Рабочая программа курса дополнительного образования «Робототехника»
рабочая программа

Толоконникова Евгения Викторовна

Рабочая программа курса дополнительного образования «Робототехника» на примере платформы программирование моделей инженерных систем

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса дополнительного образования «Робототехника» на примере платформы программирование моделей инженерных систем разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ 29.12.2012;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказ комитета и науки Курской области от 06.11.2015 г. № 10.1-07-02/9744;
  4. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Мелавская СОШ»;
  5. Учебный  план МКОУ «Мелавская СОШ».

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом уроке, используя робот-манипулятор DOBOT, набор конструктора APPLIED ROBOTICS а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Грамотность, Технология, Математика, Конструирование, Развитие речи.

Базовый набор конструктора APPLIED ROBOTICS и специальное программное обеспечение являются средством для достижения целого комплекса образовательных задач:

  • развитие творческого мышления при создании действующихмоделей;
  • развитие внимания иаккуратности;
  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работымодели;
  • установление причинно-следственныхсвязей;
  • анализ результатов и поиск новыхрешений;
  • коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;

экспериментальное исследование, оценка (измерение)        влияния отдельных факторов;

  • проведение систематических наблюдений иизмерений;
  • практическое изучение различных математическихпонятий;
  • использование таблиц для отображения и анализаданных;
  • написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и эмоциональностиэффекта;

развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти рук учащегося.

Реализация этой программы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности, развивает техническое мышление при работе с роботом-манипулятором DOBOT, набором конструктора APPLIED ROBOTICS так же обучает начальным навыкам программирования.

- Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально- педагогического развития подростковых  школьников.

-Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность (модуль) с использованием компьютерных технологий, аналитического анализа.

Курс разработан для расширения знаний по робототехнике обучающихся 11-15лет. Каждый учащийся стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор.

Цель программы:

Сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, заложить основы информационной компетентности личности, помочь обучающемуся, овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Задачи:

  • развить творческие способности и логическое мышлениедетей;
  • научиться создавать и конструировать механизмы и машины с электроприводом;
  • расширить знания учащихся об окружающем мире, о миретехники;
  • развить умение творчески подходить к решениюзадач;
  • обучить основам моделирования и программирования, выявить программистские способностишкольников;
  • развить коммуникативные способности учащихся, умение работать в паре игруппе;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Возраст детей и их психологические особенности

Программа рассчитана на 1 год (68 часов) обучения.

Возраст обучающихся - с 11 до 17 лет.

Продолжительность занятий – 2 часа (по 40 минут)

Количество обучающихся группы – до 10 человек.

Изучением технологических процессов лучше всего заниматься на основе добровольного выбора, при переходе в среднее звено:

а) В этот период наиболее эффективно обучение основам технического творчества в виде творческой игры.

б) Возможность многоступенчатого изучения способов и методов обработки и изготовления предметов, углубления знаний и навыков работы по принципу «От простого, к сложному».

г) Навыки и умения, приобретенные в этот период, закрепляются наилучшим образом.

В некоторых случаях (индивидуальный подход) можно привлекать ребят и более младшего возраста, в т.ч.:

1. По просьбе родителей:

а) заинтересованность родителей.

б) особый интерес ребёнка.

2. По семейным традициям:

а) родители - занимаются творчеством.

б) учащийся в объединении привлекает своего брата и т. д., что улучшает обстановку в кружке, повышает взаимную ответственность.

Особенное внимание необходимо уделить привлечению детей в кружок в следующих случаях:

1. По физиологическим и психологическим особенностям:

а) дети-инвалиды.

б) дети из неблагополучных и многодетных семей.

в) дети из неполных семей или без родителей (дедушка и бабушка).

г) дети из детских домов, приютов, интернатов и т.д.

Для снятия комплекса неполноценности и воспитания у других учащихся нормального взаимоотношения, терпимости.

2. Также необходимо привлекать обучающихся:

а) по рекомендации учителя,

б) по персональному приглашению руководителя объединения, что резко увеличивает ответственность подростка.

При проведении занятий необходимо культивировать наставничество: более опытный ученик помогает другим, поэтому в каждой группе должны быть наставники из старшего года обучения. Количество наставников зависит от количества учащихся в группе.

