Моделирование биологических процессов
план-конспект урока (информатика и икт, 10 класс) по теме

Захарцева Светлана Владимировна

Разработка учебного занятия по информатике и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование биологических процессов

Цель занятия: сформировать и развить исследовательские навыки учащихся

Задача занятия: на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Этапы занятия

  1. Целеполагание
  2. Разработка модели
  3. Компьютерный эксперимент
  4. Анализ результатов моделирования

Ход занятия:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
 
Чтоб утомить ненужную тревогу.
 

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

  1. Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? (Влияние факторов внешней среды – Солнца, Луны и земного притяжения.) 
  2. Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (Биоритм.) 
  3. Можно ли прогнозировать благоприятные дни и предупреждать о неблагоприятных? (Можно.) 

– Верно. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни.

Итак, исходя из всего вышесказанного, какова же цель урока?
(Составлять свои биоритмы.)
Верно, только наша тема связана с моделями и компьютером. Значит, цель нашего урока какая?
(Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека.)

Я предлагаю вам оценить свои возможности на сегодня. (нарисовать рот смайлику на карточке)

Вы оценили свои возможности, полагаясь на свое самочувствие в данный момент времени. А по окончании нашего занятия мы оценим их, исследовав компьютерную модель. И ответим на вопрос “Соответствует ли ваша оценка исследованиям ученых?”.

Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.

Они описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную  однако сами по себе не являются ни причиной, ни следствием каких-то событий. Характеризуют подъемы и спады нашего состояния. 

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека (периодичность – 23 дня)

Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека (периодичность – 28 дней)

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (периодичность – 33 дня)

Какие функции имеют период? (тригонометрические).

Графически биоритмы человека представлены в виде синусоиды

Каждый из трех биоритмов начинается в день рождения и продолжается всю жизнь. Исследования ученых подтверждают связь между фазой биоритма и поведением человека. Знания о текущем состоянии биологического ритма дает человеку возможность корректировать свое поведение.

ВАЖНО! Не стоит преувеличивать значение биоритмов: они не указывают прямо на то, что в определенное время вы попадете в автокатастрофу или выиграете в лотерею. Нет. Но, на расчетную дату Вы получаете представление о физическом потенциале, эмоциональном состоянии и интеллектуальных способностей. Ну а то, как Вы используете эти сведения — дело персонального выбора.

Считается, что «взлетам» графика соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются критическими.

В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.

В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим.

Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.

Указанные циклы можно описать следующими выражениями

  1. Физический                =Sin(2*π*x/23)
  2. Эмоциональный         =Sin(2*π*x/28)
  3. Интеллектуальный         =Sin(2*π*x/33)

в которых переменная х – количество прожитых человеком дней (кто из вас знает, как с помощью встроенных в Excel функций определить, сколько дней прожил конкретный человек?)

За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека.

Мы сегодня построим модель своих биоритмов, начиная с сегодняшнего дня на месяц вперед. Спрогнозируем неблагоприятные дни и выберем благоприятные для разного рода деятельности.

А сейчас я предлагаю вам сесть за компьютеры и разработать компьютерную модель процесса (на каждом компьютере в панель задач свернут файл Расчет биоритмов.xls, разверните его, пожалуйста, во весь экран).

Итак,

  1. что берется за точку отсчета всех биоритмов? (дата рождения) Введите ее в ячейку В4 в формате даты.
  2. Какой период жизни исследуется? (30 дней)
  3. Какое состояние будем исследовать? (физическое, эмоциональное и интеллектуальное)

Рассчитайте, используя автозаполнение, значения ваших биоритмов в каждый из 30 дней, начиная с сегодняшнего.

Сейчас мы приступим к выполнению «Компьютерного эксперимента», где и протестируем нашу компьютерную модель, построив общую диаграмму – график для трех биоритмов. (образец на экране)

Давайте произведем исследование нашей модели.

Какие точки графика соответствуют благоприятным дням?

Какие неблагоприятным?

Оформите результаты своего исследования в виде таблицы. (у каждого уч-ся на столе лежит таблица для оформления)

Проанализировав графики ваших биоритмов, заполните в карточках «Возможности» строку Исследования.

А теперь посмотрите на смайлики и сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли ваша оценка исследованиям ученых?”.

Работа в парах: (объединиться в пары по желанию)

Определить совместимость двух друзей. Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей.

