Бой смекалистых
материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Маликов Ильназ Фанисович

Внеклассное мероприятие по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_informatike_boy_smekalistyh.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новоалимовская  основная общеобразовательная  школа

Актанышский  муниципальный  район

   

   

   

Учитель информатики: Маликов И. Ф.

Февраль, 2010 г.

Внеклассное мероприятие по информатике "Бой смекалистых" 

Для успешного проведения игры нужно заранее сформировать одинаковые группы участников по 5 человек и жюри, дать задание командам продумать название, девиз команды, а также выбрать капитана.

Цели:

  1. развить творческую активность и познавательный интерес у учащихся к информатике и информационным технологиям;
  2. повторить и закрепить пройденный материал, выраженный в неординарных ситуациях;
  3. сформировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;
  4. воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, волю к победе, умение работать в команде.

 Задачи:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
  2. Учебная – повторение, обобщение и углубление основ понятий и определений.
  3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Место проведения: актовый зал.

План игры

  1. Вводное слово учителя.
  2. Представление жюри.
  3. Приветствия команд – 5 баллов.
  4. Конкурс “Кроссворд” – 12 баллов.
  5. Конкурс “Закончи стихотворение” – 2 балла.
  6. Конкурс “Ребусы” – 5 балла.
  7. Конкурс “Найди соответствие” – 2 балла.
  8. Конкурс “Анаграмма” – 6 баллов.
  9. Конкурс “Третий лишний” – 5 баллов.
  10. Конкурс “Командирам” – 6 баллов.
  11. Конкурс “Вопросы на смекалку” – 5 баллов.
  12. Подведение итогов.

Из каждого класса участвуют по 5 человек. Столы перед игрой расставляются таким образом, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе – чистые листы для выполнения каждого этапа игры.

Ход игры

  1. Вводное слово учителя.

“Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания,

Надо поглощать их с аппетитом”

А. Франс

– Здравствуйте, ребята, сегодня у нас Бой смекалистых между  командами 8-х и 9-х классов. Перед вами цветок – ромашка с заданиями на лепестках. <Презентация>. Команды по очереди выбирают лепесток с заданием, за выполнение которого получают баллы. Выиграет та команда, которая наберет максимальное количество баллов. Удачи вам!

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд – 5 баллов.

Каждая команда приготовила девиз и визитную карточку всех своих участников, которую и предоставит на суд жюри. Слово для представления – …классу. (Представление … класса.)

А сейчас конкурс кроссвордов: команда, которая быстрее ответит на  все вопросы кроссворда,  получит столько баллов, сколько вопросов в кроссворде. Если будет ошибка хотя бы в одной букве, ответ не засчитывается. 

На экране – слайд с кроссвордом. Для всех команд – одинаковый кроссворд. <Приложение1>.

Кроссворд

По горизонтали:

3. Устройство, обеспечивающее выполнение логических и арифметических операций и общее управление устройствами ЭВМ.

5. Программное обеспечение, сжимающее и разворачивающее цифровое видео.

7. Внешняя память.

8. Устройство управления движением на экране.

9. Минимальная единица информации.

10. Устройство ввода видеоинформации.

11. Устройство, передающее и принимающее информацию по компьютерным сетям через телефонные линии.

12. Графопостроитель.

По вертикали:

1. Устройство, на которое выводится информация.

2. Специалист, без услуг которого компьютер не работает.

4. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков.

6. Устройство для работы с дисками.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 3. Процессор. 5. Кодек. 7. Диск. 8. Джойстик. 9. Бит. 10. Видеокамера. 11. Модем. 12. Плоттер. 13. Вирус.

По вертикали: 1. Монитор. 2. Программист. 4. Счёты. 6. Дисковод.

– Слово жюри.

  1. Конкурс “Закончи стихотворение” – 2 балла.

На экране – слайды со стихотворениями. Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить.

