Рабочая программа 8 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему

Поправкина Светлана Ивановна

Рабочая программа 8 класс расчитана на один час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

УТВЕРЖДАЮ:                         СОГЛАСОВАНО:                    РАССМОТРЕНО:

Директор МБОУ СОШ № 4         Председатель НМС                    На заседании ШМО

_______В.В. Бондарь                 ______Л.Н. Преутесей         учителей ______

 приказ от__________                 Протокол от_________         Протокол от________

№_____          №______              №_____

Рабочая программа

учебного предмета

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

в 8А, Б, В, Г классах

Программа рассчитана на 35 часов

Учебник: Н.В. Макарова. Информатика 7-9 класс

Учитель: Поправкина Светлана Ивановна

201_ год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по информатике для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по информатике под редакцией Н.В. Макаровой. //сб.Программа по информатике под редакцией Н.В. Макаровой; системно –информационная концепция к комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Питер 2003 г. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Информатика. 7-9 класс. /Н.В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, А.Ю. Потягайло, Ю.Ф. Титова.-СПб.: Питер, 2006».

Вторая ступень образования является продолжением общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Она направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности (не только в собственно познавательной или учебной) и устойчивую мотивацию к обучению.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программы по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе вопросы раздела «Представление информации» раскрываются в содержании других разделов. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиям работы с ними.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы, документы, презентации, компьютерные модели и т.д.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль — необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде устного/письменного опроса, теста, контрольных работ, индивидуальных проектов.

Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме итоговой контрольной работы.

Доминирующая идея учебного предмета

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения информатики. Курс ориентирован на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе II ступени образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения). Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению информатики в старших классах.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 

В системе школьного образования информатика является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологии в 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Ключевые компетенции учебного предмета. 

Содержание обучения информатики на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмых классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, социокультурная, информационная, ценностно – смысловая,  учебно – познавательная, здоровье – сберегающая компетенции.

Коммуникативная компетенция –обеспечивающее эффективное конструирование прямой и обратной связи, умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Социокультурная компетенция  обучение основам конструирования, моделирования. Контроль и помощь во время практических занятий

Информационная компетенция – действия по эффективному поиску, структурированию информации, формулировка проблемы различными информационно-коммуникационными способами, использование автоматизированного рабочего места в УВП, готовность к дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР.

Учебно – познавательная компетенция – умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих работ

Здоровье – сберегающая компетенция – соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся
образовательных учреждений основного общего образования
по информатике и информационным технологиям

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации;
  3. программный принцип работы компьютера;
  4. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  4. создавать информационные объекты, в том числе:
  1. структурировать текст, используя ссылки, проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  2. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  4. создавать записи в базе данных;
  5. создавать презентации на основе шаблонов;
  6. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  7. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргоэкономики, ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 34 часа.  Данная рабочая программа для 8 класса ориентируется на подготовку учащихся к дальнейшему изучению предмета и к подготовке экзаменам.

Особенности планирования заключаются:

  1. в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт работы на компьютерах.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, математикой, биологией, физикой.

Данная программа сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в разных формах.

В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. На учебных занятиях уделяется большое внимание воспитанию базовых национальных ценностей через уроки развития речи и анализ текстов.

Особенности организации учебного процесса по предмету «Информатика» видятся в наиболее предпочтительных формах учебной деятельности: практические задания. Поэтому доминирующими должны стать следующие виды урока: беседа, практические работы.

Формы контроля знаний:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде устного/письменного опроса, теста, контрольных работ, индивидуальных проектов.

Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме итоговой контрольной работы.

Учебно-тематический план



Тема раздела

Кол-во часов

В том числе на :


Компетенции

Лекции

Практические, лабораторные занятия

Контрольные работы, зачеты

1

Информационная картина мира

2

1

1


коммуникативная, социокультурная, информационная, ценностно – смысловая,  учебно – познавательная, здоровье – сберегающая компетенции.

2

Программное обеспечение информационных технологий

29

8

19

2

3

Техническое обеспечение информационных технологий

4

4

Итого

35

13

20

2

Основное содержание программы

(35 часов)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной, социокультурной, информационной, ценностно – смысловой,  учебно – познавательной, здоровьесберегающей компетенции.

1. Информационная картина мира (2 часа)

1.1. Представление об объектах окружающего мира

        Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие объекта и его свойств;
  2. понятие параметра и его значений;
  3. понятие действия объекта;
  4. представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
  2. называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
  3. перечислять действия, характеризующие объект;
  4. определять среду обитания объекта;
  5. представления об объекте в виде таблицы.