Постройте модель биоритмов своего одноклассника и сделайте вывод о физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости, заполнив таблицу.

Каждый из вас получит распечатку своих биоритмов на ближайшие 30 дней, которые я передам вашему преподавателю.

«Кто предупрежден, тот вооружен» — так гласит римская пословица. Расчет биоритмов «вооружает» вас знаниями о вашем физическом эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Используйте их для планирования своей жизненной активности и получайте максимальные результаты в любых фазах биоритмов.

Рефлексия: Кому понравилось сегодняшнее занятие, положите в коробку красного смайлика, кому нет желтого.

Спасибо всем за работу. Очень приятно было с вами общаться.



Подписи к слайдам:

Моделирование биологических процессов
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека (периодичность – 23 дня)Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека (периодичность – 28 дней)Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (периодичность – 33 дня)
Биоритмы - это активность той или иной стороны или функции человека.
Формулы для вычисления значений биоритмов
Физический=Sin(2*π*x/23)Эмоциональный =Sin(2*π*x/28)Интеллектуальный =Sin(2*π*x/33)
Анализ результатов моделирования
Вопрос
Ответ
Какое из трех ваших состояний самое наилучшее на данный период?
Выбери наиболее благоприятные/неблагоприятные дни для сдачи зачета по физической культуре.
Благоприятные:Неблагоприятные:
Выбрать день для похода в цирк, театр или на вечеринку.
По кривой интеллектуального состояния выбери дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
Наиболее удачные:Наименее удачные:
Есть ли у тебя такой день, когда тебе рекомендуется остаться дома? Если есть, то какой?
Результаты анализа модели
Вопрос
Ответ
Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
Выбери наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре в спортивных соревнованиях.
Выбери дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
Спрогнозируй результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца или совместного участия в онлайн-олимпиаде.
В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ:
http://britm-plus.ru/
Оценка учебного занятия
Понравилось
Не понравилось


Предварительный просмотр:

Задание для самостоятельной работы.

«Совместимость людей по биоритмам».

Рекомендации по построению компьютерной модели:

  1. Выделите ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов (B8:D38), скопировать их и в ячейку Е8 вставить, используя команду Правка→Специальная вставка→Значения
  2. Ввести в ячейку В4 дату рождения друга. Автоматически будут рассчитаны биоритмы друга, а ваши сохранятся в диапазоне E8:G38
  3. Заполните таблицу суммарных биоритмов, используя      автозаполнение
  4. По диапазону H8:К38 построить график и разместить его на листе «Суммарные биоритмы»

Максимальные значения по оси Y на графике указывают на степень совместимости: если размер по Y превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте. Если 0, то лучше не контактировать.


Результаты анализа модели

Вопрос

Ответ

Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?





Выбери наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре в спортивных соревнованиях.





Выбери дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?





Спрогнозируй результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца или совместного участия в онлайн-олимпиаде.





В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?






Анализ результатов моделирования

Вопрос

Ответ

Какое из трех ваших состояний самое наилучшее на данный период?




Выбери наиболее благоприятные/неблагоприятные дни для сдачи зачета по физической культуре.

Благоприятные:


Неблагоприятные:

Выбрать день для похода в цирк, театр или на вечеринку.




По кривой интеллектуального состояния выбери дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.

Наиболее удачные:


Наименее удачные:

Есть ли у тебя такой день, когда тебе рекомендуется остаться дома? Если есть, то какой?






Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Анализ учебного занятия.

Тема моего занятия «Моделирование биологических процессов в среде табличного процессора»

Цель занятия: Создать условия для развития мотивации учащихся.

Способствовать формированию и развитию исследовательских навыков учащихся.

Создать условия, при которых ученик сможет задуматься об изучении модели биоритмов для планирования своей деятельности.

Создать условия, способствующие развитию ключевых компетенций учащихся: информационных, познавательных, исследовательских, коммуникативных.

Образовательные задачи урока:

  1. Актуализировать знания о технологии обработки числовых данных на компьютере.
  2. Разъяснить, как применить знания, умения и навыки, полученные в результате изучения темы  для решения задачи о биоритмах.
  3. И как, используя информационную модель биоритмов, созданную в электронных таблицах, прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.

Развивающие задачи урока:

  1. Продолжить развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
  2. Развитие умения анализировать результаты расчетов и устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету, творческой активности учащихся.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание культуры научного труда посредством обучения созданию информационной модели биоритмов, усвоения научной информации.
  2. Воспитание информационной культуры.
  3. Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.

