Рабочая программа 7 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа 7 класс, рассчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 4 Председатель НМС На заседании ШМО
_______В.В. Бондарь ______Л.Н. Преутесей учителей ______
приказ от__________ Протокол от_________ Протокол от________
№_____ №______ №_____
Рабочая программа
учебного предмета
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
в 7А, Б, В, Г классах
Программа рассчитана на 35 часов
Учебник: Н.В. Макарова. Информатика 7-9 класс
Учитель: Поправкина Светлана Ивановна
201_ год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса (базовый уровень) составлена на федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы по информатике под редакцией Н.В. Макаровой. //сб.Программа по информатике под редакцией Н.В. Макаровой; системно –информационная концепция к комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Питер 2003 г. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Информатика. 7-9 класс. /Н.В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, А.Ю. Потягайло, Ю.Ф. Титова.-СПб.: Питер, 2006».
Вторая ступень образования является продолжением общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Она направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности (не только в собственно познавательной или учебной) и устойчивую мотивацию к обучению.
«Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служит «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению. Обучение по данной программе обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, развитию устойчивых познавательных интересов и творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В системе школьного образования информатика является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой
деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».
Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.
Школьный курс информатики отражает все перечисленные аспекты:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
- основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;
- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Основные цели изучения информатики в школе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Цели обучения информатике и ИКТ в 7 классах:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики для 7 классов положены следующие принципы:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных тех-При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
- Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Ключевые компетенции учебного предмета.
Содержание обучения информатики на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, социокультурная, ценностно- смысловая, учебно – познавательная, здоровосберегающая компетенции.
Коммуникативная компетенция- обеспечивающее эффективное конструирование прямой и обратной связи, умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Информационная компетенция – действия по эффективному поиску, структурированию информации, формулировка проблемы различными информационно-коммуникационными способами, использование автоматизированного рабочего места в УВП, готовность к дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР.
Социокультурная компетенция – умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих работ
Ценностно- смысловая компетенция – умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при выполнении практических заданий.
Учебно – познавательная компетенция – умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих работ
Здоровосберегающая компетенция - соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики в школе ученик должен
знать/уметь
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта
Особенности планирования заключаются:
- в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт работы на компьютере.
Программа базируется на межпредметных связях с математикой, историей, экологией, биологией, физикой.
Данная программа сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в разных формах.
В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. На учебных занятиях уделяется большое внимание воспитанию базовых национальных ценностей.
Особенности организации учебного процесса по предмету «Информатика» видятся в наиболее предпочтительных формах учебной деятельности: создание и обработка текстовой и графической информации, создание компьютерных презентаций. Поэтому доминирующими должны стать следующие виды урока: беседа, практикум.
Формы контроля знаний: Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы, документы, презентации, компьютерные модели и т.д.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.
Диагностика и контроль— необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.
Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде устного/письменного опроса, теста, контрольных работ, индивидуальных проектов.
- электронное тестирование.
Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме итоговой контрольной работы.
Учебно-тематический план
| Тема раздела | Количество часов | В том числе на: | Компетенции | ||
Лекции | Практические, лабораторные занятия | Контрольные работы, зачёты | ||||
1 | Информация. Информационные процессы. | 3 | 1 | 1 | 1 | информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социокультурная, компетенция, ценностно – смысловая компетенция, учебно – познавательная, здоровьесберегающая компетенции |
2 | Информационная картина мира | 11 | 6 | 4 | 1 | |
3 | Программное обеспечение информационных технологий | 21 | 3 | 16 | 2 | |
ВСЕГО | 35 | 10 | 21 | 4 |
Основное содержание программы
(35часов)
Содержание, обеспечивающее формирование информационной ,коммуникативной социокультурной, ценностно – смысловой, учебно – познавательной, здоровьесберегающой компетенции
1. Информация. Информационные процессы. (3 часа)
Тема 1.1. Понятие информации. Представление информации.
Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды оргнолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности- на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение код и кодирование информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- Понятие информации и ее основные свойства;
- Виды органолептической информации;
- Основные формы представления информации;
- Назначение языка, кода и кодирования информации;
- Основные единицы измерения объема информации.
Учащиеся должны уметь:
- Определять объем информации любого текста;
- Кодировать текст каким – либо способом.
Тема 1.2. Информационная деятельность человека
Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- основные виды информационной деятельности человека;
- роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
- основные составляющие схемы передачи информации;
- назначение носителей информации;
- основные средства защиты информации.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информационной деятельности человека;
- приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
- приводить примеры носителей информации;
- приводить примеры способы защиты информации;
- шифровать фразы с помощью своего ключа.
1.3. Информационные процессы
Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационные технологий.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие информационного процесса;
- понятие информационных технологий и основные этапы их развития;
- роль технических средств в информационных процессах.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
- приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.
2. Информационная картина мира (11 часов)
2.1. Представление об объектах окружающего мира
Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие объекта и его свойств;
- понятие параметра и его значений;
- понятие действия объекта;
- представление о среде существования объекта.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
- называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
- перечислять действия, характеризующие объект;
- определять среду обитания объекта;
- представления об объекте в виде таблицы.