1.2. Информационная модель объекта

        Понятие модель. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой является: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие модели объекта;
  2. понятие информационной модели;
  3. почему до создания модели важно определить цель;
  4. что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры материальных моделей;
  2. приводить примеры нематериальных моделей;
  3. формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
  4. выделять соответствующие цели характеристики объекта;
  5. представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

2. Программное обеспечение информационных технологий (29 часов)

2.1.Системная среда Windows

Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке, Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню И Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.

        Приложение и документ.

 Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данных.

        Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятия файла и папки, назначение их параметров;
  2. основные действия с файлами и папками;
  3. назначение и структура графического интерфейса;
  4. представление о приложении, документе, задаче;
  5. назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;
  6. технологию обмена данными OLE и через буфер обмена;
  7. назначение антивирусных программ;
  8. назначение архивации файлов и папок.

Учащиеся должны уметь:

  1. просматривать информацию о параметрах папки и файла;
  2. выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
  3. работать в программе Проводник;
  4. выполнять действия с окнами;
  5. изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
  6. осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
  7. работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad, Paint;
  8. создавать составной документ, используя различные  технологии обмена данными;
  9. производить проверку файлов на наличие вируса;
  10. производить архивацию файлов и папок.

2.2. Общая характеристика прикладной среды

Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование  документа. Форматирование документа в целом и его объектов. Общая характеристика инструментов прикладной среды

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и особенности прикладных сред Windows;
  2. структуру и основные объекты типового интерфейса прикладных сред;
  3. технологии обмена данными для создания составных документов;
  4. понятия форматирования и его уровней;
  5. основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять, как проявляются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов;
  2. приводить примеры использования конкретной технологии обмена данными.

3.1. Прикладная среда текстового процессора

        История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа.

Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Использование в текстовом документе графических объектов.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. представление о макете текстового документа;
  2. основные объекты текстовых документов и их параметры;
  3. технологию создания и редактирования текстового документа;
  4. технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
  5. технологию форматирования текста.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать текстовый документ;
  2. владеть операциями редактирования текста;
  3. владеть операциями форматирования текста;
  4. создавать списки (бюллетени), многоколоночный текст;
  5. создавать текст в форме таблицы;
  6. подготавливать текст к печати;
  7. создавать в тексте графические объекты;
  8. создавать и редактировать формулы.

3.2. Прикладная среда табличного процессора

        Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия с объектами электронной таблицы. Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа. Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе.

        Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  2. объекты электронной таблицы и их характеристики;
  3. типы данных электронной таблицы;
  4. технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;
  5. понятия ссылки, относительной и абсолютной ссылки;
  6. правила записи, использования и копирования формулы, функции;
  7. типы диаграмм в электронной таблице и их составные части;
  8. технологию создания и редактирования диаграмм.

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;
  2. редактировать любой фрагмент электронной таблицы;
  3. записывать формулы и использовать в них логические функции;
  4. использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;
  5. создавать и редактировать диаграмму;
  6. организовывать защиту данных

3.3. Система управления базой данных

        Назначение системы управления базами данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты СУБД для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных.

        Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчетов для вывода данных

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие базы данных и ее основных элементов;
  2. структуру интерфейса СУБД;
  3. классификацию и назначение инструментов СУБД;
  4. технологию создания и редактирования базы данных;
  5. технологию поиска и замены данных, сортировки,  группировки, фильтрации, введения вычисляемого поля;
  6. назначение и технологию создания формы;
  7. назначение отчетов и технологию его создания

Учащиеся должны уметь:

  1. создавать и редактировать структуру базы данных;
  2. заполнять данными созданную структуру и проводить их редактирование;
  3. просматривать базу данных в режиме списка и формы;
  4. форматировать поля базы данных;
  5. создавать и редактировать форму, включая в нее рисунки;
  6. сортировать данные;
  7. создавать фильтры и осуществлять выборку данных;
  8. создавать отчет по базе данных

4. Техническое обеспечение информационных технологий (4 часа)

4.1. Представление о микропроцессоре

        Компьютер как средство обработки информации. Роль микропроцессора в структуре компьютера. Основные характеристики микропроцессора.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
  2. основные этапы обработки информации;
  3. назначение и основные характеристики микропроцессора.

