Конспект урока с презентацией "Форма и язык представления информации"
план-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме
Этот конспект урока я отправила на сайт 1 сентября и на конкурс в г. Троицк в номинации "Лучший урок и презентация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_po_teme_forma_i_yazyk_predstavleniya_informacii.docx | 14.77 КБ |
prezentaciya_k_uroku.pptx | 260.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Форма и язык представления информации"
Есакова Марина Алексеевна, учитель информатики
Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Обоснование темы:
Совершенствование умений и навыков при работе с различными языками при представлении информации.
Применение их в новой ситуации.
Цели урока: раскрыть роль языков в передачи и получении информации.
Задачи урока:
Учебные: научить представлять информацию используя различные языки.
Развивающие: развивать умение систематизировать получаемые знания, познавательный интерес, самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать пунктуальность и внимательность.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: объяснения нового материала.
Вид урока: изучение нового
Этапы урока:
Организационный момент (1-3 мин.)
Постановка цели и задачи урока (2 мин.)
Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)
Объяснение нового материла (20 мин.)
Первичное закрепление (10 мин.)
Подведение итогов урока (3 мин.)
Материалы и оборудование для проведения урока: учебник Семакина «Информатика 8 класс», рабочая тетрадь «Информатика 8 класс», компьютеры с ОС Windows.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Здравствуйте! Все готовы к уроку? Тетрадь, учебник, ручка.
2. Постановка цели и задачи урока
– Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами.
3. Обобщение и систематизация знаний
– Для начала давайте вспомним, что такое информация?
– С помощью чего человек получает информацию?
– Какие основные информационные процессы вы знаете?
– Что такое знания?
– Виды знаний?
4. Объяснение нового материала
Информацию можно представить в различной форме:
Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: – символьную в виде текста, чисел, специальных символов,
– графическую,
– табличную.
В виде жестов или сигналов, устной словесной.
Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.
– Как люди передавали информацию в различные времена? (В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.)
– Чем вы пользуетесь на уроках математики? (На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.)
– Чем мы пользуемся на уроках музыки? (На уроках музыки главные знаки – ноты.)
– Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит.
Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.
Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.
Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
5. Практические задания
1. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа.
2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.
3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.
4. Приведите различные формы представления:
а) некоторого сообщения
б) условия математической задачи.
5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:
а) нахождение площади треугольника
б) призыв о помощи
в) правило дорожного движения
6. Итоги урока
1. Какие формы представления информации вы знаете?
2. Представьте информацию о погоде в различной форме?
3. С помощью чего передается информация?
4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование?
5. Что такое язык? На какие виды делится?
6. Где применяются естественные языки? Формальные?
Домашнее задание: придумать ребусы, которые зашифруют компьютерные термины, например: информация, компьютер, мышь и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами. Вопросы для повторения: – Для начала давайте вспомним, что такое информация? – С помощью чего человек получает информацию? – Какие основные информационные процессы вы знаете? – Что такое знания? – Виды знаний?
Представление информации: Графический тип «Снеговик состоит из трех комочков разных размеров. Сначала лепим большой комок, затем средний и маленький. Делаем нос, глазки, одеваем шляпу.» текстовый
Табличная форма: Число комков Размер комка Цвет комков 3 большой синий
Как люди передавали информацию в различные времена?
Чем мы пользуемся на математике, музыке?
Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.
Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.
. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа. 2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151. 3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко , амшр . 4. Приведите различные формы представления: а) некоторого сообщения б) условия математической задачи. 5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию: а) нахождение площади треугольника б) призыв о помощи в) правило дорожного движения
Итоги урока 1. Какие формы представления информации вы знаете? 2. Представьте информацию о погоде в различной форме? 3. С помощью чего передается информация? 4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование? 5. Что такое язык? На какие виды делится? 6. Где применяются естественные языки? Формальные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией "Графика на языке программирования Turbo Pascal"
Урок для учащихся 11 класса по теме "Графика на языке программирования ТР". Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится!...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: "My day"
Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: "My day" по учебнику Spotlight-6 V.Eva...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока по информатике на тему: «Способы представления информации в компьютере»
Цели урока:· повторение и обобщение знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера;· стим...
Конспект урока по информатике на тему «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.» 7 класс
Тип урока: изучение нового материала. Работа по презетации...