2.2. Информационная модель объекта
Понятие модель. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой является: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие модели объекта;
- понятие информационной модели;
- почему до создания модели важно определить цель;
- что одной из форм представления информационной модели служит таблица.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры материальных моделей;
- приводить примеры нематериальных моделей;
- формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
- выделять соответствующие цели характеристики объекта;
- представлять информационную модель объекта в виде таблицы.
2.3. Представление о системе объектов
Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.
Понятие о системе. Элементы системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.
Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие системы объектов;
- значимость и роль цели при изучении системы;
- виды отношений между объектами;
- виды связей между объектами;
- понятие целостности системы;
- типовую структуру информационной модели системы.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;
- приводить примеры систем;
- приводить примеры отношений и связей между объектами;
- определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;
- разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.
2.4. Основы классификации (объектов)
Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие класса;
- назначение классификации объектов;
- понятие свойства наследования;
- основные классы документов, создаваемых на компьютере.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;
- отображать классификацию в виде иерархической схемы;
- определять, в чем проявляется само свойство наследования.
2.5. Классификация моделей
Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мыслительные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- основные виды классификации моделей;
- основные признаки классификации моделей;
- характеристику каждого класса моделей.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
- приводить примеры моделей из жизни.
2.6. Основные этапы моделирования.
Место моделирования в деятельности человека. Прототип – моделирования – принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- назначение моделирования;
- основные этапы моделирования;
- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать поэтапно схему моделирования для любой задачи;
- задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.
2.7. Моделирование в среде текстового процессора
Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели; таблица, схема, блок – схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- класс задач, ориентированных на моделирование в текстовом процессоре;
- технологию работы в среде текстового процессора.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объекты текстового документа и его параметры;
- составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;
- проводить моделирование в среде текстового процессора.
3. Программное обеспечение информационных технологий (21 часа)
3.1. Алгоритмы
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок- схемы. Стадии создания алгоритма.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- назначение алгоритма и его определение;
- типовые конструкции алгоритма;
- представление алгоритма в виде блок – схемы;
- основные стадии разработки алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
- составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок – схем.
3.2. Назначение программы и программного обеспечения.
Исполнитель алгоритма. Понятие программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы; процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения; системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- понятие программы и программного обеспечения;
- отличие программы от алгоритма;
- назначение системного программного обеспечения;
- назначение прикладного программного обеспечения;
- назначение инструментария программирования.
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать программы;
- объяснить отличия процедурного и объективного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.
3.3 Среда программирования
Программирование в среде ЛОГО: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; инструменты логики при разработке программ; моделирование системы.
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:
Учащиеся должны знать:
- особенности среды ЛОГО и действующего в этой среде исполнителя – СТРЕЛКА;
- основные команды;
- команды организации цикла;
- команды, реализующие логические условия в разветвляющемся алгоритме;
- правила оформления и работы программы;
- понятие процедуры;
- правила записи и использование процедуры с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
- перемещать Стрелочку по рабочему полю в разных направлениях;
- разрабатывать программы;
- производить необходимые действия с программой;
- разрабатывать процедуры с параметрами и без них для рисования объектов;
- разрабатывать программы на основе типовых конструкций алгоритма;
- создавать графические объекты как результат выполнения циклического алгоритма.
Календарно-тематический план 7 класс (базовый уровень)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | ЗУН учащихся | Виды и формы контроля | Дата | |||
7а | 7б | 7в | 7г | |||||
1. Информация. Информационные процессы (3 часа) | ||||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Понятие об информации. Восприятии информации. Свойства информации. | 1 | Знать: понятие информации и ее основные свойства; виды органолептической информации; Уметь: разъяснять основные виды и свойства информации; | |||||
2 | Представление информации. | 1 | Знать: основные формы представления информации; основные единицы измерения объема информации Уметь: определять объем информации любого текста; кодировать текст каким-либо способом | |||||
3 | Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Практическая работа | 1 | Знать: основные виды информационной деятельности человека; роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией; основные составляющие схемы передачи информации; назначение носителей информации; основные средства защиты информации; понятие о процессе; понятие информационных технологий и основные этапы их развития; роль технических средств в информационных процессах. Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией; приводить примеры носителей информации; шифровать фразы с помощью своего ключа; приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике, приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях | Тематическая, письменная самостоятельная работа | ||||
2. Информационная картина мира (11 часов) | ||||||||
4 | Представление об объектах окружающего мира | 1 | Знать: понятие объекта и его свойства; понятие параметра и его значения; понятие действия объекта; представление о среде существования объекта Уметь: выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ; называть параметры, характеризующие объект и указывать их возможные значения; перечислять действия, характеризующие объект; определять среду обитания объекта; представлять сведения об объекте в виде таблицы | |||||