4.2. Устройства памяти

        Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройства внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Магнитные ленты.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. классификацию видов памяти компьютера;
  2. понятия носителя, устройств внешней памяти;
  3. понятие форматирования диска;
  4. характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти;
  5. характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;
  6. характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснить отличие одного вида памяти от другого;
  2. провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.

4.3. Устройства ввода информации

        Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. классификацию устройства ввода;
  2. назначение драйвера устройства;
  3. понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;
  4. характеристику каждого класса устройства ввода.

Учащиеся должны уметь:

  1. свободно работать на клавиатуре компьютера;
  2. осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.

4.4. Устройства вывода информации

        Классификация устройства вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. классификацию устройства вывода;
  2. основные характеристики мониторов;
  3. основные характеристики и принцип действия матричных, струнных и лазерных принтеров;
  4. основные характеристики и виды плоттеров.

Учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться в характеристиках устройств вывода;
  2. осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.

4.5. Взаимодействие устройства компьютера

        Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системного блока. Представление об открытой архитектуре компьютера.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. базовую структурную схему компьютера;
  2. назначение системного блока и системной платы;
  3. характеристику системной шины;
  4. назначение портов, слотов;
  5. принцип открытой архитектуры компьютера.

Календарно-тематический план 8 класс (базовый уровень)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Содержание темы

ЗУН учащихся

Виды и формы контроля

Дата

1. Информационная картина мира (2 час)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Представление об объектах окружающего мира

1

Правила поведения учащихся в кабинете информатики. Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие объекта и его свойств;
  2. понятие параметра и его значений;
  3. понятие действия объекта;
  4. представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
  2. называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
  3. перечислять действия, характеризующие объект;
  4. определять среду обитания объекта;
  5. представления об объекте в виде таблицы.

2

Информационная модель объекта

1

Понятие модели. Параметры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели. Выделение цели при создании информационной модели.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие модели объекта;
  2. понятие информационной модели;
  3. почему до создания модели важно определить цель;
  4. что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры материальных моделей;
  2. приводить примеры нематериальных моделей;
  3. формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
  4. выделять соответствующие цели характеристики объекта;
  5. представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

Промежуточная самостоятельная работа

2. Программное обеспечение информационных технологий (29 часа)

2.1.Системная среда Windows (3часа)

3

Назначение системной среды Windows

1

Назначение системной среды Windows.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение антивирусных программ;
  2. назначение архивации файлов и папок.

Учащиеся должны уметь:

  1. производить проверку файлов на наличие вируса;
  2. производить архивацию файлов и папок.

4

Представление о файлах и папке.

Программа Проводник. Практическая работа. Работа с папками и файлами.

1

Представление о файле. Параметры файла. Действия над файлами. Представление о папке. Назначение папки. Параметры папки. Действия над папками. Назначение программы Проводник. Дополнительные средства.

Знать:

  1. понятия файла и папки, назначение их параметров;

основные действия с файлами и папками

Уметь:

  1. просматривать информацию о параметрах папки и файла;
  2. выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
  3. работать в программе Проводник;

5

Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными

1

Понятие графического интерфейса. Роль и структура окон. Рабочий стол. Представление о приложении и документе. Запуск приложений и открытие документов. Для чего нужен обмен данными. Обмен данными путем перетаскивания объектов мышью. Обмен данными через буфер. Обмен данными по технологии OLE

Знать:

  1. назначение и структура графического интерфейса;
  2. представление о приложении, документе, задаче;
  3. назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;
  4. технологию обмена данными OLE и через буфер обмена;

Уметь:

  1. выполнять действия с окнами;
  2. изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
  3. осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
  4. работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad, Paint;
  5. создавать составной документ, используя различные  технологии обмена данными;

2.2. Общая характеристика прикладной среды (3 часа)

6

Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows.

1

Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Наглядность. Многозначность. Организация обмена данными. Создание составных документов.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и особенности прикладных сред Windows;
  2. структуру и основные объекты типового интерфейса прикладных сред;
  3. технологии обмена данными для создания составных документов;
  4. понятия форматирования и его уровней;

Учащиеся должны уметь:

  1. определять, как проявляются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов;
  2. приводить примеры использования конкретной технологии обмена данными.

7

Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование и форматирование документа

1

Интерфейс прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа. Форматирование объектов документа (шрифт, цвет, узор, толщина, тип и штрих линии.

Знать:

  1. основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов;
  2. структуру типового интерфейса прикладной среды;
  3. типовые действия над объектами прикладной среды;
  4. состав типового меню прикладной среды.

