Варианты использования различных типов проектов в базовом курсе информатики
методическая разработка по информатике и икт на тему

В работе рассматривается возможность внедрения и использования проектного метода на уроках информатики. Я разработала возможные тематики проектов по линиям базоваго курса изучения информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования метода проектов в базовом курсе информатики

Курс информатики, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. В соответствие с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования курс направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости [13]:

  1. мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
  2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
  3. «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Настоящая обстановка в школе позволяет сделать вывод, что при обучении информатике возникает следующие проблемы: 

  1. недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
  2. низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
  3. динамичность развития содержания курса информатики.

Решение указанных проблем в корне зависит от учителя. Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как мы отмечали ранее, на помощь может прийти использование метода проектов.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Практика показывает, что  «уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. [11]

Мы пошли по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем постепенного включения элементов проектной деятельности в обычные уроки. Подобная форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Источников времени для внедрения метода проекта в учебный процесс два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения изученного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более объемные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

В результате такого подхода, сложилась следующая система. Сначала излагаем базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем переходим с учащимися к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого приступаем к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Ниже приведены примеры некоторых возможных проектов, которые можно использовать с учащимися среднего звена на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.

Вывод: Рассмотрев возможности использования метода проектов в курсе информатике, с какими трудностями можно столкнуться при использовании данного метода, что нужно учитывать при использовании проектов, можно сделать вывод о том, что существует два способа для внедрения данного метода в учебный процесс: это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения изученного материал. Многие учителя, порой из-за незнания как рационально это сделать не используют метод проектов в своей практике.

1. Классификация проектов по линиям базового курса информатики

В данном параграфе представим некоторые возможные темы проектов, классифицированные по линиям базового курса информатики [14].

1.1.  Линия «Информация и информационные процессы»

Проект «Новости компьютерного мира», рекомендуется для учащихся 7-9-х классов.

Тип проекта: информационный, общий.

Планируемый результат: создание учеником тетради (альбома) с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.

Цели:

  1. закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации;
  2. формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора;
  3. кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».

Учебно-педагогическая задача: используя материалы периодической печати собрать и оформить тетрадь (альбом). Проанализировать представленный материал. Представить свою работу, обосновав критерии отбора материала.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: четверть, учебный год.

Учитель организует постоянную проверку оформления альбомов, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, для их последующего использования на уроках.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Проект «Хранение, передача и обработка информации в древние времена и сегодня», рекомендуется для учащихся 7-х классов.

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Рассказ учеником об одном из информационном процессе в сопровождении наглядных примеров иллюстраций.

Цели:

  1. знакомство учащихся с информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации;
  2. формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора;  

Учебно-педагогическая задача: используя учебные пособия и интернет найти материал по определенному информационному процессу. Выявить хронологическую последовательность совершенствования. Представить свою работу.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: два часа дома.

Учитель организует проверку подобранного материала и в случае затруднения поиска материала указывает на определенные источники. Ученики делают сообщения по новому материалу.

Ход проекта:

  1. Учащиеся по желанию выбирают определенный информационный процесс;
  2. сбор необходимого материала для выполнения проекта;
  3. отсортировка материала;
  4. составление рассказа;
  5. оформление изображений в определенной последовательности, сопутствующих рассказ;
  6. подведение итогов, выставление оценок.

Примерные темы проектов:

  1. восприятие информации человеком и животными;
  2. новости компьютерного мира;
  3. хранение, передача и обработка информации в древние времена и сегодня;
  4. сказка информационные процессы.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

1.2.  Линия «Компьютер»

Проект «Выбери ПК», рекомендуется для учащихся 7-х классов.

Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели:

  1. проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК»;
  2. показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики;
  3. научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один урок.

Ход проекта:

Данный проект является итоговым уроком по теме «Устройство ПК». Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на «имеющуюся» у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о «продаже» компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет, с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор.

Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая, на необходимость вежливого отношения  друг к другу.

Проект «Изучаем компьютер», рекомендуется для 7-8-х классов. (см. приложение)

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание презентации на устройства компьютера, либо рассказ, сопровожденный иллюстрациями.

Цели:

  1. изучение нового материала путем самообучения;
  2. уметь правильно выражать мысли и доступно донести информацию до слушателей;

Учебно-педагогическая задача: Изучить устройство компьютера. Определить назначение каждого из устройств, его специфику.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один час работы дома и один урок в классе.

Ход проекта:

  1. учащиеся делятся на пары;
  2. выбор определенного устройства компьютера;
  3. поиск и отбор информации;
  4. составление рассказа и подбор иллюстраций;
  5. представление проектов;
  6. подведение итогов, выставление оценок.

