Построение диаграмм в электронных таблицах
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Вингерт Юлия Станиславовна

Урок-практика. Используется OpenOffice Calc

План урока

  1. Приветствие…………………………………………………..…………………………......... 2 мин
  2. Сообщение темы и целей урока……………………………………………………….….  2 мин
  3. Контроль и систематизация теоретических знаний…………………………….5 мин
  4. Объяснение нового материала. …………………………………………………………10 мин
  5. Самостоятельная работа……………………………………………………………....…….5 мин
  6. Творческое задание…………………………………………………………………......……15 мин
  7. Подведение итогов урока………………………………………………………….….…..…4 мин
  8. Домашнее задание……………………………………………………………………….....…2 мин

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение диаграмм в элетронных таблицах Информатика Электронные таблицы 8 класс На примере OpenOffice Calc

Слайд 2

Диаграмма это способ представления данныхтаблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных.

Слайд 3

Типы диаграмм Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Слайд 4

Типы диаграмм Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы . Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

Слайд 5

Типы диаграмм Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

Слайд 6

Типы диаграмм Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

Слайд 7

Типы диаграмм Для отображения различных математических функций, тоже используют графическое изображение. Например поверхность F =x 2 +y 2

Слайд 8

Этапы создания диаграммы Создать таблицу с данными Выделить те данные, по которым будет строиться диаграмма Использовать Мастер построения диаграмм Редактировать полученную диаграмму Расположить на листе удобно для просмотра



Предварительный просмотр:

Табличный процессор. Построение диаграмм. 8 класс

Кроссворд 

№        Вписать ответы по вертикали 

  1. Совокупность нумерованных строк и поименованных с использованием букв латинского алфавита столбцов
  2. Совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
  3. Тип данных, который можно вставить в ячейку, кроме текста и чисел.
  4. То, что может содержать формула
  5. То, что находится на пересечении строк и столбцов
  6. Для ячейки например В7 - это...
  7. В электронной таблице в ячейке A1 записано число 5, в B1 — формула =А1*2, в C1 — формула =(А1+В1)/А1. Чему равно значение С1?
  8. В пакет OpenOfice входит …..Calc. А в пакет MS Office … Excel.(вместо точек впишите слово)
  9. Один из знаков математики, который используется для составления формул




Предварительный просмотр:

Табличный процессор. Построение диаграмм. 8 класс

Урок-практика.

Тема: Построение диаграмм в табличном процессоре.

План

Цели урока

  1. Образовательная: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся  путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
  3. Воспитательная: развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере

Тип урока: Урок – комбинированный с изучением нового материала.

Использование методов и приемов обучения на уроке:

  1. Оборудование к уроку:
  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютерный класс с персональными компьютерами
  1. Программное обеспечение:
  1.  OpenOffice.org Cal версия 3.3
  2. OpenOffice.org Impress Для показа презентации к уроку
  1. Характер работы:
  1. Повторение, закрепление пройденного материала
  2. Демонстрация презентации к уроку
  3. Выполнение задания
  4. Оценки
  1. Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока

  1. Приветствие…………………………………………………..………………………….. 2 мин
  2. Сообщение темы и целей урока…………………………………………………………. 2мин
  3. Контроль и систематизация теоретических знаний…………………………………….5мин
  4. Объяснение нового материала. …………………………………………………………10мин
  5. Самостоятельная работа………………………………………………………………….5мин
  6. Творческое задание………………………………………………………………………15мин
  7. Подведение итогов урока…………………………………………………………………4мин
  8. Домашнее задание…………………………………………………………………………2мин

.


.Ход урока:

  1. Приветствие
  2. Сообщение темы и целей урока.

На  прошлых  занятиях  мы  познакомились  с  основными  принципами  решения  задач,  представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод   и копирование данных, выполнять  расчеты  по  формулам,  использовать  встроенные  функции,  форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  1. Контроль и систематизация теоретических знаний.

(Обучающиеся выполняют работу - кроссворд на компьютере (или на листочках) и сообщают учителю полученный ответ).

Вписать ответы по вертикали

1

Совокупность нумерованных строк и поименованных с использованием букв латинского алфавита столбцов

2

Совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;

3

Тип данных, который можно вставить в ячейку, кроме текста и чисел.

4

То, что может содержать формула

5

То, что находится на пересечении строк и столбцов

6

Для ячейки например В7 - это...

7

В электронной таблице в ячейке A1 записано число 5, в B1 — формула =А1*2, в C1 — формула =(А1+В1)/А1. Чему равно значение С1?

8

В пакет OpenOfice входит …..Calc. А в пакет MS Office … Excel.(вместо точек впишите слово)

9

Один из знаков математики, который используется для составления формул

В выделенной строке получится слово


5

4

 

 

8

 

 

7

 

3

 

 

 

1

 

 

 

6

 

2

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано?
 (Ответ: Диаграмма.)

