Конспект урока по информатике
Тема: «Глобальная сеть Интернет.
Безопасный поиск информации в Интернете»
Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети;
Задачи:
Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;
Дидактические основы урока:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: 11 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.
План урока:
- Орг. момент (1-2 мин.);
- Объяснение нового материала (20 мин.);
- Самостоятельная работа (15 мин.);
- Итог урока (3-5 мин.);
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент,
1-2 мин.
- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности. | Здравствуйте, ребята!
Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
Презентация к уроку (приложение 1).
На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1). | Записывают тему урока в тетради. |
Введение в тему:
- подготовить детей к восприятию темы;
- нацелить на продуктивную работу.
7-10 минут | Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты). Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 3).
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.
Достоинства
| Недостатки
| Важный источник информации
| Информация из Интернета может быть недостоверной
| Общение с людьми из разных городов
| Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
| Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома
| Обман со стороны организации
| Способ распространения своих знаний
| Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
|
Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.
Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.
Выступление капитана команды сторонников.
Выступление капитана команды противников.
В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть. |
Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.
Делятся на группы.
Работа в группах.
Вывод своих позиций. |
Тема урока:
- изучить способы поиска информации в сети Интернет;
- рассмотреть поисковые системы Интернета.
10 минут | А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию (слайды 5-6).
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
- Указание адреса страницы; (слайд 7)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
- Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 8).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
- Обращение к поисковой системе (слайд 9).
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 10) Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды 11 – 12). Yandex. ru
Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13). Google. ru
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14). Rambler. ru
Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 15).
| Основное записывают в тетрадь (самостоятельно!!!) |
Закрепление материала
15 минут | А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (приложение 2).
| Индивидуальная работа за компьютерами. |
Подведение итогов урока:
систематизация знаний, полученных на уроке
3 минуты | Беседа по содержанию урока:
- Что такое глобальная компьютерная сеть?
- Что такое поисковая система?
- Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?
Оценивание ребят за практическую работу. |
|
| Используемая литература:
1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни). – М.: Просвещение, 2012 г.
2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 511 с.: ил. |
|