« Суммирование элементов массива, вычисления следа матрицы,
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме
При изучение языков программирования очень удобно использовать не только словесные методы обучения, но и наглядные и практические. В данной разработке урока используются все методы обучения, что позволяет стимулировать учебно – познавательную деятельность учащихся. Процесс объяснения сопровождается показом слайдов. Тема урока разбита на под темы. Каждая под тема может быть самостоятельной темой подкрепленной не только показом слайда, но и словесным сопровождением, с демонстрацией математического решения задачи и программы написанной на языке программирования. Учитель может по желанию разбить двухчасовую тему на несколько часов (по под темам). Для проверки усвояемости материала учащимся предложено самостоятельно решить несколько задач, разной сложности.
Тема: « Суммирование элементов массива, вычисления следа матрицы,
суммирование двух массивов»
Цели:
Обучающие: - Формирование знаний по теме «Суммирование элементов
массива, в вычисление следа матрицы, суммирование двух
массивов»;
- проверить уровень усвоения теоретических знаний и
практических умений.
Развивающие: - развитие познавательного интереса и логического мышления;
- формирование информационной культуры и умений
при составлении компьютерных программ на языке Qbasic
Воспитательные: - привитие учащимся навыка самостоятельности в работе,
- воспитание трудолюбия и усидчивости
Задача: Научить учащихся суммировать элементы массива по строкам и
столбцам (двумерный массив);
Объяснить, что такое след матрицы;
Продемонстрировать учащимся пример суммирование двух
массивов (используя программное обеспечение, мультимедийный проектор
и ПК);
Разобрать вместе с учащимися ряд примеров по данной теме;бъячнить о строкам и столюцам (двумерный массив);
Показать учащимся приемы использования простейших программ.
Провести анализ самостоятельной работы учащихся.
Тип урока: урок новых знаний.
Материальное обеспечение: персональные компьютеры, проектор, доска,
раздаточный материал.
Литература: Г.И.Светозарова и др. Практикум по программированию на
языке БЕЙСИК, М. «Наука», 1985г.
Информатика в уроках и задачах №2, М. «Информатика и
образование», 1999
Задачи и упражнения по программированию, М. «Высшая
школа»,1989
Информатика и образование, хур. ИНФО 2004
А.А.Чернов, А.Ф.Чернов, Профильное образование «Сборник
элективных курсов – информатика 10-11классы», Волгоград,
Учитель. 2007г.
План урока: 1. Организационный момент - 3 мин.
Приветствие, проверка посещаемости, назначение
дежурных по кабинету. сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний и умений учащихся, устный опрос по темам «Программное обеспечение Qbasic. Простейшие операторы. Организация циклов в программе, Массивы, Ввод и вывод элементов массива» - 10 мин.
- Подведение итогов опроса - 2мин.
- Объяснение нового материала с показом слайдов и демонстрацией рабочей программы по новой теме.-25мин
- Закрепление знаний , работа учащихся по карточкам – заданиям (использование: конспекта урока, ПК и программное обеспечение).- 25мин
- Проверка практического задания и работа над ошибками -12мин.
- Подведение итогов урока – 3мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summirovanie_elementov_massiva.doc | 55.5 КБ |
summirovanie_elementov_massiva.ppt | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н.Борисова, учитель информатики МБОУ-СОШ №18
Тема: « Суммирование элементов массива, вычисления следа матрицы,
суммирование двух массивов»
Цели:
Обучающие: - Формирование знаний по теме «Суммирование элементов
массива, в вычисление следа матрицы, суммирование двух
массивов»;
- проверить уровень усвоения теоретических знаний и
практических умений.
Развивающие: - развитие познавательного интереса и логического мышления;
- формирование информационной культуры и умений
при составлении компьютерных программ на языке Qbasic
Воспитательные: - привитие учащимся навыка самостоятельности в работе,
- воспитание трудолюбия и усидчивости
Задача: Научить учащихся суммировать элементы массива по строкам и
столбцам (двумерный массив);
Объяснить, что такое след матрицы;
Продемонстрировать учащимся пример суммирование двух
массивов (используя программное обеспечение, мультимедийный проектор
и ПК);
Разобрать вместе с учащимися ряд примеров по данной теме;
Показать учащимся приемы использования простейших программ.
Провести анализ самостоятельной работы учащихся.
Тип урока: урок новых знаний.
Материальное обеспечение: персональные компьютеры, проектор, доска,
раздаточный материал.
Литература: Г.И.Светозарова и др. Практикум по программированию на
языке БЕЙСИК, М. «Наука», 1985г.
Информатика в уроках и задачах №2, М. «Информатика и
образование», 1999
Задачи и упражнения по программированию, М. «Высшая
школа»,1989
Информатика и образование, хур. ИНФО 2004
А.А.Чернов, А.Ф.Чернов, Профильное образование «Сборник
элективных курсов – информатика 10-11классы», Волгоград,
Учитель. 2007г.
План урока: 1. Организационный момент - 3 мин.
Приветствие, проверка посещаемости, назначение
дежурных по кабинету. сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний и умений учащихся, устный опрос по темам «Программное обеспечение Qbasic. Простейшие операторы. Организация циклов в программе, Массивы, Ввод и вывод элементов массива» - 10 мин.
- Подведение итогов опроса - 2мин.
- Объяснение нового материала с показом слайдов и демонстрацией рабочей программы по новой теме.-25мин
- Закрепление знаний , работа учащихся по карточкам – заданиям (использование: конспекта урока, ПК и программное обеспечение).- 25мин
- Проверка практического задания и работа над ошибками -12мин.