Вправо, влево, вверх и вниз
Выполняет без каприз.
Так и скачет как зайчишка
По экрану ловко ...МЫШКА
Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
И смотри-ка на …ДИСПЛЕЙ
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – ...ПРОЦЕССОР
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ...ФЛЕШКЕ

На вопросы даст ответ
Наш помощник – Интернет.
Письма быстро получаем,
К телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется ...МОДЕМ
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.
Для компьютера – как бог,
Лучший друг – ...СИСТЕМНЫЙ БЛОК
Вдруг на беленьком листочке
Появляться стали точки,
Строки выросли из слов.
Вот и текст уже готов.
Очень быстро, словно спринтер
На печать выводит …ПРИНТЕР
Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот – ...КЛАВИАТУРА

  1. Конкурс “Ребусы” – 4 балла.

На экран выводится слайд с ребусы. Командам необходимо отгадать ребусы

Ответ: монитор, компьютер, Интернет, курсор, алгоритм

  1. Конкурс “Найди соответствие” – 2 балла.

Сейчас вам будет показана табличка с колонками. В левой колонке – названия программ и файлов, в правой – расширение имени файла, которое по умолчанию присваивается при их создании. Расширения приведены произвольно. Необходимо найти соответствие. На экран выводится слайд с заданием. Командам раздаем листы с заданием на соответствие.

Рисунок 3

Ответ: 6 1 5 3 4 2.

  1. Конкурс “Анаграмма” – 6 баллов.

А сейчас ещё один конкурс: командам необходимо решить анаграммы. Анаграмма – это слово, образованное перестановкой букв в другом слове. Если вы сделаете все правильно, то в диагонали второго квадрата соберется еще одно слово.

На столах для каждой команды лежат картинки с анаграммами. На экране – слайд с анаграммами. <Рисунок4> и <Рисунок5>.

 

Рисунок 4                               Рисунок 5

Ответы на анаграммы.

1 квадрат: шлюз, диск, меню, база; по диагонали – шина.

2 квадрат: сеть, такт, файл, порт; по диагонали – сайт.

Можно предложить учащимся объяснить получившиеся термины: шина и сайт.

Шина – группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера.

Сайт – журнал, состоящий из Web-страниц, объединённых гиперссылками.

– Слово жюри.

  1. Конкурс “Третий лишний” – 5 баллов.

Команда, которая назовёт быстрее и правильно вариант ответа, получает 1 балл. Максимально в этом конкурсе можно заработать 5 баллов.

Назовите лишнее высказывание

1.Адрес – это…

а) порядковый номер байта оперативной памяти
б) порядковый номер элемента
в) часть письма в электронной почте

2.Вирус – это…

а) возбудитель инфекционного заболевания
б) ошибка в программе
в) программа, внедряющая копии в файлы, документы, загрузочные сектора дисков

3.Меню – это…

а) список, из которого можно выбрать необходимые элементы
б) перечень блюд, кушаний в списке
в) способ общения с пользователем

4.Драйвер – это…

а) переводчик программы на машинный язык
б) водитель автомобиля
в) программа обслуживания периферийного устройства

5. Диск – это…

а) носитель информации
б) спортивный снаряд
в) геометрическая фигура

Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – в, 4 – а , 5 – в. 

  1. Конкурс “Командирам” – 15 баллов.

За каждый правильный ответ команда  получит 1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов.

  1.  Наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике (информатика).
  2. Организованная последовательность действий. /Алгоритм/
  3. Устройство ввода информации. /Клавиатура/
  4. Алгоритм, записанный на языке программирования. /Программа/
  5. Сколько байт в одном килобайте. /1024/
  6. Устройство ввода графической информации. /Сканер/
  7. Минимальная единица измерения кол-ва информации. /Бит/
  8. Величина, изменяющая значение счетчика цикла. /Шаг/
  9. Перечень файлов. /Каталог/
  10. “Болезнь” компьютера. /Вирус/
  11. Какое устройство компьютера используется для сохранения числовой, текстовой и графической информации на бумаге. /Принтер/
  12. Как называется переносной компьютер. /NoteBook/
  13. Устройство, преобразующее цифровой сигнал в телефонный и обратно. /Модем/
  14. Устройство оказывающее вредное воздействие на здоровье человека? /Дисплей./
  15. “Хвостатое” устройство компьютера. /Мышь/
  1. Конкурс “Вопросы на смекалку” – 5 баллов.

Каждому участнику задаётся по одному вопросу, если вы все ответите, то каждая команда получит по 5 баллов.

Вопросы команде __. класса:

1) Дискета – это:

а) жёсткий диск; б) лазерный диск;
в) оптический диск; г) гибкий диск.