Тема нашего урока «Построение диаграмм в электронной таблице».
Сегодня на  уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц,  научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  1. Объяснение нового материала.
    Показ презентации к уроку

Диаграмма - это  способ  представления  данных  таблицы  в  графическом  виде,  который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы  диаграмм.  Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин  используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е.
 графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
Создание  диаграмм  с  помощью  Мастера  диаграмм.  Для  создания  диаграмм  в программе Calc существует  Мастер  диаграмм.  Это  средство  состоит  из  набора интерактивных  диалоговых  окон,  которые  проведут  через  весь  процесс  построения необходимой  диаграммы.  Технологию  построения  диаграммы  проследим  на  примере следующей задачи:

Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.

Для создания диаграммы выполняют следующие действия:

  1. Выделить область данных для построения диаграммы и нажать кнопку Мастера диаграмм
  2. Выбрать нужный вам тип диаграммы и нажать кнопку Далее
  3. Проверить Диапазон данных, правильно ли вы их выделили, не нужно ли менять ряды и строки, обратите внимание – можно галочкой указать что будет являться подписью (столбец или строка)и нажмите кнопку Далее
  4. Перейти на вкладку Ряды данных и в поле Диапазон для: здесь указан выделенный  диапазон, для него укажите ячейку или столбец, содержащий  значения. Проверить, верно ли указан диапазон для Категории . Нажать кнопку Далее.
  5. На вкладке Элементы диаграммы  в Заголовке указать название диаграммы, и если нужно название осей          и нажать кнопку Готово.

Редактирование  диаграммы.  Если  построенная  Мастером  диаграмма  нуждается  в доработке  или  исправлениях,  их  можно  внести,  выделив диаграмму двойным щелчком. В меню появятся команды для работы с диаграммой. Например:
Можно подписать данные в диаграмме, для этого в меню
 Вставка  - Подпись данных   установить галочку Показать значение как число. Тут же можно изменить формат числа. Нажать кнопку ОК
Можно повернуть надписи оси Х на 45 градусов, для этого выделить на диаграмме текст надписи оси Х, в меню
 Формат – Формат выделения, в появившемся окне выбрать вкладку Подпись и установить Ориентацию текста 45 градусов. Нажать кнопку ОК

  1. Самостоятельная работа. Проводится  одновременно  с  работой  учеников  на  компьютере  синхронно  с учителем. 
     Задание.
  1. Запустить табличный процессор.
  2. Открыть файл School.ods
  3. Создать столбчатую диаграмму распределения количества учащихся трёх школ по уровням образования. Для этого выполнить следующие действия:
  1. Выделить диапазон ячеек А3:D6
  2. Мастер Диаграмм.
  3. В появившемся окне Шаг 1.Тип диаграммы выбрать тип диаграммы Гистограмма. Выбрать первую гистограмму из списка и нажать кнопку Далее>>
  4. Посмотреть, какой вид будет иметь гистограмма. Определить, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажать кнопку Далее>>
  5. На Шаге 3.Ряды данных каждому столбцу для Названия указать № школы: для столбца В - №45, для столбца С - №12, для столбца D - №21, выбирая соответствующие ячейки. Нажать кнопку Далее>>
  6. На Шаге 4. Элементы диаграммы  в Заголовке вписать Название диаграммы  «Распределение количества учащихся по уровням образования»
  7. В строку «Ось Х » введите «Уровни образования»; в строку «Ось Y » ввести «Количество учащихся»
  8. Нажать кнопку Готово
  1. Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
  2. Измените шрифт заголовка. Для этого:
  1. Выберите мышью заголовок;
  2. Вызовите контекстное меню;
  3. Выполните в нем команду Формат заголовка;
  4. В появившемся диалоговом окне выбрать вкладку Шрифт и затем вкладку Эффекты шрифта, где   Гарнитура, Начертание, Кегль и Цвет для заголовка установите следующие параметры:
  1. Гарнитура Courier New;
  2. Кегль 14;
  3. Начертание: Полужирный
  4. Цвет Синий;
  5. Подтвердите исполнение, нажав ОК.
  1. Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
  2. Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
  3. В результате вы должны получить следующий вид вашей страницы:

  1. Творческое задание (работа в группах).

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м
.  (Цилиндрическую диаграмму)
2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.
(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли,  данные  таблицы  удобно  отобразить  в  виде  круговой  диаграммы).
3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь -  14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (
Построить график роста прибыли).
4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил  13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (
гистограмму).
5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %,  Кислорода – 22 %,  Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

 

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

  1. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм.

Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

  1. Домашнее задание.  Подготовить таблицу калорийности самых популярных продуктов.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Табличный процессор.Построение диаграмм. 8 класс

Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL

Развитие представлений у учащихся о прикладном значении программ пакета MSOffice,  познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, научить оценив...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL.

тема урока: Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel.Информатика-базовый курс», 7 класс, Н. Угринович.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК «ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ MS EXCEL».

Открытый урок по теме:  «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel».Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использова...

Построение диаграмм в электронных таблицах

Тема урока: Построение диаграмм в электронных таблицахЦель урока:  знакомство с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм. Матери...

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ "Построение диаграмм в электронных таблицах"

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ"Построение диаграмм в электронных таблицах".Может использоваться на уроках информатики для обучающихся 9-11 классов...

Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах

Конспект урока по информатике для 9 класса...

Урок по теме "Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel"

Цель урока: познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel, с использованием электронных диаграмм.Задачи урока:образовательная – формировать у учащихся понятие ...