Моделирование биологических процессов
план-конспект урока (информатика и икт, 10 класс) по теме
Разработка учебного занятия по информатике и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya.doc | 48.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku1.rar | 2.67 МБ |
raschet_bioritmov.xls | 27 КБ |
zadanie_dlya_samostoyatelnoy_raboty_i_analiz_rezultatov.doc | 37.5 КБ |
refleksiya.doc | 60.5 КБ |
analiz_uchebnogo_zanyatiya.doc | 41 КБ |
ocenite_svoi_vozmozhnosti.docx | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование биологических процессов
Цель занятия: сформировать и развить исследовательские навыки учащихся
Задача занятия: на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбрать благоприятные дни для разного рода деятельности.
Этапы занятия
- Целеполагание
- Разработка модели
- Компьютерный эксперимент
- Анализ результатов моделирования
Ход занятия:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
- Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека? (Влияние факторов внешней среды – Солнца, Луны и земного притяжения.)
- Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (Биоритм.)
- Можно ли прогнозировать благоприятные дни и предупреждать о неблагоприятных? (Можно.)
– Верно. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни.
Итак, исходя из всего вышесказанного, какова же цель урока?
(Составлять свои биоритмы.)
Верно, только наша тема связана с моделями и компьютером. Значит, цель нашего урока какая? (Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека.)
Я предлагаю вам оценить свои возможности на сегодня. (нарисовать рот смайлику на карточке)
Вы оценили свои возможности, полагаясь на свое самочувствие в данный момент времени. А по окончании нашего занятия мы оценим их, исследовав компьютерную модель. И ответим на вопрос “Соответствует ли ваша оценка исследованиям ученых?”.
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.
Они описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную однако сами по себе не являются ни причиной, ни следствием каких-то событий. Характеризуют подъемы и спады нашего состояния.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека (периодичность – 23 дня)
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека (периодичность – 28 дней)
Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (периодичность – 33 дня)
Какие функции имеют период? (тригонометрические).
Графически биоритмы человека представлены в виде синусоиды
Каждый из трех биоритмов начинается в день рождения и продолжается всю жизнь. Исследования ученых подтверждают связь между фазой биоритма и поведением человека. Знания о текущем состоянии биологического ритма дает человеку возможность корректировать свое поведение.
ВАЖНО! Не стоит преувеличивать значение биоритмов: они не указывают прямо на то, что в определенное время вы попадете в автокатастрофу или выиграете в лотерею. Нет. Но, на расчетную дату Вы получаете представление о физическом потенциале, эмоциональном состоянии и интеллектуальных способностей. Ну а то, как Вы используете эти сведения — дело персонального выбора.
Считается, что «взлетам» графика соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются критическими.
В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.
В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим.
Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.
Указанные циклы можно описать следующими выражениями
- Физический =Sin(2*π*x/23)
- Эмоциональный =Sin(2*π*x/28)
- Интеллектуальный =Sin(2*π*x/33)
в которых переменная х – количество прожитых человеком дней (кто из вас знает, как с помощью встроенных в Excel функций определить, сколько дней прожил конкретный человек?)
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека.
Мы сегодня построим модель своих биоритмов, начиная с сегодняшнего дня на месяц вперед. Спрогнозируем неблагоприятные дни и выберем благоприятные для разного рода деятельности.
А сейчас я предлагаю вам сесть за компьютеры и разработать компьютерную модель процесса (на каждом компьютере в панель задач свернут файл Расчет биоритмов.xls, разверните его, пожалуйста, во весь экран).
Итак,
- что берется за точку отсчета всех биоритмов? (дата рождения) Введите ее в ячейку В4 в формате даты.
- Какой период жизни исследуется? (30 дней)
- Какое состояние будем исследовать? (физическое, эмоциональное и интеллектуальное)
Рассчитайте, используя автозаполнение, значения ваших биоритмов в каждый из 30 дней, начиная с сегодняшнего.
Сейчас мы приступим к выполнению «Компьютерного эксперимента», где и протестируем нашу компьютерную модель, построив общую диаграмму – график для трех биоритмов. (образец на экране)
Давайте произведем исследование нашей модели.
Какие точки графика соответствуют благоприятным дням?
Какие неблагоприятным?
Оформите результаты своего исследования в виде таблицы. (у каждого уч-ся на столе лежит таблица для оформления)
Проанализировав графики ваших биоритмов, заполните в карточках «Возможности» строку Исследования.
А теперь посмотрите на смайлики и сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли ваша оценка исследованиям ученых?”.
Работа в парах: (объединиться в пары по желанию)
Определить совместимость двух друзей. Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей.
