовательного учреждения, учителей, и родителей в том числе, достаточно гибко и быстро реагировать на запросы общества и непредвиденные ситуации, имеет очень большое значение. Понятно, что без применения новых технологий, несмотря на трудности их реализации, уже невозможно представить себе школу в ближайшие годы. Жаль, что не все родители понимают, что лучше такое обучение, чем отсутствие образования вообще (социальные сети). Современные компьютерные технологии, дистанционные системы обучения, интернет-ресурсы и интеллектуальные ресурсы родителей дали возможность учителям, ученикам и их родителям работать в новом формате.
Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение неотъемлемая часть современного образования, позволяющая самореализоваться учащимся как на уроке, так и внеурочное время. Информационные компьютерные технологии, а также современные гаджеты позволяют в полной мере осуществлять такое обучение в полном объеме. Для того чтобы подобное взаимодействие было наиболее эффективным учителям математики необходимо в первую очередь определиться с ответом на следующие три вопроса:
1.Каким образом организовать информирование обучающихся?
2.Каким образом организовать дистанционное обучение?
3.Каким образом организовать контроль и оценивание результатов?
При этом стоит учитывать, что в режиме самоизоляции находятся не только ученики, но и их родители, а также другие родственники. Таким образом, в большинстве семей компьютер или планшет понадобится не только одному ребенку, но также его братьям или сестрам, и взрослым родственникам, которые будут продолжать работу удалённо. Кроме того, технические особенности того или иного домашнего компьютера или планшета могут не соответствовать требованиям к материально-техническим условиям для выполнения задания в конкретном формате, программе или приложении.
В связи с этим, во-первых, не стоит перегружать учащихся выполнением тех заданий, выполнение которых невозможно без компьютера или планшета. Во-вторых, стоит отдавать предпочтение тем формам работы, при которых не принципиальна привязка ко времени выполнения заданий, например, запись видеоурока предпочтительнее онлайн конференции. И в-третьих, нельзя забывать, что ученики изучают дистанционно не только математику – учителя по всем учебным предметам будут высылать задания обучающимся, и скорее всего в различных платформах и в различных форматах.
При выборе сервисов или платформ для дистанционного обучения некорректно выбирать и навязывать учащимся платные ресурсы. На это стоит обратить отдельное внимание, так как большинство образовательных платформ, предоставляющих качественный продукт, существуют на коммерческой основе.
Замечательно, если учитель в предшествующее данной непростой ситуации время разрабатывал свой блог или сайт, или уделял время профессиональному самосовершенствованию в области дистанционного обучения. Но для большинства учителей ситуация со стремительным переходом на дистанционное обучение стала шоком.
В условиях столь резкого перехода наиболее эффективным является такой вариант работы, при котором учитель подбирает на свой выбор формат предоставления нового учебного материала и контроля обучающихся среди колоссального многообразия уже разработанных ресурсов.
Стоит учитывать, что отследить самостоятельное выполнение обучающимися заданий в сложившейся ситуации практически невозможно, а значит больший акцент в работе стоит делать не на тестировании, а на прохождении нового учебного материала, или повторении, в том числе итогового, пройденного ранее учебного материала различными способами.
Самой острой проблемой при дистанционном обучении является проблема мотивации и самодисциплины обучающихся. Для тех учеников, которые могут самостоятельно организовать свое личное время и заинтересованы в получении знаний, полезными могут оказаться такие ресурсы, содержание обучения на которых выходит за рамки обязательной программы. Это может быть и олимпиадная математика, и подготовка к профильному ЕГЭ по математике, и курсы личностного развития.
В таком случае полезными могут оказаться следующие ресурсы: https://www.lektorium.tv/, https://foxford.ru/ и другие.
Для обучающихся, которые не отличаются хорошей самодисциплиной или являются слабоуспевающими, стоит выбрать другую тактику – подбирать ресурсы, где хорошо объясняется учебный материал (лучше дозированно по времени), и набор заданий для контроля, например, с помощью ресурсов https://uchi.ru/, https://sdamgia.ru/. При этом сами тестирования не стоит делать объемными, чтобы учащийся не опускал руки, взглянув только на количество тестовых вопросов.