Примерная тематика проектов:

  1. выбери ПК;
  2. изучаем компьютер;
  3. компьютер друг или враг.

1.3 Линия «Моделирование»

Проект «Модель процесса» (см. приложение), рекомендуется для учащихся 5-6 классов.

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.

Цели:

  1. показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели;
  2. отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один час работы дома и один урок в классе.

Ход проекта: 

  1. Учащийся дома наблюдает за каким-либо процессом.
  2. Выделяет в этом процессе этапы его прохождения.
  3. Определяет основные признаки, характеризующие процесс.
  4. Определяет начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса.
  5. Создаёт графическую модель этапов процесса. (в графическом редакторе Paint)
  6. На уроке учитель собирает все графические модели, приготовленные учащимися.
  7. Модель демонстрируется классу. Ученики должны определить, какой процесс изображён.
  8. В случае неоднозначных ответов учащихся или их затруднения в определении представленного процесса на помощь приходит создатель модели.
  9. Подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных.
  10. По каждому проекту подводится итог и выставляется оценка.
  11. В конце урока учащимися проводится обобщение полученного опыта.

Проект «Моя дорога в школу», рекомендуется для 7-8-х классов.

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: создание графической модели «моя дорога в школу». Представление данной карты.

Цели:

  1. показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели;
  2. учить выделять главное в любом процессе.

Учебно-педагогическая задача: Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один час работы дома и один урок в классе.

Ход проекта: 

  1. выделяет в этом процессе этапы его прохождения;
  2. определяет основные признаки, характеризующие процесс;
  3. определяет начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса;
  4. создаёт графическую модель процесса (в графическом редакторе Paint);
  5. на уроке учитель собирает все графические модели, приготовленные учащимися;
  6. модель демонстрируется классу;
  7. подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных;
  8. по каждому проекту подводится итог и выставляется оценка;
  9. в конце урока учащимися проводится обобщение полученного опыта.

Проект «температура», рекомендуется для 7-8 классов.

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: Создание графической модели изменения температуры в течение определенного количества времени.

Цели:

  1. показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели;
  2. учить правильно, применять полученную информацию;
  3. отрабатывать навык в построении графиков

Учебно-педагогическая задача: Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: неделя наблюдений изменения температуры и один урок в классе.

Ход проекта: 

  1. учащийся дома наблюдает за процессом изменения температуры, записывают каждый день температуру;
  2. переносят данные в компьютер (в Excel или MSWord);
  3. создаёт графическую модель процесса путем построения диаграмм;
  4. модель демонстрируется классу;
  5. подробно обсуждаются правильность выбранных признаков, отображение этапов, определения начальных данных;
  6. по каждому проекту подводится итог и выставляется оценка;
  7. в конце урока учащимися проводится обобщение полученного опыта.

Примерная тематика проектов: модель процесса:

  1. дорога в школу;
  2. температура;
  3. полет тела.

1.4 Линия «Управление и алгоритмы»

 Проект «Управляющие системы», рекомендуется для 9-х классов.

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью.

Цели:

  1. определить уровень сформированности знаний по пройденной теме.

Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель учителю.

Предметно-содержательная область: информатика, риторика, литература.

Длительность: один урок.

Ход проекта:

  1. Краткое повторение, актуализация необходимых знаний по теме «Управление и алгоритмы»
  2. Создание своей модели, она может быть и фантастической, но обязательно с обратной связью и с указанием функций ЦАП и АЦП. Модель описывается вербально, форма – в  виде сочинения.
  3. Представление проекта учителю.

В результате проведения этого проекта, получаешь целый мир  АСУ и САУ систем, здесь и швейные фабрики, и выполнение Д/З с помощью роботов, и различные роботы-захватчики и т. д. Если в сочинение полностью выдержана кибернетическая схема управления, то ставлю «5», если есть недочеты «4», при несоответствии темы предлагаю переписать, и снижаю оценку на 1 балл. Такая форма контроля уводит ученика от шаблонных определений и заучивания схем.

1.5 Линия «Информационные технологии»

Сообразно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовый и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. Как уже отмечалось выше, в рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Приведу несколько примеров проектов, использование которых возможно для данной линии.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания», рекомендуется с 5-9 классы.(см. приложение)

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре MS Word.

Цели:

  1. учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

Длительность: два урока

Ход проекта: 

  1. определение темы вопросов для кроссворда;
  2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
  3. создание макета кроссворда на бумаге;
  4. создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
  5. Запись вопросов и ответов к кроссворду;
  6. Представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Проект «Это интересно», рекомендуется для 5-8-х классов.

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.