Постройте модель биоритмов своего одноклассника и сделайте вывод о физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости, заполнив таблицу.
Каждый из вас получит распечатку своих биоритмов на ближайшие 30 дней, которые я передам вашему преподавателю.
«Кто предупрежден, тот вооружен» — так гласит римская пословица. Расчет биоритмов «вооружает» вас знаниями о вашем физическом эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Используйте их для планирования своей жизненной активности и получайте максимальные результаты в любых фазах биоритмов.
Рефлексия: Кому понравилось сегодняшнее занятие, положите в коробку красного смайлика, кому нет желтого.
Спасибо всем за работу. Очень приятно было с вами общаться.
Подписи к слайдам:
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека (периодичность – 23 дня)Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека (периодичность – 28 дней)Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (периодичность – 33 дня)
Биоритмы - это активность той или иной стороны или функции человека.
Формулы для вычисления значений биоритмов
Физический=Sin(2*π*x/23)Эмоциональный =Sin(2*π*x/28)Интеллектуальный =Sin(2*π*x/33)
Анализ результатов моделирования
Вопрос
Ответ
Какое из трех ваших состояний самое наилучшее на данный период?
Выбери наиболее благоприятные/неблагоприятные дни для сдачи зачета по физической культуре.
Благоприятные:Неблагоприятные:
Выбрать день для похода в цирк, театр или на вечеринку.
По кривой интеллектуального состояния выбери дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
Наиболее удачные:Наименее удачные:
Есть ли у тебя такой день, когда тебе рекомендуется остаться дома? Если есть, то какой?
Результаты анализа модели
Вопрос
Ответ
Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
Выбери наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре в спортивных соревнованиях.
Выбери дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
Спрогнозируй результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца или совместного участия в онлайн-олимпиаде.
В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ:
http://britm-plus.ru/
Оценка учебного занятия
Понравилось
Не понравилось
Предварительный просмотр:
Задание для самостоятельной работы.
«Совместимость людей по биоритмам».
Рекомендации по построению компьютерной модели:
- Выделите ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов (B8:D38), скопировать их и в ячейку Е8 вставить, используя команду Правка→Специальная вставка→Значения
- Ввести в ячейку В4 дату рождения друга. Автоматически будут рассчитаны биоритмы друга, а ваши сохранятся в диапазоне E8:G38
- Заполните таблицу суммарных биоритмов, используя автозаполнение
- По диапазону H8:К38 построить график и разместить его на листе «Суммарные биоритмы»
Максимальные значения по оси Y на графике указывают на степень совместимости: если размер по Y превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте. Если 0, то лучше не контактировать.
Результаты анализа модели
Вопрос | Ответ |
Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом? | |
Выбери наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре в спортивных соревнованиях. | |
Выбери дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни? | |
Спрогнозируй результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца или совместного участия в онлайн-олимпиаде. | |
В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом? |
Анализ результатов моделирования
Вопрос | Ответ |
Какое из трех ваших состояний самое наилучшее на данный период? | |
Выбери наиболее благоприятные/неблагоприятные дни для сдачи зачета по физической культуре. | Благоприятные: Неблагоприятные: |
Выбрать день для похода в цирк, театр или на вечеринку. | |
По кривой интеллектуального состояния выбери дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными. | Наиболее удачные: Наименее удачные: |
Есть ли у тебя такой день, когда тебе рекомендуется остаться дома? Если есть, то какой? |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ учебного занятия.
Тема моего занятия «Моделирование биологических процессов в среде табличного процессора»
Цель занятия: Создать условия для развития мотивации учащихся.
Способствовать формированию и развитию исследовательских навыков учащихся.
Создать условия, при которых ученик сможет задуматься об изучении модели биоритмов для планирования своей деятельности.
Создать условия, способствующие развитию ключевых компетенций учащихся: информационных, познавательных, исследовательских, коммуникативных.
Образовательные задачи урока:
- Актуализировать знания о технологии обработки числовых данных на компьютере.
- Разъяснить, как применить знания, умения и навыки, полученные в результате изучения темы для решения задачи о биоритмах.
- И как, используя информационную модель биоритмов, созданную в электронных таблицах, прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.
Развивающие задачи урока:
- Продолжить развитие представлений об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
- Развитие умения анализировать результаты расчетов и устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие прогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности.
- Развитие познавательного интереса к предмету, творческой активности учащихся.
Воспитательные задачи урока:
- Воспитание культуры научного труда посредством обучения созданию информационной модели биоритмов, усвоения научной информации.
- Воспитание информационной культуры.
- Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.
Проблема, над которой я работаю: «Метод проектов как технология развития ключевых компетенций».
