Роль учителя в проектной деятельности учащегося
статья (информатика и икт) по теме

Кузнецова Валентина Сергеевна

Педагогическое эссе о  роли учителя в пректной деятельности учащегося

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогическое эссе23 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Роль учителя в проектной деятельности учащегося»

Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

    Проектная деятельность - один из методов учебной деятельности, в основе которого лежит мотивация для осуществления поставленной учащимися цели. Желательно, чтобы учащийся сам выбрал  тему проекта и сформулировал ее, смог определить ее актуальность  для общественной жизни, для расширения познавательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами его работы. Задачи учителя: поддержать интерес ребенка к вопросу, проблеме, научить выдвигать гипотезы и проверять их своими исследованиями. Результатом этой деятельности является создание творческого продукта. На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, создает план и реализует их. Учитель  выступает в роли консультанта и организатора. Если ученик не справляется с задачами своего проекта, то на помощь ему должны придти учитель, одноклассники. Задача, которая ставится перед учителем – это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. 

    Я работаю учителем информатики и использую метод проектов в работе с учащимися как начальной, так и старшей школы. Ведь для школьного предмета информатика важно, чтобы ученики расширяли и углубляли содержание преподаваемого предмета.  Роль учителя заключается в том, чтобы направить ребенка по правильному пути, где в завершении его он смог бы получить  практический результат  с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на предмете. Педагог  дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат - продукт коллективной или индивидуальной, познавательной, творческой работы. Во 2 классах дети на кружке «Компьютоша» выполняют небольшие мини – проекты в течении одного – двух  занятий в  программе «ПервоЛого» , в 9-х классах учащиеся выбирают и расширяют более серьезные темы: «Создание Web-страницы с помощью языка HTML», «Методы создание сайтов» и др. Кроме того, некоторые проекты учащихся становятся основой для рефератов при итоговой аттестации.

    Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. 

В заключении можно сделать вывод, что педагогу по ходу реализации проекта предстоит «прожить» следующие роли:

  1. Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  2. Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях
  3. Консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам
  4. Руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

•    Организатор (человек, который задает вопросы)

  1. Координатор группового процесса
  1. Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

       Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность, т. к. является  своего рода ответом системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Появилась возможность развития личностных качеств личности, овладения учащимися коммуникативной и других ключевых компетентностей. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в проектной деятельности

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Я считаю, что именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различн...

Роль учителя в проектной деятельности учащегося

В данной статье раскрывается роль учителя в проектной деятельности  обучающихся....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...