Цели: 

  1. определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для создания графических изображений и оформления текста;
  2.  расширение круга их практического применения.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.

Ход проекта: 

  1. распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
  2. определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
  3. отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

  1. на уроке учащиеся, работая в паре, создают макет объекта на бумаге;
  2. Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК.
  3. представление проекта учащимся группы и учителю.

Возможные темы проектов:

  1. Как сделать организм здоровым;
  2. Чем вреден табак;
  3. Почему люди болеют;
  4. Как влияет питание на здоровье;
  5. Нужен ли режим дня в наше время.

Например, проект, посвящённый такой актуальной теме как курение. Его можно поместить в школьный лист здоровья или использовать при профилактических беседах.

Выполнение таких проектов вовлекает учащихся среднего звена в решение актуальных жизненных проблем. Они должны самостоятельно собрать информацию, иллюстрации, которые также можно создать,  используя прикладные программы Paint. Работа в парах требует терпимость друг к другу, умения аргументировать выбранную информацию, выслушать мнение товарища. То есть, совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Проект «Систематизируем знания», рекомендуется для 6-8-х классов.

Тип проекта: информационный, творческий.

Планируемый результат: Создание и оформление презентации в PowerPoint. Использование лучших проектов для обучения.

Цели: 

  1. определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления презентации;
  2. закрепление навыков работы в редакторе PowerPoint;
  3.  умение систематизировать свои знания, обобщать, выделять главное.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.

Длительность: два часа дома, два урока и время для подготовки домашнего задания.

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары.

Ход проекта: 

  1. Распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
  1.  сбор необходимого материала для проекта;
  1. работа с информацией: выделение главного, т.е. все то, что будет отраженно в проекте;
  2. оформление презентации;
  3. представление проекта учащимся и учителю;
  4. подведение итогов.

Темы проектов:

  1. Выхлопные газы;
  2. Компьютер друг или враг;
  3. Разноцветные лица;
  4. Вред табака.

Проект «Геометрические фигуры на плоскости», рекомендуется для 9-х классов. (см. приложение)

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление Интернет странички.  

Цели: 

  1. определение уровня теоретического материала;
  2. закрепление навыков работы с простейшими тэгами;
  3. умение систематизировать свои знания, обобщать.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.

Длительность: два урока.

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары или каждый делает самостоятельно свой проект.

Ход проекта:

  1. учащиеся делятся либо на пары, либо каждый делает самостоятельно;
  2. подбор литературы;
  3. выбор материала, который будет отражен на страничке;
  4. используя записи в тетради составляют свою интернет-страничку;
  5. представление проекта учителю и ученикам;
  6. подведение итогов.

Примерная тематика проектов:

  1. доказательство теоремы;
  2. туристическая страничка;
  3. киноафиша;
  4. геометрические фигуры на плоскости.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы: 

  1. проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  2. оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  3. появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
  4. метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.
  5. освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаем следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  1. проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  2. неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Таким образом, можно заключить, что сформулированная гипотеза подтверждена.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.

В результате можно сделать вывод, что: современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики //Информатика и образование.-1996.-№1,21.
  3.  Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002
  4. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информацианным технолониям» М.: Бином, 2002
  5. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 – 2003
  6. Цветкова М.С. «Столетие проектного обучения»//Приложение к газете «Первое сентября» Информатика, № 20 - 2002 г.
  7. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. –М., 1998.
  8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000.-№7.
  9. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 1998г.
  10. «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru

  1. Лапчик М.К., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Методика преподавания информатики» под ред. М.П.Лапчик
  2. Бахтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа базового курса информатики и ИКТ 10-11класс

Программа соотвествует учебному комплексу  Семакина И.Г. Хеннера Е.К....

Программа по базовому курсу информатики в 8-11 классах

Программа разработана на основе рабочей программы Семакина для 8-9 классов с использованием авторских методических разработок...

Модульно-рейтинговая система обучения базовому курсу информатики

Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии (МРТ) обучения.Применение МРТ – способ решения проблемы нехватки учебного времени и объективности оценки знаний.Этапы создания учебн...

Олимпиада по базовому курсу информатики 10-11 кл. (2009 г.)

Задания для проведения олимпиады по базовому курсу информатики для 10-11 кл....

Олимпиада по базовому курсу информатики 8-9 кл. (2008 г.)

Задания для проведения олимпиады по базовому курсу информатики для 8-9 кл....

Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений на базовом уровне средней общеобразовательной школы

В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ.

Материал школьной конференции, в котором представлен опыт работы над проектами "Подготовка к ГИА по математике" на уроках информатики...


 

Комментарии

Фомина Татьяна Александровна

Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Елена Николаевна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316