Моя «изюминка» - «Метод комплексных мобильных социальнозначимых мини-проектов».
На сегодняшнем занятии я вам показала создание мини-проекта «Модель моих биоритмов», часть основного межпредметного проекта «Познай себя!». Социальными партнерами этого проекта являются: психолог школы, классный руководитель, биолог, учитель физической культуры, медицинский работник школы и учитель информатики.
С психологом уч-ся создают мини-проект «Оцени свой характер» (основополагающий вопрос «Знаю ли я свой характер?».
С биологом – «Я и мой организм». (Знаешь ли ты особенности своего организма?»
С учителем физкультуры – «Здоровье ничем не заменишь!» (Какие упражнения для тебя подходят?)
Классный руководитель – «Здоровье губить, жизнь укоротить» (Как избавиться от плохих привычек?)
Можно добавлять еще мини-проекты.
На занятии я использовала методы и приемы:
- словесный – рассказ с элементами беседы (для формирования теоретических и фактических знаний)
- наглядный – иллюстрации, демонстрации (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам, развития познавательной активности)
- репродуктивный (для запоминания материала)
- установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации)
- метод стимулирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание проблемной ситуации, создание эмоционально-нравственных переживаний)
Материал, использованный на занятии оптимален по объему и базируется на уже имеющихся знаниях учащихся.
Занятие состояло из 4 этапов:
- Постановка задачи
- Разработка модели
- Компьютерный эксперимент
- Анализ результатов моделирования
На 1 этапе я показала, что задача, поставленная перед учениками, связана с жизнедеятельностью человека. Показала связь информатики, математики и биологии (как при помощи математических расчетов на компьютере можно исследовать биологические процессы человека).
На втором этапе мы закрепили полученные знания при изучении Excel и разработали информационную и компьютерную модель.
На третьем этапе «компьютерный эксперимент» провели тестирование модели и исследовали показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дни для разного рода деятельности).
На 4 этапе проанализировали результаты и ответили на вопрос: Соответствуют ли мои ощущения исследованиям ученых?
Считаю, что время занятия распределено рационально по этапам.
«Связки» между этапами логичны.
1 и 2 этапы настраивали уч-ся на работу на уроке через повышение интереса к предмету и уровня мотивации.
В ходе занятия поддерживался хороший эмоциональный фон класса. Уч-ся проявляли внимание и интерес на всех этапах занятия. Содержание и организация занятия способствовали общему развитию личности школьника.
В ходе занятия цели и задачи, поставленные мной, были реализованы.
Предварительный просмотр:
Оцените свои возможности
Возможности | Физические | Эмоциональные | Интеллектуальные |
Если ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующими физического напряжения, то на красном смайлике нарисуйте
| Если сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, то на синем смайлике нарисуйте | Если сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию, то на зеленом смайлике нарисуйте | |
Если вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если энергичность уступает ленивости, то на красном смайлике нарисуйте | Если у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, все критически анализируете, то на синем смайлике нарисуйте | Если у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то на зеленом смайлике нарисуйте | |
Если ваш физический тонус между подъемом и спадом, то на красном смайлике нарисуйте | Если ваше эмоциональное настроение где-то между подъемом и спадом, то на синем смайлике нарисуйте | Если ваше интеллектуальное настроение где-то между подъемом и спадом, то на зеленом смайлике нарисуйте | |
Физическое состояние | Эмоциональное состояние | Интеллектуальное состояние | |
Самочувствие | |||
Исследование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики – практическая работа "Моделирование биологических процессов"
Урок проводится в 9 классе , УМК Угриновича Н.Д.. Тема-Моделирование биологических процессов на примере иоделирования "Жертва-хищник"...
Моделирование биологических процессов в среде Табличного процессора
Практическая работа....
Моделирование биологических процессов
Презентация используется на уроках информатики по учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика. 11 класс. Профильный курс". Рассматриваются задача о производстве вакцины и задача на построение би...
Урок по информатике "Моделирование биологических процессов"
Тема: «Моделирование биологических процессов» (9 класс) Цель урока: смоделировать биоритмы человека, анализируя которые прогнозировать неблагоприятные дни и выбирать благоприятные для разн...
Проект "Моделирование биологических процессов в программе Excel"
Проект представляет собой комбинированное занятие по теме "Моделирование биологических процессов в программе Excel"...
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10
Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...
Разработка урока по информатике в 11 классе по теме "Моделирование биологических процессов"
В работе представлены: 1) план-конспект урока информатики 11 класса "Моделирование биологических процессов" (УК Н.В.Макарова)(MS Word 2007); 2) мультимедийное сопровождение всех этапов урока (MS Power...