2) Как называют указатель места на экране?

а) курсив; б) курсор;
в) курс; г) курсовка.

3) Как называют все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технологических процессах?

а) эра; б) поколение;
в) цивилизация; г) популяция.

4) Как называется человек, являющийся работником информационной сферы деятельности?

а) овощевод; б) плотник;
в) журналист; г) спортсмен.

5) Какая из этих величин не относится к области информатики?

а) килобайт; б) мегабит;
в) терабайт; г) киловатт.

Ответы: 1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – в, 5 – г.

Вопросы команде ___. класса:

1) Точное и понятное предписание исполнителю совершить указанную последовательность команд, записанное на языке программирования, называется:

а) программой; б) алгоритмом;
в) кодом; г) блок-схемой.

2) Программа, выполняющая сжатие файлов для более компактного хранения во внешней памяти –

а) дешифратор; б) деформатор;
в) шифратор; г)  архиватор.

3) Римская система счисления является:

а) позиционной; б) позитивной;
в) непозиционной; г) познавательной.

4) Какое из предложенных слов является синонимом имени файла?

а) параметр; б) атрибут;
в) идентификатор; г) опция.

5) Как называется “аппетитное” устройство есть у ПК?

а) блок питания; б) пищеблок;
в) полевая кухня; г) Интернет-кафе.

Ответы: 1 – а, 2 – г, 3 – в, 4 – б, 5 – а.

Вопросы команде __  класса:

1) Как называют внутреннее устройство компьютера?

а) интерьер; б) архитектура;
в) анатомия; г) начинка.

2) Какое из устройств не является устройством ввода информации?

а) мышь; б) трекбол;
в) графический планшет; г) плоттер.

3) Без кристаллов какого удивительного химического элемента не было бы персональных компьютеров?

а) железо; б) медь;
в) кремний; г) кальций.

4) Как называют создание второго экземпляра файла, папки, фрагмента текста?

а) дублирование; б) распространение;
в) размножение; г) копирование.

5) Как называется позиция в записи числа?

а) разряд; б) заряд;
в) обряд; г) наряд.

Ответы: 1 – г, 2 – г, 3 – в, 4 – г, 5 – а.

Вопросы команде__. класса:

1) Что было первым вычислительным инструментом у человека?

а) лица; б) спицы;
в) пяльцы; г) пальцы.

2) Проект аналитической машины с программным управлением создал:

а) П. Нортон; б) Ч.Беббидж;
в) Г. Лейбниц; г) Д. Нейман.

3) Какое самое главное и принципиальное отличие машин разных поколений:

а) быстродействие; б) габариты;
в) элементная база; г) стоимость.

4) Форма общения пользователя с компьютером:

а) диалог; б) монолог;
в) беседа; г) разговор.

5) Что можно найти на задней стенке системного блока компьютера?

а) норы; б) дупла;
в) будки; г) гнезда.

Ответы: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – а, 5 – г.

– Сколько же баллов набрала каждая команда? Слово жюри.

12. Подведение итогов. Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Турнир смекалистых"

Для успешного изучения любого школьного предмета необходимо, чтобы у учащихся был интерес к нему, а интерес создается в процессе совместного труда учителя в ходе урока и во внеурочное время. Одним из ...

Турнир смекалистых

Данное внеклассное мероприятие можно провести между параллелями в 8 классе....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "Конкурс весёлых и смекалистых"...

Внеклассное мероприятие по информатике для учащихся 6 классов "Турнир смекалистых"

Повторение и закрепление ос­новного материала, представленного в неординарных ситуациях, расширение связей с другими предметами. Охватывает темы "Усторйство компьютера", "Файлы и папки", "Информация",...

Турнир смекалистых - 5 класс

Проведение таких уроков  заставляет детей мыслить логически, учит работать группой, уметь слушать и слышать друг друга, помогают формированию коммуникативных качеств и развитию математическ...

Внеклассное мероприятие по математике "Турнир смекалистых"

Содержит  материал для  проведения  Декады математики....

Вечер веселых и смекалистых в 5 классе.

Вечер весёлых и смекалистых в 5 классе можно провести в месячник математики или на факультативном часе. Материал содержит ребусы, задачи-шутки, задачи на внимание и логику, математические загадк...