Учитель | Ученик |
Вспомните, что такое информация? | Это сведения об окружающем нас мире |
Какие виды информации по форме представления вы знаете? | Числовая Текстовая Графическая Звуковая Видеоинформация |
А человек принимает информацию с помощью… | С помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса |
Как вы считаете, с помощью какого органа человек получает больше всего информации? | С помощью зрения |
Какие виды информации человек воспринимает с помощью зрения? | Числовую, текстовую, графическую, видео |
Перед вами (на доске) текстовая информация. Прочитаем ее и попробуем представить картину: Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Что вы себе представили? | (несколько учеников рассказывают свои картинки)
|
Вы видите, что у всех описание получается разным, каждый по-своему представляет эту картину. Наблюдается потеря значительной части информации, происходит изменение информации. А теперь посмотрим на картину, написанную по этому описанию. (показывает репродукцию) |
|
Давайте проанализируем с вами как легче воспринять информацию: по рисунку или по тексту? | По рисунку |
Почему? | Информация представлена наглядно |
Вы правильно отметили, что проще воспринять наглядную информацию. Поэтому тема нашего урока: «Наглядные формы представления информации». |
|
Как вы думаете, какова цель урока?
| Познакомиться с наглядными формами представления информации |
Вы правильно отметили, главная цель нашего урока познакомиться с наглядными формами представления информации. Кроме того, мы с вами научимся текстовую и числовую информацию переводить в наглядную. |
|
Появившийся на свет младенец не умеет ни говорить, ни ходить, ему дана удивительная способность видеть мир своими глазами. Пройдет немало времени, прежде чем он научится говорить и писать. Помните ли вы свои первые книжки? Что их отличало от взрослых книг? Да, то есть они были красочными со множеством картинок. Сегодня в ваших учебниках тоже много рисунков. Они помогают понять и усвоить даже самый сложный материал. Значит одна из форм наглядного представления информации? | В детских книжках много картинок.
Графика, картинки, фотографии |
Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл рисунка мы поймём всегда. |
|
Встретились два рыбака и друг перед другом хвастают, кто поймал рыбу больше. Предложите способ разрешения спора, кто удачливее, у кого рыба попалась больше? | Надо показать фотографии человека с рыбой. |
Фотографии – очень популярная, реалистичная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий. |
|
Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут схемы. Приведите примеры схем. | Например, для разбора слова по составу используют схему: с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.
Схема метро. Схема эвакуации в школе (в здании) |
Или план-схема. |
|
Значит схема тоже одна из наглядных форм представления информации. |
|
Ученика предлагается прочитать текст в учебнике1.10 с.37 (У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – «5». У Прозоровой по литературе оценка за год – «5». У Радугиной по математике оценка за год – «4».У Алексеевой по природоведению оценка за год – «5».. У Алексеевой по литературе оценка за год – «5». у Дроздова по математике оценка за год – «5». У Мухина по математике оценка за год – «3». У Мухина по русскому языку оценка за год – «3». У Прозоровой по математике оценка за год – «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год – «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год – «4». У Галкина по русскому языку оценка за год – «4». У Радугиной по природоведению оценка за год – «4». У Галкина по литературе оценка за год – «4». У Радугиной по литературе оценка за год – «5». У Дроздова по литературе оценка за год – «4». У Галкина по математике оценка за год «3». У Прозоровой по природоведению оценка за год «5». У Мухина по природоведению оценка за год – «4».) и ответить на находящиеся под ним вопросы. (Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы, но делают это чётко и быстро по таблице, которая выводится на экран позже) - Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? - По каким предметам приведены годовые оценки учеников? Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике? Эти же самые вопросы задаются ученикам, когда на экран выведена информация в виде таблицы. | Таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации. |
А как можно удобно представить числовые данные? Если ученики не могут ответить то предлагается следующее задание Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайд 3): (или используя РТ: №20 С.23) А-1 | Б-2 | В-3 | Г-4 | Д-5 | Е-6 | Ё-7 | Ж-8 | З-9 | И-10 | Й-11 | К-12 | Л-13 | М-14 | Н-15 | О-16 | П-17 | Р-18 | С-19 | Т-20 | У-21 | Ф-22 | Х-23 | Ц-24 | Ч-25 | Ш-26 | Щ-27 | Ъ-28 | Ы-29 | Ь-30 | Э-31 | Ю-32 | Я-33 | | |
Е Й Б Д С Б Н Н Б Ответ: Д И А Г Р А М М А | Диаграмма |
Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? | Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин. |
Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из загадок. |
|
Он трубит, но не трубач, Всеми признанный силач. Стоя спит под пальмой он. Догадались? Это… (слон) | Слон |
По реке плывёт бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит ... (крокодил) | Крокодил |
Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них – на семь суток! (Верблюд) | Верблюд |
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь) | Медведь |
По деревьям прыгать мастер, Сорвала руками лист, Ловко скорчила гримасу, Головой повисла вниз. (Обезьяна шимпанзе) | Обезьяна шимпанзе |
Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. |
|
На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни: Слон – 60 Крокодил – 40 Верблюд – 30 Медведь – 25 Шимпанзе – 60 |
|
Эти данные можно представить на линейной диаграмме. Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать. На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни. С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно |
|
Что мы можем сказать про диаграмму? | Диаграмма – это наглядная форма представления информации. |
Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть систему координат на 90°, а вместо отрезков нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60. Такую диаграмму называют столбчатой. Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а с помощью компьютера быстро |
|
Рассмотрим этапы создания диаграммы на компьютере. Этапы создания столбчатой диаграммы: - Открыть текстовый процессор MS Word;
- Создать таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;
3) Выделить таблицу; 4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА. 5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста. А теперь давайте сами потренируемся создавать диаграммы. Выполним по учебнику № 4 с. 44 . №37 с.37 рабочей тетради.
Представьте следующую информацию с помощью диаграммы: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км. | (Выполняют практическую работу на компьютере и сравнивают с работой учителя высвечивающиеся на доске через проектор) |
Для чего нужны диаграммы? | Для наглядного представления числовой информации. |
С какими наглядными формами информации вы познакомились на уроке? Как можно наглядно представить информацию? | С таблицей, с диаграммой, схемой, рисунком, фотографией |
К какому выводу вы пришли, сравнивая текстовую информацию и наглядную? | С наглядной информацией удобно работать |
С какими трудностями вы столкнулись на уроке? |
|
|
|