Планируемые  результаты

Личностные:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, егосамореализация;
  • приобретение уверенности всебе;
  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи;
  • развитие коммуникативныхкачеств.

Метапредметные:

  • обучение основам 3D моделирования, приобретение навыков геометрических построений, владения математической терминологией, использования его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительныхумений.
  • изучение различных естественнонаучных тем, получение знания о естественной среде обитания животных в процессе сборки роботизированных моделей, изучая то, как различные условия обитания определяют основные потребностиживотных;
  • развитие навыков повествования, написания технических статей и работ, сочинения историй, пояснения методов решения, обобщения полученных результатов, выдвижениягипотез;

полученных результатов;

  • использование программного обеспечения, проектирование и сборка рабочей модели, целенаправленное применение цифровых технологий, систематизация, объяснение идей при помощи цифровыхтехнологий;
  • применение ИКТ для систематизации мышления. Анализ задач в терминах алгоритмики, практический опыт по написанию компьютерных программ для решения различных задач.

В ходе изучения курса выпускник научиться и будет знать:

  • основам принципов механической передачи движения;
  • работать по предложенным инструкциям;
  • основам программирования;
  • доводить решение задачи до работающей модели;
  • творчески подходить к решению задачи;
  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Содержание программы

  1. Введение

Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.

Правила работы с роботом-манипулятором DOBOT, набором конструктора APPLIED ROBOTICS.

Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. История робототехники от глубокой древности до наших дней.

Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.

  1. Знакомство с конструктором APPLIED ROBOTICS

Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. Знакомство детей с конструктором APPLIED ROBOTICS. История создания конструктора APPLIED ROBOTICS

Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.

  1. Изучениемеханизмов

Продолжение знакомства детей с конструктором APPLIED ROBOTICS, Первые шаги. Обзор основных приёмов сборки. Построение простых конструкций (змейка; гусеница; фигура: треугольник, прямоугольник, квадрат; автомобильный аварийный знак). Построение механического «манипулятора». Изучение механизмов: зубчатые колёса, промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перёкрёстная ременная передача, снижение, увеличение скорости и их обсуждение. Для закрепления материала учащийся должен построить мини вентилятор на основе пройденных передач.

Формы занятий: лекция, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.

  1. Изучение истории создания современной техники

Знакомство с историей создания современных средств передвижения (наземные, плавательные, летательные)

Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, презентация, видеоролик.

  1. Конструирование заданныхмоделей
  1. Средства передвижения

Учащиеся должны построить модель плавательного средства, что поможет им изучить основные части средства, виды валов и специальные детали конструктора APPLIED ROBOTICS, которые помогают производить поворотные движения на 360градусов.

Учащиеся должны построить трехколесный и обычный автомобиль. Такие действия помогут изучить работу колес и осей механизмов.

Строительство мотоцикла поможет учащимся больше узнать работу предлагаемого механизма, так же произойдет повторение темы «оси и колеса».

Модель малого самолета и малого вертолета раскрывает основную движущую работу механизмов (движение лопасти двигателя самолета и лопасти винта вертолета).

  1. Забавные механизмы

Забавные механизмы помогают учащимся закрепить пройденный материал по работе механическихпередач.

Учащиеся должны построить «Детская Карусель», «большой вентилятор», «Мельница», при построении таких моделей развиваются навыки по применению механических передач в различныхмеханизмах.

Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа, зачёт.

  1. Индивидуальная проектная деятельность

Разработка собственных моделей в парах и группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели. Презентация моделей. Выставка. Соревнования. Творческая деятельность, выраженная в рисунках на тему «Мой робот». Повторение изученного ранее материала. Подведение итогов за год. Перспективы работы на следующий год.

Формы занятий: беседа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.

Программа «Робототехника», является краткосрочной программой, рассчитана на возраст обучающихся 11 -17 лет. Срок реализации программы составляет 68 часов,    с 01.09.2021 год  по 31.05.2022 года и проводится в очно - заочном режиме 2 раза в неделю по 40 минут с группой детей до 10  человек.

Приложение № 1

Календарный  учебный план-график  обучающихся

п/п

Число

Время Проведения занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Место

проведения

Форма контроля

Обратная связь

Раздел  1. Введение (4 ч.)