8

. Общая характеристика инструментов прикладной среды

1

Основное меню прикладной среды. Инструменты прикладной среды.

Знать:

  1. Основное меню прикладной среды;
  2. Инструменты прикладной среды

Промежуточная самостоятельная работа

3. Программное обеспечение информационных технологий (23 часа)

3.1. Прикладная среда текстового процессора (4 часа)

9

Общая характеристика текстового процессора. История обработки текстовых документов. Макет текстового документа

Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа.

Практическая работа. Набор текста и работа с ним

1

История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Назначение и возможности текстового процессора. Способы выделения объектов текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  1. представление о макете текстового документа;
  2. технологию создания и редактирования текстового документа;
  3. технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
  4. технологию форматирования текста.

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа

Знать:

  1. основные объекты текстовых документов и их параметры;
  2. технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
  3. технологию форматирования текста.

Уметь:

  1. создавать списки (бюллетени), многоколоночный текст;

10

Создание и редактирование текстового документа. Форматирования текста.

Практическая работа. Набор текста и работа с ним

1

Редактирование текстового документа. Форматирование текстового документа. Действия с различными объектами текстового документа.

Уметь:

  1. владеть операциями форматирования текста;
  2. создавать и редактировать формулы.
  3. владеть операциями редактирования текста;
  4. создавать и редактировать текстовый документ;

11

Оформление текста в виде таблицы и печать документа.

Практическая работа. Оформление текста в виде таблицы

1

Создание таблиц в текстовом процессоре.

Уметь:

  1. создавать текст в форме таблицы;
  2. подготавливать текст к печати;
  3. осуществлять поиск и замену текста;
  4. выполнять проверку орфографии

12

Включение в текстовый документ графических объектов.

Практическая работа. Включение в текстовый документ графических объектов

1

Уметь:

  1. создавать в тексте графические объекты;

Промежуточная самостоятельная работа

3.2. Прикладная среда табличного процессора (12 часов)

13-14

Общая характеристика табличного процессора.

2

Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора Данные электронной таблицы, формулы

Учащиеся должны знать:

  1. назначение табличного процессора, его команд и режимов;
  2. объекты электронной таблицы и их характеристики;
  3. типы данных электронной таблицы;
  4. технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;

15-16

Создание и редактирование табличного документа.

Практическая работа. Создание таблицы, расписания движения поездов

Практическая работа. Задание для самостоятельной работы

2

Уметь: создавать и заполнять таблицу данными; использовать в таблице простые формулы; копировать формулы в другие ячейки таблицы

17-18

Форматирование табличного документа.

Практическая работа. Создание табличного документа. Изменение ширины столбца и высоты строки. Изменение внешнего вида объектов.

Практическая работа. Задание для самостоятельной работы.

2

Форматирование табличного документа. Форматы данных. Изменение ширины столбца и высоты строки. Изменение внешнего вида объектов.

Уметь:

  1. форматировать объекты табличного документа различными способами; задавать разные форматы чисел; организовывать защиту данных; применять автоформатирование

19-21

Использование функций и логических формул.

Практическая работа. Создание табличного документа. Логические функции с простым условием.

Практическая работа. Создание табличного документа. Логические функции со сложным условием.

Практическая работа. Самостоятельная работа. Создание табличного документа с применением логических функций

3

Основные понятия и правила записи функции (логические функции с простым условием, логические функции со сложным условием)

Уметь:

  1. использовать в формулах функции; создавать формулы с логическими функциями; изменять условия с логическими функциями.

22-23

Представление данных в виде диаграмм.

Практическая работа. Создание и редактирование диаграмм.

Практическая работа. Форматирование диаграмм.

2

Создание и редактирование диаграмм. Форматирование диаграмм

Уметь: создавать различные типы диаграмм; форматировать объекты диаграммы; изменять размеры диаграммы

24

Контрольная работа. Прикладная среда табличного процессора

1

Промежуточный, тематический зачет.

3.3. Система управления базой данных (7 часов)

26

Общая характеристика системы управления базой данных

1

Назначение базы данных. Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных.

знать:

  1. понятие базы данных и ее основных элементов;
  2. структуру интерфейса СУБД;
  3. классификацию и назначение инструментов СУБД;
  4. назначение и технологию создания формы;
  5. назначение отчетов и технологию его создания

26-27

Создание структуры и заполнение базы данных.

Практическая работа. Создание структуры БД.

Практическая работа. Заполнить БД значениями. Практическая работа. Задание для самостоятельной работы.