Возвращаясь к нашим трем вопросам, попробуем сформулировать ответы. Как же организовать информирование обучающихся?
Среди возможных вариантов могут быть:
• рассылка по электронной почте (для этого необходимо получить список класса с адресами электронных почт учащихся или их родителей, например, через классного руководителя),
• передача информации через личный сайт/блог учителя (при наличии соответствующего сайта/блога). Этот вариант требует от учащихся самодисциплины, так как ребенок должен сам заходить на ресурс и «брать» задание,
• передача информации через социальные сети, например, группа или беседа в vk.com,Viber или WhatsApp (при условии, что все учащиеся зарегистрированы в такой сети, что является сугубо добровольным),
• наконец, сообщения через электронный журнал, смс-сообщения, телефонные звонки.
С помощью каких онлайн ресурсов осуществить дистанционное обучение?
Изучение нового учебного материала может быть организовано как с помощью учебника,
который находится на руках у обучающихся, так и с помощью видеоуроков. С одной стороны, учитель может самостоятельно проводить уроки при наличии webкамеры и микрофона, например, в формате видеоконференции (с помощью приложения zoom https://zoom.us/) или вебинара, в режиме онлайн, с возможностью общения в чате или же записав свой видеоурок для его просмотра обучающимися, не привязываясь к конкретному времени. Стоит отметить, что для учебного предмета «математика» существуют некоторые трудности для такого формата обучения, например, сложно представить эффективный видеоурок по математике, где присутствует только лишь речь учителя. Необходимо сопровождать такие уроки подготовленными иллюстрациями, например, с помощью презентации, что также трудоемко для учителя, так как в основном презентация будет наполнена математическими выкладками или геометрическими чертежами. Замечательно, если в данной ситуации у учителя окажется маркерная или меловая доска. В противном случае, данные уроки окажутся скорее всего малоэффективными.
Также в помощь учителю существуют уже разработанные платформы с набором интерактивных видеоуроков, например, https://resh.edu.ru/, наполненный уроками по всем темам учебного предмета «математика» курса основной и средней школы (стоит учитывать, что данный сайт может быть перегружен в связи с большим количеством обращений).
Итак, возможны следующие варианты (или их комбинации):
• Прохождение нового материала по учебнику.
• Проведение урока учителем в формате видеоконференции, привязываясь к определенному времени, с возможностью общения (zoom, youtube).
• Записи видеоуроков самим учителем, не привязываясь к времени просмотра и без возможности общения во время самого урока (zoom, youtube, видеофайл).
• Использование интерактивных видеоуроков, размещенных на платформе https://resh.edu.ru/ и др., не привязываясь к времени просмотра (стоит учитывать, что данный сайт может быть перегружен в связи с большим количеством обращений).
При этом необходимо иметь в виду, что учитель, рекомендующий тот или иной видеоурок для просмотра школьникам, должен просмотреть и одобрить данный материал.
И, наконец, самый сложный вопрос. Как же организовать контроль и оценку освоения программного материала обучающегося?
Данный вид работы на сегодняшний день представлен не так широко, как предыдущие. Это может быть выборочный контроль, когда учитель проверяет задание у определенных учеников, например, фотографию или отсканированное изображение выполненного задания. При таком подходе нет гарантий, что учащийся выполнял это задание самостоятельно, поэтому такой вариант можно рекомендовать в тех случаях, когда задание является дополнительным.
Обязательными, если мы имеем в виду объективное оценивание, могут быть тестирования по заданиям базового уровня сложности с помощью таких сервисов, где учащимся одного класса предлагаются различные варианты заданий, а проверка этих заданий автоматизирована. Например, с помощью https://uchi.ru/, http://sdamgia.ru, https://foxford.ru/, https://edu.skysmart.ru и др.
В ситуации с оцениванием, могут возникнуть трудности с родителями, которые хотят помочь своим детям заработать отличную оценку. Здесь, надо объяснить родителям, что они – родители – главные заинтересованные лица в объективной оценке знаний и умений своих детей, поэтому не стоит сдавать учителю коллективный труд семьи по выполнению конкретных заданий.
