Сдоровьесберегающие технологии на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт по теме

Костюнина Евгения Александровна

 Материал содержит информацию о приминении  технологии на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60 КБ
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_informatiki.pptx455.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

        (слайд 1-2)

Быть здоровым это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. (слайд 3)

Задача же школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами:

  1. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой т. к. в школе дети проводят большую часть своего времени.
  2. Определенное воздействие на здоровье ученика оказывает учебный процесс.
  3. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями.

Учеба - тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред растущему организму, чем на обычном уроке. По статистике наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушение зрения, болезни дыхательной системы, а также хронические заболевания других систем организма. (слайд 4)

Моя деятельность как учителя-предметника направлена в первую очередь на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Возникает вопрос. Что должен сделать учитель информатики, чтобы обеспечить безопасную работу ребенка с компьютером?

(слайд 5) Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

(слайд 6) В первую очередь:

  1. Соблюдение техники безопасности при работе с техникой;
  2. Контроль за соблюдением временных норм работы с компьютером;
  3. Систематическая организация «минуток здоровья»;
  4. Соблюдение температурного режима в классе и режима проветривания на переменах;

Во вторых:

  1. изменение структуры урока в зависимости от вида и темы урока;
  2. практические работы и учебно-познавательная деятельность.

Понятие технологии сдоровьесбережения очень широкое. Для себя я определила три направления.(слайд 7)

Приемы работы, направленные на становление и сохранение физического здоровья.

 Для снятия негативного влияния компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. Например, в младших классах на уроке можно использовать следующее упражнение:

-Улыбнитесь, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

-Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.

-А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

-А теперь покажите, как ветер качает дерево.

-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

-А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон.

Как хорошо вы действиями передавали информацию!

        Таким образом, благодаря таким минуткам релаксации, учащиеся не только получают возможность  расслабиться.        Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор.

        Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц.

        Для предупреждения зрительного утомления у учащихся использую следующие упражнения:

  1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
  3. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-раз.
  4. Исходное положение - сидя. Смотреть на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  5. Исходное положение сидя, закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.

Приемы работы, направленные на становление и сохранение социального здоровья учащихся.

Приоритетным в данном направлении работы является создание условий для эмоционального благополучия учеников на уроке. В классе я стараюсь организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;
  2. развивать навыки общения в различных ситуациях взаимодействия, прежде всего, умение слушать других, работать с людьми разных ценностных ориентаций в режиме взаимоуважения;
  3. развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;
  4. развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

Данное направление работы я стараюсь реализовать через выполнение творческих проектов как индивидуально, так и в режиме групповой деятельности.

Обработка информации является основной потребностью интеллекта, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы организовать самостоятельное получение этой информации путем реализации творческих проектов. Я стараюсь организовывать творческий процесс на основе междисциплинарных проектов.

Примерные темы:

  1. «Мораль и этика»
  2. «Как победить стресс???»
  3. «Речевой этикет»
  4. «Человек и природа»
  5. «Цивилизация и культура»

Работа над подобными проектами позволяет:

  1. развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения;
  2. нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
  3. дает возможность свободно использовать соответствующие источники информации;
  4. дает возможность продемонстрировать свою работу сверстникам и всем желающим;
  5. развивать чувство ответственности за свои действия.

Приемы работы, направленные на становление и сохранение нравственного и духовного здоровья учащихся.

Программа сохранения нравственного здоровья включает в себя образовательно-воспитательный комплекс упражнений, направленный на:

  1. развитие понимания и принятия общечеловеческих ценностей;
  2. развитие мировоззренческой позиции школьника;
  3. формирование социального опыта ребенка.

Работа в данном блоке ведется с использованием текстов, авторами которых являются величайшие ученые, философы, деятели культуры прошлого и современности.

При знакомстве с темой «Текстовая информация» предлагаю учащимся набрать тексты известных писателей, философов, поэтов. Например:

                                Мы труд свой мирный славим,

                                Нам не нужна война…

                                И в списки Мира ставим

                                Мы наши имена.

                                За Мир, что людям дорог,

                                Идет везде борьба, -

                                Чтоб на степных просторах

                                Не жгла война хлеба.

                                                        Максим Рыльский

И в заключении

        Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле. Признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции становления и сохранения здоровья детей в условиях современной школы. (слайд 8)

Используемая литература

  1. Аветисов Э.С. Охрана зрения у детей. – М.: «Медицина», 1975.
  2. Вострокнутов И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере.// ИНФО. – 2002, №1.
  3. Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе, М.: «Модэк», 2000.

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики направлены:

на становление и сохранение физического здоровья учащихся

на становление и сохранение социального здоровья учащихся

на становление и сохранение духовного и нравственного здоровья учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Слайд 2

Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто. СОКРАТ

Слайд 3

Задача школы – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой т. к. в школе дети проводят большую часть своего времени. Определенное воздействие на здоровье ученика оказывает учебный прцесс . Современная медицина занимается не здоровьем а болезнями.

Слайд 4

Рост заболеваний у школьников

Слайд 5

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Слайд 6

Реализация здоровьесберегающих технологиий на уроках информатики Соблюдение техники безопасности при работе с техникой; Контроль за соблюдением временных норм работы с компьютером ; Систематическая организация «минуток здоровья»; Соблюдение температурного режима в классе и режима проветривания на переменах; Изменение структуры урока в зависимости от вида и темы урока; Практические работы и учебно-познавательная деятельность.

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики направлены: на становление и сохранение физического здоровья учащихся на становление и сохранение социального здоровья учащихся на становление и сохранение духовного и нравственного здоровья учащихся

Слайд 8

Будьте здоровы, берегите себя и наших школьников!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.

Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....

Здоровье сберегающие технологии на уроках информатики

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз....

Игровые технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...

Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...