- Подведение итогов урока – 3мин.
План –конспект по теме: « Суммирование элементов массива, вычисления
следа матрицы, суммирование двух массивов»
Ознакомление с новым материалом ведется с использованием презентации и мультимедийного проектора.
1. Суммирование элементов одномерного массива.
Для одномерного массива А= {a1,a2,a3….an} необходимо вычислить
S= ai
где I изменяется от 1 до n
100 S=0
110 FOR I=1 TO N
120 S=S+A(I) цикл отвечающий за суммирование элементов массива
130 NEXT I
140 PRINT «S=»; S
Пример: 5, 15,40, 32 в результате сложения S= 92
2. Суммирование элементов двумерного массива.
Для двумерного массива B(N,M) – необходимо вычислить
S= bij
Где I – изменяем от 1 до n, количество строк в массиве;
J - изменяется от 1 до m , количество столбцов в массиве.
90 REM «вычисление суммы элементов матрицы»
100 S=0
110 FOR I=1 TO N
120 FOR J=1 TO M
130 S=S+B (I, J) внутренний цикл внешний цикл
140 NEXT J
150 NEXT I
160 PRINT «S=»; S
Пример:
Массив В(3,4) 12 5 12 70
6 8 9 15
15 10 8 4
Результат сложения всех элементов массива В(3,4)
(12+5+12+70+6+8+9+15+15+10+8+4) = 174
S=174
3. Вычисление следа матрицы
След матрицы – это суммирование диагональных элементов матрицы
размерностью (N х N)
След матрицы – это сумма элементов главной диагонали квадратной
матрицы, где элементы главной диагонали имеют
индекс (I.I)
S= bi,i
90 REM «вычисление следа матрицы »
100 S=O
110 FOR I=1 TON
120 S=S+B (i, i) 3 4 5
130 NEXT I 7 8 9
140 PRINT «S=»; S 1 2 4 - главная диагональ
S = 15
4. Суммирование двух массивов
А) для одномерных массивов A и B размером N, т.е.
A(N) и B(N)
необходимо вычислить ci=ai+bi, где I = 1,2 …n.
Изначально при формировании в памяти машины свободных ячеек для элементов массивов А и В необходимо предусмотреть дополнительно и такое же количество ячеек для элементов массива С.
10 DIM A(N), B(N), C(N)
.
.
.
90 REM « суммирование векторов»
100 FOR I=1 TO N
110 C (I) = A(I) +B(I)
120 PRINT C(I)
130 NEXT I
Пример: Заданы массив А(4) и В(4), результат суммы двух массивов получить в массиве С(4)
Массив А Массив В Массив С
5 12 17
10 40 50
25 15 40
50 8 58
Б) Для двумерных массивов A(N,M) и B(N,M) необходимо вычислить
Сi,j =Ai,j +Bi,j
где I = 1,2…N, J= 1,2…M
Внимание! Размерность массивов должна быть одинаковая.
10 DIM A(N,M), B(N,M). C(N,M)
.
.
.
90 REM «суммирование матриц»
100 FOR I=1 ТO N
110 FOR J=1 TO M
120 C(I,J)=A(I,J)+B(I,J)
130 NEXT j
140 NEXT i
150 FOR I=1 ТO N
160 FOR J=1 TO M
170 PRINT C(I,J);
180 NEXT j
190 PRINT
200 NEXT i
Пример: Заданы массивы А(2,3) и В(2,3) суммировать их, результат получить
в массиве С(2,3)
массив А массив В массив С
4 5 10 12 25 14 16 30 24
16 50 34 6 72 31 22 122 65
задачи для самостоятельного решения учащимися:
- Найти сумму элементов одномерного массива размером 4(5) . Разделить
каждый элемент исходного массива на полученное значение. Результат
получить в том же массиве. Напечатать в одной строке.
- Вычислить сумму и разность двух заданных одномерных (двухмерных) массивов размером 5.
Результат напечатать в виде двух параллельных столбцов.
- Просуммировать элементы строк матрицы размером A(43). Результат получить в одномерном массиве размером (4)
- Дан массив X размерностью 5 . Вычислить значения функции.
Y=0,5 при значениях аргумента, заданных в массиве X, и поместить их в
массив Y. Напечатать результат (массивы X и Y) в виде двух столбцов.
- Найти среднее значение элементов заданного массива А(5).
Преобразовать исходный массив, вычитая из каждого элемента среднее
значение.
- Решить уравнение ax=b для пять пар значений a и b, заданных в виде двух массивов. Результат поместить в массив X .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие массива. Одномерные и двумерные массивы. Элемент массива.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим новое понятие массив. Массив – это упорядоченный набор однотипных данных. Иначе говоря, массив – это таблица, каждый элемент которой является элементом массива. М...
Нахождение количества заданных элементов массива
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на поиск количества заданных элементов массива....
Поиск максимального, минимального элементов массива
Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Решение задач на нахождение максимального, минимального элементов массива....
Решение задач на нахождение максимального и минимального элементов массива.
Материалы содержат примеры задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений в массиве, а также задания для отработки данных умений. Данный материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ....
Одномерные массивы. Поиск элемента массива.
Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....
План урока по информатике Поиск и перестановка элементов массива
Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива». Эта тема является одной из самых важных при изучении массивов, так как дает представление о работе с элементами и индексами массива.По перспективн...
Технологическая карта урока информатики в 9 класса по теме: "Вычисление суммы элементов массива".
Технологическая карат урока по информатике для 9 класса по теме "Вычисление суммы элементов массива". Урок открытия новых знаний сделан в форме квеста, подразумевает выполнеие заданий, для ч...