Рабочая программа 7 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7 класс) по теме

Поправкина Светлана Ивановна

Рабочая программа 7 класс, рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

УТВЕРЖДАЮ:                         СОГЛАСОВАНО:                    РАССМОТРЕНО:

Директор МБОУ СОШ № 4         Председатель НМС                    На заседании ШМО

_______В.В. Бондарь                 ______Л.Н. Преутесей         учителей ______

 приказ от__________                 Протокол от_________         Протокол от________

№_____          №______              №_____

Рабочая программа

учебного предмета

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

в 7А, Б, В, Г классах

Программа рассчитана на 35 часов

Учебник: Н.В. Макарова. Информатика 7-9 класс

Учитель: Поправкина Светлана Ивановна

201_ год

Пояснительная записка

            Рабочая программа по информатике для 7 класса (базовый уровень) составлена на федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования  и примерной программы по информатике под редакцией Н.В. Макаровой. //сб.Программа по информатике под редакцией Н.В. Макаровой; системно –информационная концепция к комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Питер 2003 г. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике «Информатика. 7-9 класс. /Н.В. Макарова, И.В. Волкова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, А.Ю. Потягайло, Ю.Ф. Титова.-СПб.: Питер, 2006».

Вторая ступень образования является продолжением общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Она направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности (не только в собственно познавательной или учебной) и устойчивую мотивацию к обучению.

«Информатика» для 7 класса II ступени  обучения средней общеобразовательной школы построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служит «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению. Обучение по данной программе обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, развитию устойчивых познавательных интересов и творческих способностей.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности 

В системе школьного образования информатика является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой

деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».

Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.

В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.

Школьный курс информатики отражает все перечисленные аспекты:

  1. сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
  2. основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;
  3. междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Основные цели изучения информатики в школе:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  3. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  4. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Цели обучения информатике и ИКТ в 7 классах:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач  и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики для 7 классов положены следующие принципы:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
  3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных тех-При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Ключевые компетенции учебного предмета. 

Содержание обучения информатики на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, информационная, социокультурная, ценностно- смысловая, учебно – познавательная, здоровосберегающая компетенции.

Коммуникативная компетенция- обеспечивающее эффективное конструирование прямой и обратной связи, умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Информационная компетенция – действия по эффективному поиску, структурированию информации, формулировка проблемы различными информационно-коммуникационными способами, использование автоматизированного рабочего места в УВП, готовность к дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР.

Социокультурная компетенция – умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих работ

Ценностно- смысловая компетенция – умение осуществлять  индивидуальную и поисковую деятельность при выполнении практических заданий.

Учебно – познавательная компетенция – умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих работ

Здоровосберегающая компетенция - соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики в школе ученик должен

знать/уметь

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
  8. различать натурные и информационные модели приводить их примеры;
  9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  10. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
  11. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  12. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  13. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  14. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  15. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  16. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  17. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  18. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  19. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  20. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  21. •        выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  22. •        создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  1. •        для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта

Особенности планирования заключаются:

  1. в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт работы на компьютере.

Программа базируется на межпредметных связях с математикой, историей, экологией, биологией, физикой.

Данная программа сочетается с внеучебной деятельностью: олимпиадами, индивидуальными и групповыми консультациями, а также с внеклассными мероприятиями в разных формах.

В учебно-тематическом планировании отражена реализация образовательной программы школы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; обеспечение качественных образовательных услуг для социализации личности; экологизация учебно-воспитательного процесса; внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. На учебных занятиях уделяется большое внимание воспитанию базовых национальных ценностей.

Особенности организации учебного процесса по предмету «Информатика» видятся в наиболее предпочтительных формах учебной деятельности: создание и обработка текстовой и графической информации, создание  компьютерных презентаций. Поэтому доминирующими должны стать следующие виды урока: беседа, практикум.

Формы контроля знаний: Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы, документы, презентации, компьютерные модели и т.д.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль— необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  2. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде устного/письменного опроса, теста, контрольных работ, индивидуальных проектов.
  3.  электронное тестирование.

Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме итоговой контрольной работы.

Учебно-тематический план

 

 

Тема

раздела

Количество часов

В том числе на:

Компетенции

Лекции

Практические, лабораторные занятия

Контрольные работы, зачёты

1

Информация. Информационные процессы.

