Формирование УУД на уроках информатики в 5 классе
статья по информатике и икт (5 класс) по теме
Выступление на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_informatiki_v_5_klasse.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5 классе
Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:
- познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
- регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности)
- коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
- личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.
Рассмотрим возможность развития УУД на примере урока по теме «Обработка текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии», предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.
На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие коммуникативных УУД) и выполнить задание на вычисления в Калькуляторе (познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).
На этапе изучения нового материала часть информации ученики добывают самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и обобщают полученную информацию. Такого плана деятельность на уроке позволяет развивать познавательные и коммуникативные УУД.
Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо применить полученные на уроке теоретические знания на практике – загрузить необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные УУД).
В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД) и саморегуляция (регулятивные УУД).
На этапах рефлексии и подведения итогов ученики анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей массе класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные УУД.
Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)
Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)...
Выступление на педсовете. Формирование УУД на уроках информатики.
Возможности информационных технологий обучения в процессе формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ....
Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля
Статья содержит методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля...
Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...
Статья "Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках информатики"
С введением ФГОС работа учителя ориентирована не только на достижение предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на формирование личности учащегося, овладение им универсальных учебны...
Мастер - класс на тему " Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики"
Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться» «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики» Выступлениеучителя информ...