РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_robototehnika.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора училища по учебной работе «____»______________ 20 ___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор училища «____»______________ 20 ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Робототехника»
на 2012-2013 учебный год
Классы: 7,8
Количество часов:
- 2 часа в неделю;
- 70 часов в год.
Программа модифицированная.
Разработала педагог дополнительного образования:
Абрашина Людмила Михайловна (высшая квалификационная категория)
| Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Дополнительные образовательные программы», протокол № …. от «…» …………………. 20 … г. Руководитель отдельной дисциплины _______________________ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Список литературы для преподавателей
Список литературы для обучающихся
Перечень web-сайтов для дополнительного образования по предмету
Краткая характеристика предмета
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательными конструкторами серии Mindstorms, Fischertechnik. В некоторых странах (США, Япония, Корея и др.) при изучении робототехники используются и более сложные кибернетические конструкторы.
Направленность
Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Актуальность
Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно растущие коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение информационных систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека. Авторитетными группами международных экспертов область взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей потенциал революционного технологического прорыва и требующей адекватной реакции как в сфере науки, так и в сфере образования.
В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. В ряде ВУЗов присутствуют специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая о всех возможностях этой области. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей. Таким образом, появилась возможность и назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники.
Педагогическая целесообразность
Введение дополнительной образовательной программы «Робототехника» в школе неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных на математике или физике, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры в роботы, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения сложного теоретического материала на уроках. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.
Цели
- Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.
Задачи
Образовательные
- Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся.
- Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов.
- Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой.
- Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.
Развивающие
- Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.
- Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.
- Развитие креативного мышления, и пространственного воображения учащихся.
- Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Воспитательные
- Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
- Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата.
- Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.
Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста учащихся. Некоторые темы взаимосвязаны со школьным курсом и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него. Например, передаточные отношения связаны с обыкновенными дробями, которые изучаются во второй половине 5 класса. Понятие скорости появляется на физике в 7 классе, но играет существенную роль в построении дифференциального регулятора.
Обучающиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа (70 часов).
Форма организации занятий
Преподаватель ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно. При необходимости выполняется эскиз конструкции. Если для решения требуется программирование, учащиеся самостоятельно составляют программы на компьютерах (возможно по предложенной преподавателем схеме). Далее учащиеся работают в группах по 2 человека, ассистент преподавателя (один из учеников) раздает конструкторы с контроллерами и дополнительными устройствами. Проверив наличие основных деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает учебные карточки со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой экран с помощью проектора). Программа загружается учащимися из компьютера в контроллер готовой модели робота, и проводятся испытания на специально приготовленных полях. При необходимости производится модификация программы и конструкции. На этом этапе возможно разделение ролей на конструктора и программиста. По выполнении задания учащиеся делают выводы о наиболее эффективных механизмах и программных ходах, приводящих к решению проблемы. Удавшиеся модели снимаются на фото и видео. На заключительной стадии полностью разбираются модели роботов и укомплектовываются конструкторы, которые принимает ассистент. Фото- и видеоматериал по окончании урока размещается на специальном школьном сетевом ресурсе для последующего использования учениками.
Формы подведения итогов
- В течение курса предполагаются зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). Также методом проверки знаний являются тематические состязания роботов, успешное участие в которых освобождает от соответствующего зачета.
- По окончании курса учащиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Введение (2 ч.)
Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники и при работе с конструкторами. История робототехники.
Конструирование (22 ч.)
Правила работы с конструктором.
Основные детали конструктора. Спецификация конструктора.
Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с контроллером. Кнопки управления. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
Датчики и их параметры.
Сборка моделей. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Программирование (26 ч.)
Визуальные языки программирования.
Разделы программы, уровни сложности. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами, соединение команд.
Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.
Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.
Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.
Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания (Знакомство с командами).
Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Знакомство с командами.
Проектная деятельность в группах (18 ч.)
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к соревнованиям. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Повторение (2 ч.)
Повторение изученного ранее материала.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Программно-методическое обеспечение:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательные
Результатом занятий робототехникой будет способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных робототехнических конструкторов, а также создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных обучающимися.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой полученных навыков.
Наиболее ярко результат проявляется в успешных выступлениях на состязаниях роботов и при создании и защите самостоятельного творческого проекта.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и закрепляют его.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
- Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
- The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
- http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
- http://www.legoengineering.com/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
- Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
- Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
- Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.
- Рабочие тетради fischertechnik.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
- http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
- http://www.legoengineering.com/
- http://www.klass39.ru/otkuda-prishli-roboty/#more-2604
- http://www.prorobot.ru/myrobot.php
- http://robototehnika-info.ru/219_olimpiada_po_sobososesnike_ssedi_ssasissya_skol_ort_2010.html
Преподаватель: ___________ Л.М. Абрашина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Мы познаем мир"
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации ...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»
Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»
Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Гибкий путь»
Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...
Рабочая программа объединения дополнительного платного образования «Знайки»
Программа направлена на обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучен...
Программа занятий дополнительного образования Робототехника.
Программа курса дополнительного образования «Робототехника» соответствует требованиям ФГОС. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные ...
Рабочая программа курса дополнительного образования «Робототехника»
Рабочая программа курса дополнительного образования «Робототехника» на примере платформы программирование моделей инженерных систем...