Программа по дисциплине Информатика и ИКТ, НПО 1 курс
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_informatike.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 36»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.03 Информатика и ИКТ
Игра
2012
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (автор: Цветкова М.С., кандидат педагогических наук, доцент; рецензенты: Кирюхин В.М., доцент МИФИ, кандидат технических наук, Гаврилова С.А., зам. начальника Учебного отдела Государственной академии инноваций, кандидат педагогических наук, Пех З.Н., старший методист отдела информационных и образовательных технологий ГОУ ДПО учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы).
Рабочая программа предназначена для изучения дисциплины «Информатика и ИКТ» в рамках реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования по профессиям НПО:
110800.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства;
190629.01 Машинист дорожных и строительных работ;
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36»
Разработчики:
- Чиркова М.В., преподаватель БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36» п. Игра
- Иванова Л.Н., преподаватель БОУ НПО УР«Профессиональное училище №36» п. Игра
Рассмотрена методической комиссией общеобразовательных дисциплин
БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36»
протокол № ___ от «___»____________ 201_ года
Рекомендована Экспертным советом БОУ НПО УР «Профессиональное училище №36» протокол № ___ от «___»____________ 201_ года
Эксперты:
_____________________ _________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_____________________ _________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_____________________ _________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 17 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям начального профессионального образования:
110800.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства;
190629.01 Машинист дорожных и строительных работ;
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл общеобразовательной подготовки
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 60 |
контрольные работы | 3 |
зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
| 17 6 3 4 2 2 2 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Техника безопасности в кабинете информатика. | 1 | 1 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 8 | ||
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества | Содержание учебного материала | 1 | |
Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | 1 | ||
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | |||
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа Создание плаката-схемы: «История развития информационного общества» Подготовка сообщения по теме «Умный дом» | 3 | ||
Раздел 2. Информация и информационный процессы | 37 | ||
Тема 2.1Подходы к понятию информации и измерению информации | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 2 | ||
Практические занятия
| 4 | ||
Самостоятельная работа Решение задач по теме «Измерение информации», «Перевод чисел в позиционных системах счисления». | 2 | ||
Тема 2.2 Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера | Содержание учебного материала | 3 | |
2 | |||
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования | |||
Практические занятия 1. Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы. 2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой 3. Тестирование готовых программ с циклической структурой 4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели | 10 | ||
Содержание учебного материала | 1 | ||
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | |||
2 | |||
Практические занятия 1. Создание архива данных и работа с ним. | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы » | 1 | ||
Самостоятельная работа Практическое задание «Разработка алгоритмов и их программная реализация» Составление кластера по теме «Цифровые носители информации» | 6 | ||
Тема 2.3 Управление процессами | Содержание учебного материала | 1 | |
2 | |||
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ. | |||
Самостоятельная работа: Создание презентации теме «Автоматизированные системы управления» (по профессиональной направленности). | 3 | ||
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 21 | ||
Тема 3.1Архитектура персонального компьютера. | Содержание учебного материала | 4 | |
Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности. | |||
2 | |||
Практические занятия
| 6 | ||
Самостоятельная работа: Составление кроссворда по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера» Практическое задание «Работа с клавиатурным тренажером» | 3 | ||
Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации. | Содержание учебного материала | 1 | |
Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации. | 2 | ||
Практические работы | 2 | ||
Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | |||
Контрольная работа по теме «Средства информационных и коммуникационных технологий» | 1 | ||
Самостоятельная работа: Разработка теста по теме «Вирусы и антивирусные программы» Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. | 4 | ||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 42 | ||
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 1 | |
2 | |||
Информационные системы и автоматизация информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста. | |||
Практические занятия:
| 7 | ||
Самостоятельная работа: Составление викторины «Информационные системы» Выполнение практического задания по теме «Оформление реферата» | 5 | ||
Содержание учебного материала | 1 | ||
2 | |||
Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах. | |||
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа: Практическое задание. Создание рекламы по профессиональной направленности» Разработка презентации по теме «Моя профессия» | 5 | ||
Содержание учебного материала | 1 | ||
Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. | 2 | ||
Практические занятия:
| 5 | ||
Самостоятельная работа: Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности) | 2 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | ||
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа: Практическое задание. Работа с базой данных. | 3 | ||
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 21 | ||
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях. | Содержание учебного материала | 1 | |
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации. Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. | 2 | ||
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Кроссворд по теме «Программное и аппаратное обеспечение сетей» | 2 | ||
Содержание учебного материала | 3 | ||
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта. | 2 | ||
Практические занятия:
| 8 | ||
Контрольная работа по теме «Телекоммуникационные технологии» | 1 | ||
Самостоятельная работа: Практическое задание по теме «Электронная почта» Составление памятки «Технология общения в Интернете» Подготовка сообщения «Электронная коммерция в Интернете» | 4 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего | 132 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и ИКТ»:
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;
- аудиторная доска для письма;
- компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
- запирающийся на ключ шкаф для хранения оборудования.
- шкаф для хранения сумок и рюкзаков учащихся
3.1.2. Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор с экраном;
- персональный компьютер – рабочее место учителя;
- персональный компьютер – рабочее место обучающегося[1];
- лазерный принтер;
- сканер;
- цифровой фотоаппарат;
- устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники[2]
3.1.3. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР, Windows 2000.
- Операционная система Linux.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Соло.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2000,2003, 2007.
- Пакет программ OpenOffice.org.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система тестирования
- Программа для записи на CD-диск
- Обучающие программы «Информатика» (TeachPro)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- АстафьеваН.Е. информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2010.-256с.: ил.
- Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень-СПб.: Лидер, 2008.-224с.: ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с. : ил.
- Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011
Дополнительные источники
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
- Золотова С.И.Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.
- Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.
- Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
- Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
- Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
- Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
- Экономическая информатика. Форма доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html
- Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
- Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
- Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
- Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
- Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
- Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоение умений: | |
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | Входной контроль: Тестирование. Текущий контроль: практические работы, тестирование, письменный опрос Тематический контроль: выполнение и защита проектного задания, контрольные работы. Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
- распознавать информационные процессы в различных системах | |
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования | |
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | |
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей | |
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий | |
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые | |
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных | |
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. | |
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) | |
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | |
Усвоение знаний: | |
- различные подходы к определению понятия «информация» | Входной контроль: Тестирование. Текущий контроль: самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос, практические работы. Тематический контроль контрольные работы, защита проектных заданий Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации | |
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) | |
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы | |
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности | |
- назначение и функции операционных систем |
[1] Число рабочих мест должно соответствовать числу студентов при проведении практических занятий.
[2] По числу рабочих мест обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отралям)
Рабочая программа по дисциплине "Информатика" (II курс) для специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)". В дополнение календарно-тематический план, инструкция по технике безопа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА И ИКТ" (общеобразовательная подготовка – профильный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика. 1 курс НПО...
Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс СПО
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для специальностей ТОРА и ТМ...
Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс СПО
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для специальности Электрохимическое производство...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика" для студентов 2 курса
Microsoft Word...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика и ИКТ Специальность 19.02.10 Технология продуктов общественного питания по программе углубленной подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) ГБПОУ МО «Щелковский колледж» в соответствии с ФГОС по специальнос...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для 1 курса
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 ...