Построение графиков в элетронных таблицах
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Вингерт Юлия Станиславовна

Урок разработан совместно с учителем математики Солоденниковой Т.Ф.

На примере задачи из геометрии по теме "Взаимное расположение окружности и прямой" дети учатся применять полученные знания и умения на уроках Информатики. Построение графиков - увлекательное, не всегда простое и лёгкое, но всегда радующее своим результатом занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Табличный процессор. Построение диаграмм. 9 класс

Урок-практика.

Тема: Построение графиков в табличном процессоре.

План

Цели урока

  1. Образовательная: научить учащихся представлять функции (числовую информацию)  в графическом виде, познакомить учащихся с тем, как можно табличный процессор использовать на уроках математики- алгебре и геометрии.
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся  путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
  3. Воспитательная: развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Тип урока: Урок –  интегрированный (информатика-геометрия).

Использование методов и приемов обучения на уроке:

  1. Оборудование к уроку:
  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютерный класс с персональными компьютерами
  1. Программное обеспечение:
  1.  MS Office Excel
  2.  MS Office Power Point. Для показа презентации к уроку
  1. Характер работы:
  1. Повторение, закрепление пройденного материала
  2. Демонстрация презентации к уроку
  3. Выполнение задания
  4. Оценки 
  1. Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся, задания в печатном виде.

План урока

  1. Приветствие…………………………………………………..……………………….... 2 мин
  2. Сообщение темы и целей урока……………………………………………………….. 4мин
  3. Повторение пройденного материала…………………………………………………...8мин
  4. Самостоятельная работа в группах……………………………………………………..25мин
  5. Подведение итогов урока…………………………………………………………………4мин
  6. Выставление оценок….……………………………………………………………………2мин

.


.Ход урока:

  1. Приветствие
  2. Сообщение темы и целей урока. (Презентация к уроку как заставка)

Вы уже знакомы с электронными таблицами, на  прошлых  уроках вы  научились использовать ссылки в формулах – относительные, абсолютные и смешанные. Так же вы  умеете выполнять   расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы. Умеете строить диаграммы и графики для отображения различных данных.

Сегодня на уроке вы сможете применить полученные знания Информатики к решению задачи из геометрии:  Определить взаимное расположение окружности и прямой.

Вы получите задание, где сначала строите окружность, используя мастер построения диаграмм, не забудьте, что есть особенность в построении окружности - она состоит из 2х полуокружностей.

Затем строите три прямые, добавляя их  на тот же график.

 


  1. Повторение пройденного материала.

Чтобы показать уровеь вашей подготовленности, ответьте сначала на вопросы теста.

Ученики выполняют тест на бумажных носителях. (Приложение 1)

  1. Самостоятельная работа в группах

Класс делим на две группы. Одна будет строить таблицы, и рассчитывать на калькуляторе точки соприкосновения прямой и окружности. Другая группа тоже строит таблицы и строит графическое изображение окружности и прямых. Вам выдается задание (Приложение 2), в котором вам нужно внести результаты ваших решений и построений.

Внутри группы вы можете общаться, советоваться, вставать с мест.

  1. Подведение итогов урока
  1. Все ли правились с заданием?
    Предполагаемые ответы: да, нет, не до конца.
  2. Что было сложно?
    Предполагаемые ответы: построение окружности, не сразу поняли как из 2х частей сложить окружность, как поместить на тот же график еще один…
  3.  Научились ли строить графики?
    Предполагаемые ответы: да, не совсем…
  4. Помогает ли это в решении задач геометрии?
    Предполагаемые ответы:да, легче обычно в тетради…
  5. Кто чему научился?
    Предполагаемые ответы: строить окружность, в группе работать, …
  6. Сравнение разных способов решения – какой более эффективный?
    Предполагаемые ответы: эффективнее расчётом, эффективнее графиком.

ВЫВОД: существуют разные способы решения построения функций, можно пользоваться тем, который у тебя лучше получается, а можно изучать и осваивать новые способы и сокращать время решения, если это необходимо.

  1. Выставление оценок

Тест – работа в электронных таблицах                                        Приложение 1

  1. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются: 
  1. в обычной математической записи;
  2. специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
  3. по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
  4. по правилам, принятым исключительно для баз данных.
  1. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:
  1. 5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;
  2. 5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;
  3. 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;
  4. 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .
  1. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
  1. C3+4*D4
  2. C3=C1+2*C2
  3. A5B5+23
  4. =A2*A3-A4
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
  1. не изменяются;
  2. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
  4. преобразуются в зависимости от длины формулы;
  5. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
  1. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  2. преобразуются в зависимости от длины формулы;
  3. не изменяются;
  4. преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
  1. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:

  1. =A1*A2+B2;
  2. =$A$1*$A$2+$B$2;
  3. =$A$1*A3+B3;
  4. =$A$2*A3+B3;
  5. =$B$2*A3+B4?
  1. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
  1. 20;
  2. 15;
  3. 10;
  4. 30?
  1. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
  1. 280;
  2. 140;
  3. 40;
  4. 35?

 ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

b

c

d

a

d

c

d

b

4 - 3;                5 – 4-                6 – 4;                7 – 5-;                8 – 5.

Приложение 2

Задание

Ответ

Баллы

Комбинация окружности и прямой

1.Используя программу Excel, построить графики окружности и прямых по их уравнениям:

  1. X2 + Y2 =25.
  2. Y = х - 7,
  3. Y = 8,
  4. Y = 2x + 1.

2.По графику определить взаимное расположение прямых и окружности:

1) Прямая Y = 8 :

2) Прямая Y = х-7 :

3) Прямая Y = 2х+1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение графиков в табличном процессоре Информатика Электронные таблицы 9 класс

Слайд 2

План Цели урока Постановка задачи урока Выполнение задания в 2х группах Обсуждение результата

Слайд 3

Цели урока Образовательная : научиться представлять функции (числовую информацию) в графическом виде, познакомиться с тем, как можно табличный процессор использовать на уроках математики - геометрии. Развивающая : развить познавательный интерес, повысить мотивацию путем использования нестандартных задач, развить умение работать самостоятельно и в группе; Воспитательная : развить логическое мышление, память, внимание, развить навыки самостоятельной работы на компьютере.

Слайд 4

Постановка задачи урока Ваша задача: определить какие это прямые по отношению к окружности! Вам выдается задание, где нужно вписать результаты ваших решений и построений.

Слайд 5

Работа в 2х группах. Одна будет строить таблицы, и рассчитывать на калькуляторе или в Excel точки соприкосновения прямой и окружности. Другая группа тоже строит таблицы и строит графическое изображение окружности и прямых. Внутри группы вы можете общаться, советоваться, вставать с мест

Слайд 6

Выполнение задания в 2х группах Создать таблицу с данными Выделить те данные, по которым можно будет определить какая прямая Использовать Калькулятор для расчётов или Excel Проверить полученные результаты

Слайд 7

Выполнение задания в 2х группах Создать таблицу с данными Выделить те данные, по которым будет строиться точечная диаграмма Использовать Мастер построения диаграмм Редактировать полученную точечную диаграмму, добавляя остальные графики

Слайд 8

Обсуждение результата Все ли правились с заданием? Что было сложно? Научились ли строить графики? Помогает ли это в решении задач геометрии? Кто чему научился? Сравнение разных способов решения – какой более эффективный?

Слайд 9

ВЫВОД существуют разные способы решения построения функций, можно пользоваться тем, который у тебя лучше получается, а можно изучать и осваивать новые способы и сокращать время решения, если это необходимо.

Слайд 10

Спасибо за урок! Учитесь танцевать!



Предварительный просмотр:

Тест – работа в электронных таблицах

  1. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются: 
  1. в обычной математической записи;
  2. специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
  3. по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
  4. по правилам, принятым исключительно для баз данных.
  1. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:
  1. 5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;
  2. 5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;
  3. 5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;
  4. 5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .
  1. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
  1. C3+4*D4
  2. C3=C1+2*C2
  3. A5B5+23
  4. =A2*A3-A4
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
  1. не изменяются;
  2. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  3. преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
  4. преобразуются в зависимости от длины формулы;
  5. преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
  1. преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  2. преобразуются в зависимости от длины формулы;
  3. не изменяются;
  4. преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
  1. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:

  1. =A1*A2+B2;
  2. =$A$1*$A$2+$B$2;
  3. =$A$1*A3+B3;
  4. =$A$2*A3+B3;
  5. =$B$2*A3+B4?
  1. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
  1. 20;
  2. 15;
  3. 10;
  4. 30?
  1. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
  1. 280;
  2. 140;
  3. 40;
  4. 35?

ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

b

c

d

a

d

c

d

b



Предварительный просмотр:

Табличный процессор. Построение диаграмм. 9 класс

Задание

Ответ

Баллы

Комбинация окружности и прямой

1.Используя программу Excel, построить графики окружности и прямых по их уравнениям:

  1. X2 + Y2 =25.
  2. Y = х - 7,
  3. Y = 8,
  4. Y = 2x + 1.

2.По графику определить взаимное расположение прямых и окружности:

1) Прямая Y = 8 :

2) Прямая Y = х-7 :

3) Прямая Y = 2х+1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...

Практическая работа. Построение графиков с помощью таблиц. Использование встроенных функций.

Практическая работа по информатике в 9 классе. Построение графиков  помощью табалиц. Использование встроенных функций. (К учебнику Семакин И.Г.)...