3

1

1

1

информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социокультурная, компетенция, ценностно – смысловая компетенция, учебно – познавательная, здоровьесберегающая компетенции

2

Информационная картина мира

11

6

4

1

3

Программное обеспечение информационных технологий

21

3

16

2

ВСЕГО

35

10

21

4

Основное содержание программы

(35часов)

Содержание, обеспечивающее формирование информационной ,коммуникативной социокультурной, ценностно – смысловой, учебно – познавательной, здоровьесберегающой компетенции

1. Информация. Информационные процессы. (3 часа)

Тема 1.1. Понятие информации. Представление информации.

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды оргнолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности- на примерах. Форма и язык представления информации. Назначение код и кодирование информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие информации и ее основные свойства;
  2. Виды органолептической информации;
  3. Основные формы представления информации;
  4. Назначение языка, кода и кодирования информации;
  5. Основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны уметь:

  1. Определять объем информации любого текста;
  2. Кодировать текст каким – либо способом.

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. основные виды информационной деятельности человека;
  2. роль  технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;
  3. основные составляющие схемы передачи информации;
  4. назначение носителей информации;
  5. основные средства защиты информации.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информационной деятельности человека;
  2. приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;
  3. приводить примеры носителей информации;
  4. приводить примеры способы защиты информации;
  5. шифровать фразы с помощью своего ключа.

1.3. Информационные процессы

        Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационные технологий.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие информационного процесса;
  2. понятие информационных технологий и основные этапы их развития;
  3. роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
  2. приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

2. Информационная картина мира (11 часов)

2.1. Представление об объектах окружающего мира

        Понятие объекта. Свойства и параметры объекта. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие объекта и его свойств;
  2. понятие параметра и его значений;
  3. понятие действия объекта;
  4. представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
  2. называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
  3. перечислять действия, характеризующие объект;
  4. определять среду обитания объекта;
  5. представления об объекте в виде таблицы.

2.2. Информационная модель объекта

        Понятие модель. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой является: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие модели объекта;
  2. понятие информационной модели;
  3. почему до создания модели важно определить цель;
  4. что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры материальных моделей;
  2. приводить примеры нематериальных моделей;
  3. формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;
  4. выделять соответствующие цели характеристики объекта;
  5. представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

2.3. Представление о системе объектов

        Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей.

        Понятие о системе. Элементы системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы.

        Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие системы объектов;
  2. значимость и роль цели при изучении системы;
  3. виды отношений между объектами;
  4. виды связей между объектами;
  5. понятие целостности системы;
  6. типовую структуру информационной модели системы.

Учащиеся должны уметь:

  1. формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;
  2. приводить примеры систем;
  3. приводить примеры отношений и связей между объектами;
  4. определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;
  5. разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

2.4. Основы классификации (объектов)

        Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль признака классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие класса;
  2. назначение классификации объектов;
  3. понятие свойства наследования;
  4. основные классы документов, создаваемых на компьютере.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;
  2. отображать классификацию в виде иерархической схемы;
  3. определять, в чем проявляется само свойство наследования.

2.5. Классификация моделей

        Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления: материальные абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере: мыслительные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как признак классификации информационных моделей.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. основные виды классификации моделей;
  2. основные признаки классификации моделей;
  3. характеристику каждого класса моделей.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
  2. приводить примеры моделей из жизни.

2.6. Основные этапы моделирования.

        Место моделирования в деятельности человека. Прототип – моделирования – принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. назначение моделирования;
  2. основные этапы моделирования;
  3. основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

  1. разрабатывать поэтапно схему моделирования для любой задачи;
  2. задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;
  3. создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

2.7. Моделирование в среде текстового процессора

        Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели; таблица, схема, блок – схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. класс задач, ориентированных на моделирование в текстовом процессоре;
  2. технологию работы в среде текстового процессора.

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объекты текстового документа и его параметры;
  2. составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;
  3. проводить моделирование в среде текстового процессора.

3. Программное обеспечение информационных технологий (21 часа)

3.1. Алгоритмы

        Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок- схемы. Стадии создания алгоритма.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. назначение алгоритма и его определение;
  2. типовые конструкции алгоритма;
  3. представление алгоритма в виде блок – схемы;
  4. основные стадии разработки алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
  2. составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок – схем.