Проблема, над которой я работаю: «Метод проектов как технология развития ключевых компетенций».

Моя «изюминка» - «Метод комплексных мобильных социальнозначимых мини-проектов».

На сегодняшнем занятии я вам показала создание мини-проекта «Модель моих биоритмов», часть основного межпредметного проекта «Познай себя!». Социальными партнерами этого проекта являются: психолог школы, классный руководитель, биолог, учитель физической культуры, медицинский работник школы и учитель информатики.

С психологом уч-ся создают мини-проект «Оцени свой характер» (основополагающий вопрос «Знаю ли я свой характер?».

С биологом – «Я и мой организм». (Знаешь ли ты особенности своего организма?»

С учителем физкультуры – «Здоровье ничем не заменишь!» (Какие упражнения для тебя подходят?)

Классный руководитель – «Здоровье губить, жизнь укоротить» (Как избавиться от плохих привычек?)

Можно добавлять еще мини-проекты.

На занятии я использовала методы и приемы:

  1. словесный – рассказ с элементами беседы (для формирования теоретических и фактических знаний)
  2. наглядный – иллюстрации, демонстрации (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам, развития познавательной активности)
  3. репродуктивный (для запоминания материала)
  4. установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации)
  5. метод стимулирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание проблемной ситуации, создание эмоционально-нравственных переживаний)

Материал, использованный на занятии оптимален по объему и базируется на уже имеющихся знаниях учащихся.

Занятие состояло из 4 этапов:

  1. Постановка задачи
  2. Разработка модели
  3. Компьютерный эксперимент
  4. Анализ результатов моделирования

На 1 этапе я показала, что задача, поставленная перед учениками, связана с жизнедеятельностью человека. Показала связь информатики, математики и биологии (как при помощи математических расчетов на компьютере можно исследовать биологические процессы человека).

На втором этапе мы закрепили полученные знания при изучении Excel и разработали информационную и компьютерную модель.

На третьем этапе «компьютерный эксперимент» провели тестирование модели и исследовали показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности).

На 4 этапе проанализировали результаты и ответили на вопрос: Соответствуют ли мои ощущения исследованиям ученых?

Считаю, что время занятия распределено рационально по этапам.

«Связки» между этапами логичны.

1 и 2 этапы настраивали уч-ся на работу на уроке через повышение интереса к предмету и уровня мотивации.

В ходе занятия поддерживался хороший эмоциональный фон класса. Уч-ся проявляли внимание и интерес на всех этапах занятия. Содержание и организация занятия способствовали общему развитию личности школьника.

В ходе занятия цели и задачи, поставленные мной, были реализованы.



Предварительный просмотр:

Оцените свои возможности

Возможности

Физические

Эмоциональные

Интеллектуальные

Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующими физического напряжения, то на красном смайлике нарисуйте

 

Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, то на синем смайлике нарисуйте

Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то на зеленом смайлике нарисуйте

Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если энергичность уступает ленивости, то на красном смайлике нарисуйте

Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то на синем смайлике нарисуйте

Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то на зеленом смайлике нарисуйте

Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то на красном смайлике нарисуйте

Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то на синем смайлике нарисуйте

Если ваше интеллектуальное настроение где-то между подъемом и спадом, то на зеленом смайлике нарисуйте

Физическое состояние

Эмоциональное состояние

Интеллектуальное состояние

Самочувствие

Исследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"

Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...

Моделирование биологических процессов

Презентация  используется на уроках  информатики по учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика. 11 класс. Профильный курс". Рассматриваются задача о производстве вакцины и задача на построение би...

Урок по информатике "Моделирование биологических процессов"

Тема: «Моделирование биологических процессов» (9 класс)  Цель урока: смоделировать биоритмы человека, анализируя которые прогнозировать неблагоприятные дни и выбирать благоприятные для разн...

Проект "Моделирование биологических процессов в программе Excel"

Проект представляет собой комбинированное занятие по теме "Моделирование биологических процессов в программе Excel"...

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...

Разработка урока по информатике в 11 классе по теме "Моделирование биологических процессов"

В работе представлены: 1) план-конспект урока информатики 11 класса "Моделирование биологических процессов" (УК Н.В.Макарова)(MS Word 2007); 2) мультимедийное сопровождение всех этапов урока (MS Power...