Алгоритмы при сложении чисел с разными знаками.
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме

Новикова (Иванова) Ирина Александровна

 

Бинарный интегрированный урок.

Информатика + математика 6 класс.

Алгоритмы при сложении чисел с разными знаками.

 

Цель:

С точки зрения информатики цели:

  •  ОБУЧАЮЩАЯ: проверить знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения по построению алгоритмов в виде блок – схем.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля.
  •  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, бережное отношение к вычислительной технике.

С точки зрения математики:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: закрепить знания по теме алгоритм сложения чисел с разными знаками; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  •  РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, правильной речи, умения анализировать и делать выводы.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмы при сложении чисел с разными знаками.

Цель:

С точки зрения информатики цели:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: проверить знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах; проверить умения по построению алгоритмов в виде блок – схем.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, бережное отношение к вычислительной технике.

С точки зрения математики:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: закрепить знания по теме алгоритм сложения чисел с разными знаками; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, правильной речи, умения анализировать и делать выводы.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать дружелюбие, самостоятельность, аккуратность.

Ход урока

I. Готовность класса к уроку

Учитель информатики: Ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должны лежать: дневник, две тетради и ручка. Молодцы! Начнем наш урок.

Формулировка темы и целей урока учащимися.

Учитель математики: Сегодня у нас урок, выражаясь языком рекламы, «2 в 1». В одном уроке - математика и информатика.

На уроках математики мы изучаем с вами какую тему? (Сложение чисел с разными знаками.) И сегодня ребята мы продолжим работу по этой теме используя ваши знания и по информатике.

Учитель информатики: А тему урока информатики мы сейчас попытаемся сформулировать, разгадав кроссворд.

Кроссворд на экране. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду:

1) Если маме мы мешаем,

То колонки выключаем,

Раз! – И вновь мы их надели,

Помогли они на деле! НАУШНИКИ

2) По клавишам прыг да скок –

Береги ноготок!

Раз-два и готово –

Отстукали слово! КЛАВИАТУРА

3) Человек программы пишет.

Он не видит и не слышит

В это время ничего!

Назовите вы его! ПРОГРАММИСТ

4) А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопок ряд, курок и хвостик?

Ну, конечно, это …ДЖОЙСТИК!

5) Даже в воздухе она – просто радиоволна!

Даже спутник на орбите прикреплен к незримой нити!

Свяжет всех – проблемы нет! –

В этом мире …ИНТЕРНЕТ!

6) Вот картина в черной раме,

Только посмотрите сами! –

Ожила картина вдруг!

Удивились все вокруг! МОНИТОР

7) Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу втащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент! ПРИНТЕР

8) В зоопарке есть зайчишка.

У компьютера есть …МЫШКА!

Учитель информатики: Итак, кроссворд разгадан. Какое же слово получилось? Таким образом, тема по информатике сегодня – «Алгоритм».

И мы ребята сегодня проверим знания по теме “Алгоритмы”: понятия о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах.

II. Проверка основных знаний по информатике и математике.

Учитель информатики:

  • Прежде всего, давайте вспомним, что такое алгоритм? (Алгоритмом называется строгая последовательность команд, ведущих к какой-либо цели).
  • Кто-нибудь из вас знает, откуда появилось понятие «алгоритм»? Прослушайте небольшой рассказ в стихах и смотрите на доску.

Жил когда-то Аль-Хорезми,

Был арабским мудрецом,

Он считал — всего полезней

Чисел всяких быть жрецом.

До него считали люди,

Но не так, как мы с тобой,

Результат таким же будет,

Только вот подход другой.

По-латыни "Аль-Хорезми"

Зазвучит совсем не в рифму,

Это знать весьма полезно,

По-латыни — "Аль-Хорифми".

В честь ученого назвали

Правил новых стиль и ритм,

Вот тогда и записали:

Аль-Хорифми — алгоритм.

Алгоритм есть план, иль метод,

Выполнишь — достигнешь цели,

Следуя его советам,

Будешь в знаний цитадели.

  • Какие формы записи алгоритмов вы знаете? (В виде списка команд (построчная запись) и с помощью блок-схем).
  • Как выполняются действия в алгоритме? (Пошагово).

Каждый день нам приходится иметь дело с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить кофе.

А в математике? Найти значение выражения, решить задачу, исследовать проблему, сравнить...

Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм.

Учитель математики: 

  • правил,
  • устный счет

  • Верно ли утверждение:

1) сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна; (нет)

2) сумма двух чисел с разными знаками может быть равна нулю;        (да)

3) сумма отрицательных чисел  всегда отрицательное число.        (да)

4) знак суммы двух чисел с разными знаками всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем;  (да)

III. Линейный алгоритм при решении  математической задачи.

Учитель информатики: 

  • Ребята, посмотрите на экран и назовите, какой вид алгоритма вы здесь видите. (линейный).(Слайд)

Давайте, используем линейный алгоритм для решения математических задач.