1

Индивидуальная/ групповая

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Робот-манипулятор DOBOT

Кабинет №5

беседа

WhatsApp, VК

2

индивидуальная/ групповая

1

Правила работы с конструктором APPLIED ROBOTICS

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

3-4

индивидуальная/ групповая

2

Робототехника для начинающих. Управление джойстиком DOBOT

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 2. Знакомство с конструктором APPLIED ROBOTICS (2 ч. )

5

индивидуальная/ групповая

1

Знакомство с конструктором APPLIED ROBOTICS

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

6

индивидуальная/ групповая

1

История развития робототехники

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 3. Изучение механизмов ( 24ч.)

7-10

индивидуальная/ групповая

4

Конструирование легких механизмов (змейка; гусеница; фигура: треугольник, прямоугольник, квадрат; автомобильный аварийный знак)

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

11-14

индивидуальная/ групповая

4

Конструирование механического большого «манипулятора»

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

15-18

индивидуальная/ групповая

4

Конструирование модели автомобиля

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

19

индивидуальная/ групповая

1

Зубчатая передача. Повышающая и понижающая зубчатая передача

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

20-21

индивидуальная/ групповая

2

Механический «сложный вентилятор» на основе зубчатой передачи

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

22

индивидуальная/ групповая

1

Ременная передача. Повышающая и понижающая ременная передача

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

23-24

индивидуальная/ групповая

2

Механический «сложный вентилятор» на основе ременной передачи

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

25

индивидуальная/ групповая

1

Реечная передача

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

26-27

индивидуальная/ групповая

2

Механизм на основе реечной передачи

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

28

индивидуальная/ групповая

1

Червячная передача

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

29-30

индивидуальная/ групповая

2

Механизм на основе червячной передачи

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 4. Знакомство с программным обеспечением и оборудованием ( 3ч.)

31

индивидуальная/ групповая

1

APPLIED ROBOTICS (среда программирования Scratch, приложение Scratch v1.4)

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

32-33

индивидуальная/ групповая

2

Виртуальный конструктор. Программирование в DOBOT STUDIO

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 5. Изучение специального оборудования набора LEGO®EducationWeDo 9580 (3 ч.)

34

индивидуальная/ групповая

1

Средний М мотор APPLIED ROBOTICS

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

35

индивидуальная/ групповая

1

USB хаб APPLIED ROBOTICS (коммутатор)

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

36

индивидуальная/ групповая

1

Датчик наклона. Датчик движения.

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 6. Конструирование заданных моделей (15 ч.)

37-38

индивидуальная/ групповая

2

Малая «Яхта - автомобиль»

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

39-40

индивидуальная/ групповая

2

Движущийся автомобиль

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

41-42

индивидуальная/ групповая

2

Движущийся малый самолет

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

43-44

индивидуальная/ групповая

2

Движущийся малый вертолет

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

45-46

индивидуальная/ групповая

2

Движущаяся техника

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

47

индивидуальная/ групповая

1

Весёлая Карусель

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

48

индивидуальная/ групповая

1

Большой вентилятор

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

49

индивидуальная/ групповая

1

Комбинированная модель «Ветряная Мельница»

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

50-51

индивидуальная/ групповая

2

«Волчок» с простым автоматическим пусковым устройством

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

Раздел 7. Индивидуальная проектная деятельность (16 ч.)

52-54

индивидуальная/ групповая

3

Создание собственных моделей в парах

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

55-56

индивидуальная/ групповая

2

Создание собственных моделей в группах

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

57

индивидуальная/ групповая

1

Соревнование на скорость по строительству пройденных моделей

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

58-61

индивидуальная/ групповая

3

Повторение изученного материала

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

62-64

индивидуальная/ групповая

3

Творческая деятельность (защита работ)

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

65-66

индивидуальная/ групповая

2

Работа с программой DOBOT STUDIO

Кабинет

практическая

WhatsApp, VК

67

индивидуальная/ групповая

2

Подведение итогов за год

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

68

индивидуальная/ групповая

1

Перспективы работы на следующий год

Кабинет

беседа

WhatsApp, VК

68 часов

WhatsApp, VК

Общее количество часов: 68,  занятия по 40 минут 2 раза  в неделю

Использованная литература:

Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5

Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2

 ПервоРобот APPLIED ROBOTICS.

5. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил.

Интернет – ресурсы:

www.int-edu.ru

http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1

http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm

http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948

http://legomet.blogspot.com

http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego

http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Робототехника»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Робототехника»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...