3.2. Назначение программы и программного обеспечения.

        Исполнитель алгоритма. Понятие программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы; процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения; системное, прикладное, инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие программы и программного обеспечения;
  2. отличие программы от алгоритма;
  3. назначение системного программного обеспечения;
  4. назначение прикладного программного обеспечения;
  5. назначение инструментария программирования.

Учащиеся должны уметь:

  1. классифицировать программы;
  2. объяснить отличия процедурного и объективного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.

3.3 Среда программирования

        Программирование в среде ЛОГО: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; инструменты логики при разработке программ; моделирование системы.

Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме в соответствии с федеральным государственным стандартам:

Учащиеся должны знать:

  1. особенности среды ЛОГО и действующего в этой среде исполнителя – СТРЕЛКА;
  2. основные команды;
  3. команды организации цикла;
  4. команды, реализующие логические условия в разветвляющемся алгоритме;
  5. правила оформления и работы программы;
  6. понятие процедуры;
  7. правила записи и использование процедуры с параметрами.

Учащиеся должны уметь:

  1. перемещать Стрелочку по рабочему полю в разных направлениях;
  2. разрабатывать программы;
  3. производить необходимые действия с программой;
  4. разрабатывать процедуры с параметрами и без них для рисования объектов;
  5. разрабатывать программы на основе типовых конструкций алгоритма;
  6. создавать графические объекты как результат выполнения циклического алгоритма.

Календарно-тематический план 7 класс (базовый уровень)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

ЗУН учащихся

Виды и формы контроля

Дата

1.  Информация. Информационные процессы   (3 часа)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Понятие об информации. Восприятии информации. Свойства информации.

1

Знать: понятие информации и ее основные свойства; виды органолептической информации;

Уметь: разъяснять основные виды и свойства информации;

2

Представление информации.

1

Знать: основные формы представления информации; основные единицы измерения объема информации

Уметь: определять объем информации любого текста; кодировать текст каким-либо способом

3

Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Практическая работа

1

Знать: основные виды информационной деятельности человека; роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией; основные составляющие схемы передачи информации; назначение носителей информации; основные средства защиты информации; понятие о процессе; понятие информационных технологий и основные этапы их развития; роль технических средств в информационных процессах.

Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией; приводить примеры носителей информации; шифровать фразы с помощью своего ключа; приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике, приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях

Тематическая, письменная самостоятельная работа

2.   Информационная картина мира   (11 часов)

4

Представление об объектах окружающего мира

1

Знать: понятие объекта и его свойства; понятие параметра и его значения; понятие действия объекта; представление о среде существования объекта

Уметь: выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ; называть параметры, характеризующие объект и указывать их возможные значения; перечислять действия, характеризующие объект; определять среду обитания объекта; представлять сведения об объекте в виде таблицы

5

Представление о модели объекта

1

Знать: понятие модели объекта; понятие информационной модели; почему до создания модели важно определять цель; что одной из форм представления информационной модели служит таблица

Уметь: приводить примеры материальных и нематериальных моделей; формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель; выделять соответствующие цели характеристики объекта; представлять информационную модель объекта в виде таблицы

6

Представление о системе объектов

1

Знать: понятие системы объектов; значимость и роль цели при изучении системы; виды отношений между объектами; понятие целостности системы; типовую структуру информационной модели системы

Уметь: формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему; приводить примеры систем; приводить примеры отношений и связей между объектами; определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе; разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью

Промежуточная самостоятельная работа, тест

7

Основы классификации объектов.