Учитель математики:

  • задача про температуру.

За первую половину дня температура изменилась на 7,3°  , а  за вторую – на -5,7°  . Как изменилась температура за день?

Итог этапа. Подводит учитель.

Учитель информатики:  Ребята вы сейчас работали над задачей. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).

Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ.

В начале алгоритма принято записывать “НАЧАЛО”, а в конце – “КОНЕЦ”, команды нужно формулировать очень точно.

Давайте его сформулируем :

  1. начало
  2. прочитай условие задачи;

2)  найди вопрос;

3)  реши задачу;

4)  запиши ответ.

5)  конец

IV. Ветвление в математической задаче.

  • Ребята, посмотрите на экран и назовите, какой вид алгоритма вы здесь видите. (разветвленный).(Слайд)

  • В чем особенность выполнения действий в разветвляющемся алгоритме?  (В зависимости от ответа на вопрос "да" или "нет" выполнение действий идет по отдельной "ветви"). (Слайд ).

Алгоритм с ветвлением поможет нам в решении следующих заданий по математике.

Учитель математики:

Пример найти значение числового выражения.

Найдите значение числового выражения:

.

Если значение получится отрицательное, то прибавьте к нему число 500; а если значение получится положительное,  то прибавьте к нему числу -500.

Итог этапа. Подводит учитель.

Учитель информатики:  Ребята вы сейчас работали над примером. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).

 

Давайте его сформулируем :

  1. начало
  2. Расставь порядок действий в примере.
  3. Выполни действия в порядке очереди.
  4. Если значение получится отрицательное, то прибавьте к нему число 500.
  5. Если положительное, то прибавьте к нему число (- 500).
  6.  Конец

V. Цикл при решении  математических примеров.

Учитель информатики: 

  • Ребята, посмотрите на экран и назовите, какой вид алгоритма вы видите здесь. (циклический).(Слайд)
  • Когда составляют алгоритмы с циклом? (Когда одно и то же действие нужно выполнить несколько раз).

Давайте, используем циклический алгоритм для решения математических задач.

Учитель математики:

Выполните действия.

Выполните действие:

1) -

2) 0, 48 + (- 0,386)

3) - 15

Итог этапа. Подводит учитель.

Учитель информатики:  Ребята вы сейчас работали над примерами. Как можно назвать эту работу? (Алгоритм).

 Давайте составим алгоритм решения любого примера, в каждом примере есть 1 действие.

Как записать алгоритм общими правилами?

  1. начало
  2. спиши пример;
  3. реши его;
  4. запиши результат;
  5. если есть еще примеры, то перейди к первой команде;
  6. конец.

Учитель математики:

А если кто то не знает, как выполнить команду “реши пример”. Какой для этого пригодится алгоритм? Давайте вспомним правило сложения двух чисел с разными знаками. (Правило)

VI. Физ пауза.

VII. Закрепление.

Практическая работа на компьютере.

VIII. Итоги.

Учитель информатики:  У нас было мало времени, но мы смогли вспомнить понятие о линейном алгоритме, командах ветвление и цикл, вложенных алгоритмах, проверили умение по построению алгоритмов в виде блок – схем.

Учитель математики:

А по математике мы вспомнили алгоритм сложения чисел с разными знаками и совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

IX. Оценки за работу по математике и информатике.

X.  Домашнее задание.  

  • К следующему уроку информатики составьте алгоритмы “умножения и деления двух чисел”.
  • Учебник. № 1080, № 1086

Источники информации:

  1. Методическое пособие «Уроки информатики в 5-7 классах» Босова Л.Л.
  2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  3. http://1september.ru/
  4. http://blogsneza.taba.ru
  5. http://www.uchportal.ru/load/18-1-0-29477


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ "

ПРЕДЛАГАЮ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЮ  ПО ТЕМЕ "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ"....

Урок по математике в 6 классе на тему "Сложение чисел с разными знаками"

Представленный урок - урок формирования умений и навыков. На уроке используются разные формы работы, которые повышают работоспособность учащихся. Для реализации целей урока использаваны следующие обо...

Тест "Сложение чисел с разными знаками", п.33

Тестовая работа, математика 6 класс, к п. 33, УМК Н.Я. Виленкин. Тест создан в программе Excel - 2003....

конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...

Урок математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"

Материал содержит конспект урока, технологическую карту и самоанализ урока математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками" с применением интерактивной доски....

"Сложение чисел с разными знаками"

Урок по математике для 6 класса к учебнику под редакцией Виленкина. Презентация содержит задания для работы на интерактивной доске....