рабочая программа 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Кукушкина Наталья Константиновна

УМК Л.Л. Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_7_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

УТВЕРЖДАЮ                                                                   СОГЛАСОВАНО                                                                                            

Директор школы:                                                           Зам. директора по УВР                                                                                

______С.В. Серегина                                                  ______ Л. В. Смородинова

«___»_________2011 г.                                    «____»__________2011 г.

Рассмотрено на

заседании ШМО

______________

«___» _________2011 г.

Рабочая программа
по информатике и ИКТ
7  класс

Учитель: Кукушкина Наталья Константиновна.

                 Чернышова Марина Олеговна

Торжок  2011-2012

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, сокращение часов происходит за счёт резерва времени, так как в Учебном плане школы предусмотрено 34 учебные недели.

Рабочей программой предусмотрено:

  1. контрольных работ – 4;
  2. практических работ – 11;

           Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
  3. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  4. развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  5. воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  6. приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Требования к уровню достижений обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:

  1. критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;
  2. решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;
  3. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  4. определение адекватных способов решения логических задач.

Учащиеся должны:

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
  8. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  10. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

•        знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  1. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  2. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  3. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  4. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  5. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  6. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  7. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  8. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  9. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  10. выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  11. создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  12. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Учебно-тематический план

Номер урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практикум

Контроль ЗУН

I четверть


1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»



Практическая работа №1.

1

0,5

0,5

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работа  с объектами файловой системы»

1

0,5

0,5

3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 1-3).


1

0,5

0,5

4

Система объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 4-6).

1

0,5

0,5

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создание текстовых  объектов» (Задания 7-9).

1

0,5

0,5

6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

1

0,5

0,5

7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 1-3).

1

0,5

0,5

8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели»»

1

0,5

0,5

II четверть

9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 4-5).

1

0,5

0,5

10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 6-7).

1

0,5

0,5

11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей». (Задания 8-9).

1

0,5

0,5

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

1

0,5

0,5

13

Математические модели.

  Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

1

0,5

0,5

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1-2).

1

0,5

0,5

15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 3-4).

1

0,5

0,5

16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 5-6).

1

0,5

0,5

III четверть

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задание 7).

1

0,5

0,5

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создание вычислительных  таблиц».

1

0,5

0,5

19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 1-3).

1

0,5

0,5

20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами»  (Задания 4-6).

1

0,5

0,5

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 5-7).

1

0,5

0,5

22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 1-3).

1

0,5

0,5

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»  (Задание 4).

1

0,5

0,5

24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 1-2).

1

0,5

0,5

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10  «Схемы, графы и деревья»  (Задания 3-5).

1

0,5

0,5

26

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 6-7).

Проверочная работа

1

0,5

0,5

IV четверть.

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока».  Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5

32

Исполнитель Робот. Ветвление.  Работа в среде «Алгоритмика».

1

0,5

0,5

33

Проверочная работа на тему «Алгоритмизация»

1

1

34

Итоговый проект.

Практическая работа №12 «Итоговая работа»

1

0,5

0,5

Итого:

34

15

16,5

2,5

Содержание тем учебного курса

Тема 1.  Объекты и их имена  - 6 часов.

Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Практические работы:

  1. Основные объекты операционной системы;
  2. Работа с объектами файловой системы;
  3. Создание текстовых объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;

основные приёмы создания текстовых документов;

название распространенных систем окружающего  мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

 формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

 классифицировать объекты по заданному признаку;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия  «система»,  «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест

Тема 2. Информационное моделирование  - 20 часов.

Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

  1. Создание словесных моделей;
  2. Графические модели;
  3. Создание табличных моделей;
  4. Создание вычислительных таблиц;
  5. Знакомство с электронными таблицами;
  6. Создание диаграммы и графиков;
  7. Схемы, графы и деревья

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  1. смысл терминов «модель», «моделирование»;
  2. различные стили выполнения словесных  информационных моделей;
  3. понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  4. новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  5. знать разные виды списков;
  6. компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  7. определение знаковой информационной модели;
  8. правила оформления простых таблиц;
  9. правила оформления сложных таблиц;
  10. условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  11. назначение  электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру  ЭТ;
  12. определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

создавать аннотацию и конспект известного материала;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

применять табличный способ при решении логических задач;

строить блок-схему к любому алгоритму;

строить графы  к различным задачам;

создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  1. создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  2. применять табличный способ при решении логических задач;
  3. вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
  4. строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест

Тема 3. Алгоритмика - 7 часов.

Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум:

Работа в среде «Алгоритмика».

Контроль ЗУН: проект.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  1. определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  2. знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  3. СКИ Робот,  среду  действия Робот.        

Уметь:

  1. определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  2. создавать программу для линейного алгоритма;
  3. создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  1. иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  2. иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Резерв учебного времени: 1 час

Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется  через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя  практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).

Класс

Количество работ

за учебный год

Контрольная работа по теме

№ урока

 по КТП

7

4

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

6

 Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

13

Проверочная работа по теме «Алгоритмизация»

33

Итоговый проект.

34

Перечень литературы и средств обучения

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

для учителя:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

для ученика:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Звуковой редактор.
  8. Простая система управления базами данных.
  9. Простая геоинформационная система.
  10. Система автоматизированного проектирования.
  11. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  12. Программа-переводчик.
  13. Система оптического распознавания текста.
  14. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  15. Система программирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...