Основные проблемы, с которыми сталкивается учитель при дистанционном обучении:
1. слабая обратная связь между учителем и учащимся;
2. низкое качество контроля уровня полученных знаний;
3. отсутствие мотивации к обучению у учащихся (поддерживать высокий темп обучения, без постоянного контроля со стороны учителя, удается далеко не всем учащимся);
4. недостаток практических знаний;
5. невозможность в достаточной мере развивать коммуникативные навыки учащихся:
6. низкая компьютерная грамотность, как некоторых учащихся так, к сожалению, и отдельных учителей;
7. плохая техническая оснащенность и низкая скорость интернета.
В свою очередь, многие учителя, отмечают, что весь день сидят неподвижно у монитора, сначала ведут уроки в онлайн режиме через zoom , потом проверяют, присланные и выполненные задания, а затем готовятся к следующему дню, ведь каждый урок должен быть продуман.
Особо хочется выделить роль учителя в процессе дистанционного обучения. Учитель должен во время групповых или индивидуальных занятий и консультаций отвечать на вопросы учащихся, выявлять степень усвоения изучаемого материала и уровень полученных знаний. На основании этого педагог должен планировать и корректировать дальнейший учебный процесс. При планировании дистанционных уроков учителю необходимо тщательно продумать формы взаимодействия между учащимися, вопросы для проверки изучаемого материала, темы для обсуждения, так как в процессе дискуссий учащиеся могут более полно осмыслить пройденный материал. Педагогическая практика показывает, что полное отчуждение обучаемого от преподавателя значительно снижает познавательную активность и негативно влияет на результат учебно-воспитательного
процесса [2,3]. Многие учащиеся испытывают затруднения при дистанционном обучении, так как данная форма обучения требует высокой мотивации, умения планировать и организовывать свою учебную деятельность, самостоятельном работать с источниками информации, анализировать достигнутые результаты [4]. Все данные факты говорят о низкой эффективности дистанционного обучения без участия преподавателя и его непосредственного контроля за процессом обучения, т. е. без общения обучающегося с преподавателем в режиме реального времени.
Можно долго рассуждать и спорить о преимуществах и недостатках дистанционной формы обучения. Однако, на данном этапе применения дистанционных технологий,
нашей главной задачей является организация учебного процесса таким образом, чтобы новые формы обучения давали максимальный по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные. К тому же существует множество вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но как бы то ни было, огромный «плюс» дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться непрерывно – всю жизнь.
Выводы. Дистанционное образование очень разнообразно по способам реализации содержания обучения, соответствующего учебным программам. Многообразие форм занятий, методов и средств обучения, использующихся при дистанционном курсе математики, помогает достигать поставленных целей обучения. При дистанционной системе обучения можно использовать следующие формы занятий: лекции, «онлайн» семинары (вебинары), лабораторные занятия, контрольные работы, тесты, «онлайн» зачеты и экзамены, консультации (в чате), самостоятельные работы и др. Мы считаем, что в будущем дистанционное обучение будет востребовано еще больше, чем сейчас.
Литература:
1. Захарова В.Ф., Лукичева Е.Ю. Методические рекомендации по организации и содержанию обучения математике в условиях перехода на дистанционное образование. Апрель, 2020г. СПб АППО.
2. Хузиахметов, А.Н., Насибуллов Р.Р. Учебная деятельность студента ВУЗа на этапе перехода к дистанционному образованию // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. с. 44-50.
3. Марчук, Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. с. 78-85.
4. Кочетова, Ю.Ю. Особенности применения тьюторского сопровождения в дистанционном образовании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. №1 (33). с. 116-118.
5. Кузнецова О.В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЗА И ПРОТИВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-2. – С. 362-364;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 (дата обращения: 28.03.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.
В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...
Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Статья содержить мои рассуждения о необходимости проведения мониторинга педагогической деятельности для учителя в связи с переходом на новые ФГОС для прогнозирования и отслеживания динамики...
«Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»
«Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»...
Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения
Введение ФГОС требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном п...
Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на дистанционное обучение и длительного пребывания дома.
В течение ближайших нескольких недель многие семьи будут находиться в режиме самоизоляции. Эта новая, непривычная для нас ситуация становится источником стресса и негативных эмоций к...