2

Объекты БД. Структура БД.

Уметь:

  1. работать с объектами БД;
  2. создавать структуру БД;
  3. редактировать полученную структуру; изменять параметры объектов БД.

28

Создание формы БД. Практическая работа. Форматирование полей таблицы. Дизайн формы для записи,  изменение полей.

1

Параметры форматирования  полей. Формы для БД. Изменение местоположения полей в форме. Дополнительные элементы форматирования.

Уметь:

  1. изменять параметры форматирования полей;
  2. создавать формы для БД; изменять местоположение полей на форме;
  3.  включать в форму дополнительные элементы форматирования.

29

Работа с записями БД.

Практическая работа. Работа с записями БД.

1

Редактирование записи. Сортировка записей. Простые фильтры и фильтры с формулами. Вычисляемые поля.

Уметь:

  1. редактировать записи;
  2. осуществлять сортировку;
  3. создавать простые фильтры и фильтры с формулами; создавать вычисляемы поля.

30

Разработка отчетов для вывода данных.

Практическая работа. Создание отчета. Анализ группы.

1

Создание отчетов. Порядок сортировки данных в полях. Способы подведения итогов.

Уметь:

  1. создавать отчеты;
  2. устанавливать список полей для включения в отчет;
  3. задавать порядок сортировки данных в полях;
  4. устанавливать способ подведения итогов

31

Контрольная работа. Система управления базой данных

1

Тематическая контрольная работа.

4. Техническое обеспечение информационных технологий (4 часа)

32

Компьютер как средство обработки информации.

Представление о микропроцессоре

1

Микропроцессор. Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память. Внешняя память.

знать:

  1. понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
    основные этапы обработки информации;

  2. назначение и основные характеристики микропроцессора.

33

Устройства памяти

1

Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память. Внешняя память.

знать:

  1. классификацию видов памяти компьютера;
  2. понятия носителя, устройств внешней памяти;
  3. понятие форматирования диска;
  4. характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти;
  5. характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;
  6. характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти.

уметь:

  1. объяснить отличие одного вида памяти от другого;
  2. провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.

34

Устройство ввода информации. Устройства вывода информации.

1

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройство сканирования. Устройства распознавания речи. Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

знать:

  1. классификацию устройства ввода;
  2. классификацию устройства вывода;
  3. назначение драйвера устройства;
  4. понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;
  5. характеристику каждого класса устройства ввода;
  6. основные характеристики мониторов;
  7. основные характеристики и принцип действия матричных, струнных и лазерных принтеров;
  8. основные характеристики и виды плоттеров.

уметь:

  1. свободно работать на клавиатуре компьютера;
  2. осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере;
  3. ориентироваться в характеристиках устройств вывода;
  4. осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.

35

Взаимодействие устройства компьютера

1

Структурная схема компьютера. Системный блок и системная плата. Системная шина. Порты. Прочие компоненты системной платы. Представление об открытой архитектуре компьютера

знать:

  1. базовую структурную схему компьютера;
  2. назначение системного блока и системной платы;
  3. характеристику системной шины;
  4. назначение портов, слотов;
  5. принцип открытой архитектуры компьютера.

Формы контроля уровня обученности


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Формы контроля

I. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной, социокультурной, ценностно – смысловой, информационной,учебно – познавательной, здоровьесберегающей компетенции

1.

Информационная картина мира

2

Тематические проверочные тесты

2.

Программное обеспечение информационных технологий

29

Тематические проверочные тесты

 

4.

Техническое обеспечение информационных технологий

4

Тематические проверочные тесты

Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

        - электронный репетитор «Информатика» (система обучающих тестов);

        - электронный учебник «Информатика. 8 класс» издательство «Просвещение»;

        - электронные тесты, предметные модули ФЦИОР.

Программно-методическое обеспечение

Основная литература

для учителя

для учащихся

1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования информатики (базовый уровень)

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике(базовый уровень)

3. Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005

4. Методические рекомендации к учебнику

«Информатика». 7-9 классы. Книга для учителя. СПб., «Питер», 2005.

5. Информатика. Практикум по информационным технологиям. СПб. Питер, 2005

6. Информатика. Задачник по моделированию. СПб. Питер, 2005

7. Поурочное планирование по информатике– М.: Издательство «Экзамен», 2005.

8. Информатика. Задачник – практикум в 2 т/Л.А.Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

1.Информатика. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005

Дополнительная литература

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  1. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...