Классификация моделей

1

Знать: понятие класса; назначение классификации объектов;  понятие свойства наследования; основные классы документов, создаваемых на компьютере; основные виды классификации моделей; основные признаки классификации моделей; характеристику каждого класса моделей

Уметь: приводить примеры классификации всевозможных объектов выделяя на каждом уровне признак классификации; отображать классификацию в виде иерархической схемы; определять, в чем проявляется свойство наследования; приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу; приводить примеры моделей из жизни

8

Место моделирования в деятельности человека. Основные этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка моделей

2

Знать: назначение моделирования; основные типы задач моделирования; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения

Уметь: разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи; создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели

9

. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования

Знать: назначение моделирования; основные типы задач моделирования; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения

Уметь: разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи; создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели

10

Моделирование среде текстового процессора. Моделирование составных документов. Практическая работа

1

Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора

Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора

Промежуточная самостоятельная работа, тест

11

Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: таблица. Практическая работа

1

Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора

Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора

12

Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: схема. Практическая работа

1

Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора

Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора

13

Моделирование среде текстового процессора. Моделирование структурных моделей: блок – схема. Практическая работа

1

Знать: класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре; технологию работы в среде текстового процессора

Уметь: выделять объекты текстового документа и его параметры; составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора; проводить моделирование среде те5кстового процессора

14

Контрольная работа: Информационная картина мира

1

Тематическая контрольная работа, групповая, тест

3.   Программное обеспечение информационных технологий   (21 часа)

15

Алгоритмы. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм. Практическая работа.

1

Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма

Уметь: приводить примеры алгоритмов из разных сфер; составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов

16

. Циклический алгоритм. Практическая работа

1

Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма

Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов

17

Разветвляющийся алгоритм. Практическая работа

1

Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма

Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов

18

Вспомогательный алгоритм. Практическая работа

1

Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма

Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов

19-20

Представление алгоритма в виде блок – схемы. Практическая работа

1

Знать: назначение алгоритма и его определение; типовые конструкции алгоритма

Уметь: представление алгоритма в виде блок – схемы;

21

 Стадии создания алгоритма. Практическая работа

1

Знать: основные стадии разработки алгоритма

Уметь: составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок - схем

22

Создание алгоритмов. Решение задач

1

Знать: типовые конструкции алгоритма

Уметь: представление алгоритма в виде блок – схемы;

23

Контрольная работа. Алгоритмы

1

Тематическая контрольная работа, групповая, тест

24

Представление о программе. Классификация программ

1

Знать: понятие программы и программного обеспечения; отличие программы от алгоритма; назначение системного программного обеспечения; назначение прикладного программного обеспечения; назначение инструментария программирования

Уметь: классифицировать программы; объяснять отличия процедурного и объективного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни

25

Знакомство со средой ЛОГОМИРЫ и технологией работы в ней. (Стрелочка). Практическая работа

1

Знать: назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры; понятие команды.

Уметь: управлять Стрелочкой, рисовать простейшие  фигуры

26

Составление программ. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

27

Составление программ. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

28

Составление программ. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

Промежуточная самостоятельная работа, групповая, тест

29

Составление программ. Практическая работа

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

30

Составление программы. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

31

Составление программ. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

32

Составление программ. Практическая работа

1

Знать: что такое программа, правила оформления программы, технология создания фигур.

Уметь: разрабатывать программы, использовать в программах команды организации цикла, разветвляющего алгоритма

33

Контрольная работа. Среда программирования. Практическая работа

1

Итоговая тематическая контрольная работа, групповая, тест

34

Составление программ. Практическая работа

1

35

Составление программ. Практическая работа

1

Формы контроля уровня обученности


п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов

Формы контроля

I. Содержание, обеспечивающее формирование информационной ,коммуникативной социокультурной, ценностно – смысловой, учебно – познавательной, здоровьесберегающой компетенции

1.

Информация. Информационные процессы

3

Тематические проверочные тесты

2.

Информационная картина мира

7

Тематические проверочные тесты

 

4.

Программное обеспечение информационных технологий

24

Тематические проверочные тесты

Программно-методическое обеспечение

Основная литература

для учителя

для учащихся

1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике(базовый уровень)

3. Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005

4. Методические рекомендации к учебнику

«Информатика». 7-9 классы. Книга для учителя. СПб., «Питер», 2005.

5. Информатика. Практикум по информационным технологиям. СПб. Питер, 2005

6. Поурочное планирование по информатике– М.: Издательство «Экзамен», 2005.

. Информатика. Задачник – практикум в 2 т/Л.А.Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

1.Информатика. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Н.В. Макарова. СПб.: Питер, 2005

Дополнительная литература

1. Информатика. Задачник по моделированию. СПб. Питер, 2005

2. Информатика. Задачник – практикум в 2 т/Л.А.Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...