5 | Представление о модели объекта | 1 | Знать: понятие модели объекта; понятие информационной модели; почему до создания модели важно определять цель; что одной из форм представления информационной модели служит таблица Уметь: приводить примеры материальных и нематериальных моделей; формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель; выделять соответствующие цели характеристики объекта; представлять информационную модель объекта в виде таблицы | |||||
6 | Представление о системе объектов | 1 | Знать: понятие системы объектов; значимость и роль цели при изучении системы; виды отношений между объектами; понятие целостности системы; типовую структуру информационной модели системы Уметь: формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему; приводить примеры систем; приводить примеры отношений и связей между объектами; определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе; разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью | Промежуточная самостоятельная работа, тест | ||||
7 | Основы классификации объектов. Классификация моделей | 1 | Знать: понятие класса; назначение классификации объектов; понятие свойства наследования; основные классы документов, создаваемых на компьютере; основные виды классификации моделей; основные признаки классификации моделей; характеристику каждого класса моделей Уметь: приводить примеры классификации всевозможных объектов выделяя на каждом уровне признак классификации; отображать классификацию в виде иерархической схемы; определять, в чем проявляется свойство наследования; приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу; приводить примеры моделей из жизни | |||||
8 | Место моделирования в деятельности человека. Основные этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка моделей | 2 | Знать: назначение моделирования; основные типы задач моделирования; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения Уметь: разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи; создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели | |||||
9 | . Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования | Знать: назначение моделирования; основные типы задач моделирования; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения Уметь: разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи; создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели | ||||||
10 | Моделирование среде текстового процессора. Моделирование составных документов. Практическая работа | 1 | Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора | Промежуточная самостоятельная работа, тест | ||||
11 | Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: таблица. Практическая работа | 1 | Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора | |||||
12 | Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: схема. Практическая работа | 1 | Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора | |||||
13 | Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: блок – схема. Практическая работа | 1 | Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора | |||||
14 | Контрольная работа: Информационная картина мира | 1 | Тематическая контрольная работа, групповая, тест | |||||
3. Программное обеспечение информационных технологий (21 часа) | ||||||||
15 | Алгоритмы. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм. Практическая работа. | 1 | Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма Уметь: приводить примеры алгоритмов из разных сфер; составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов | |||||
16 | . Циклический алгоритм. Практическая работа | 1 | Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов | |||||
17 | Разветвляющийся алгоритм. Практическая работа | 1 | Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов | |||||
18 | Вспомогательный алгоритм. Практическая работа | 1 | Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов | |||||
19-20 | Представление алгоритма в виде блок – схемы. Практическая работа | 1 | Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма Уметь: представление алгоритма в виде блок – схемы; | |||||
21 | Стадии создания алгоритма. Практическая работа | 1 | Знать: основные стадии разработки алгоритма Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок - схем | |||||
22 | Создание алгоритмов. Решение задач | 1 | Знать: типовые конструкции алгоритма Уметь: представление алгоритма в виде блок – схемы; | |||||
23 | Контрольная работа. Алгоритмы | 1 | Тематическая контрольная работа, групповая, тест | |||||
24 | Представление о программе. Классификация программ | 1 | Знать: понятие программы и программного обеспечения; отличие программы от алгоритма; назначение системного программного обеспечения; назначение прикладного программного обеспечения; назначение инструментария программирования Уметь: классифицировать программы; объяснять отличия процедурного и объективного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни | |||||
25 | Знакомство со средой ЛОГОМИРЫ и технологией работы в ней. (Стрелочка). Практическая работа | 1 | Знать: назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры; понятие команды. Уметь: управлять Стрелочкой, рисовать простейшие фигуры | |||||
26 | Составление программ. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | |||||
27 | Составление программ. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | |||||
28 | Составление программ. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | Промежуточная самостоятельная работа, групповая, тест | ||||
29 | Составление программ. Практическая работа | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | ||||||
30 | Составление программы. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | |||||
31 | Составление программ. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | |||||
32 | Составление программ. Практическая работа | 1 | Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур. Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма | |||||
33 | Контрольная работа. Среда программирования. Практическая работа | 1 | Итоговая тематическая контрольная работа, групповая, тест | |||||
34 | Составление программ. Практическая работа | 1 | ||||||
35 | Составление программ. Практическая работа | 1 |
Формы контроля уровня обученности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол. часов | Формы контроля |
I. Содержание, обеспечивающее формирование информационной ,коммуникативной социокультурной, ценностно – смысловой, учебно – познавательной, здоровьесберегающой компетенции | |||
1. | Информация. Информационные процессы | 3 | Тематические проверочные тесты |
2. | Информационная картина мира | 7 | Тематические проверочные тесты
|
4. | Программное обеспечение информационных технологий | 24 | Тематические проверочные тесты |
Программно-методическое обеспечение
Основная литература
для учителя | для учащихся |
1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике(базовый уровень) 3. Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005 4. Методические рекомендации к учебнику «Информатика». 7-9 классы. Книга для учителя. СПб., «Питер», 2005. 5. Информатика. Практикум по информационным технологиям. СПб. Питер, 2005 6. Поурочное планирование по информатике– М.: Издательство «Экзамен», 2005. . Информатика. Задачник – практикум в 2 т/Л.А.Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 | 1.Информатика. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005 |
Дополнительная литература | |
1. Информатика. Задачник по моделированию. СПб. Питер, 2005 2. Информатика. Задачник – практикум в 2 т/Л.А.Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...