Методические разработки по информатике для 1 курса СПО
методическая разработка по информатике и икт по теме

Чеснокова  Вероника Сергеевна

 

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса по всем специальностям.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 37 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

 систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов;

 углубления и расширения теоретических знаний;

 развития     познавательных    способностей     и     активности     студентов: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;

 формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:

 

- практические умения и навыки:

 

 умение оперировать данными на информационном рынке;

 умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);

 умения обрабатывать информацию средствами информатики.

 

- учебные умения:

 

 использовать различные информационные источники;

 расспрашивать,   описывать,   сравнивать,   исследовать,   анализировать оценивать;

 проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

 

- специальные учебные умения:

 

 осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;

 организовывать работу на компьютере;

 выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;ü излагать информацию средствами информатики.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_razrabotka.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ ВСПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

Факультет СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

 по дисциплине «Информатика и ИКТ»

для студентов 1 курса 

                                                                      Разработчик: Чеснокова В.С.

Альметьевск, 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса по всем специальностям.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 37 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  1. систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов;
  2. углубления и расширения теоретических знаний;
  3. развития     познавательных    способностей     и     активности     студентов: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;
  4. формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:

- практические умения и навыки:

  1. умение оперировать данными на информационном рынке;
  2. умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
  3. умения обрабатывать информацию средствами информатики.

- учебные умения:

  1. использовать различные информационные источники;
  2. расспрашивать,   описывать,   сравнивать,   исследовать,   анализировать оценивать;
  3. проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- специальные учебные умения:

  1. осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
  2. организовывать работу на компьютере;
  3. выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
  4. излагать информацию средствами информатики.

Виды заданий для самостоятельной работы

  1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
  2. Для закрепления и систематизации знаний: применение электронных таблиц для решения задач в MS Excel, создание презентации в MS Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
  3. Для формирования умений:  обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.  

Формы самостоятельной работы

  1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
  2. Исследовательская работа.
  3. Составление информационных моделей объектов и их анализ.

Критерии оценки результатов внеаудиторной

самостоятельной работы студентов:

  1. уровень освоения студентом учебного материала;
  2. умение   студента   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач;
  3. сформированность общеучебных умений;
  4. обоснованность и четкость изложения ответа;
  5. оформление материала в соответствии с требованиями.

Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:

  1. Контроль сообщений осуществляется  на уроках.
  2. Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
  3. Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
  4. Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и конференциях внутри колледжа.

Правила оформления списка литературы

  1. Книга:

Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2000.

  1. Статья из сборника:

Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.

  1. Статья из журнала:

Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. - С.52 - 63.

  1. Источник, взятый из Интернета:

http://xxx.iter.ru/

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перечень самостоятельных работ

№ п/п

Тема работы и краткое содержание

Количество часов

1.

История современной системы счисления (изучение развития науки чисел)

2

2.

Информационные ресурсы общества

2

3.

Алгоритмы, их свойства и способы их описания

2

4.

Автоматические и автоматизированные системы управления (изучение АСУ различного назначения, примеров их использования)

3

5.

Устройство компьютера (создание кроссворда)

2

6.

Антивирусные программы (изучение и описание одной антивирусной программы на выбор)

2

7.

История операционных систем (исследование развития операционных систем)

2

8.

Безопасность и гигиена при работе с компьютером (разработка профилактических мер, направленных на сохранение здоровья при работе с компьютером)

2

9.

Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов (изучение различных графических редакторов, заполнение таблицы)

2

10.

Применение графических редакторов в деятельности человека (исследование профессий, связанных с работой с графическими редакторами)

2

11.

Рецензирование документа (обработка готового реферата в соответствии с требованиями к оформлению рефератов)

2

12.

Издательские системы (изучение настольных издательских систем, организации и основных способов верстки текста)

2

13.

Работа в Ms Excel (использование электронных таблиц для решения задач)

2

14.

Работа в Ms Power Point (создание мультимедийной презентации на заданную тему)

2

15.

Работа в Windows Movie Maker (создание видеофильма на заданную тему)

2

16.

Работа в Ms Access (создание структуры базы данных контингента колледжа)

2

17.

Глоссарий (создание словаря информационных терминов)

2


Самостоятельная работа № 1

История современной системы счисления

Задание: изучите историю возникновения чисел десятичной системы.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 2

Информационные ресурсы общества

Задание: изучите информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 3

Алгоритмы, их свойства и способы их описания

Задание: изучите самостоятельно тему «Алгоритмы, их свойства и способы их описания», постройте алгоритмы для решения следующих задач:

  1. Вводятся оценки за контрольные работы по физике и математике. Выведите на экран "Молодец", если их сумма равна или более 9, иначе - "Подтянись".
  2. Рис расфасован в два пакета. Вес первого - m кг, второго - n кг. Определить какой пакет тяжелее - первый или второй?
  3. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют 20 лет рабочего стажа и возраста не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.

Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.

Самостоятельная работа № 4

Автоматические и автоматизированные системы управления

Задание: изучите АСУ различного назначения, приведите примеры их использования.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 5

Устройство компьютера

Задание: изучите устройство компьютера и составьте кроссворд.

Форма выполнения задания: создание кроссворда.

Самостоятельная работа № 6

Антивирусные программы

Задание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:

  1. Касперский;
  2. Avast;
  3. Nod32;
  4. Avira;
  5. DrWeb;
  6. Panda.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 7

История операционных систем

Задание: изучите историю развития операционных систем.

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 8

Безопасность и гигиена при работе с компьютером

Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 9

Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов

Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:

Параметры для сравнения

Растровые ГР

Векторные ГР

  1. Краткая характеристика

  1. Способ описания изображения

  1. Изменение качества при изменении масштаба

  1. Примеры

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 10

Применение графических редакторов в деятельности человека

Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами и подготовьте реферат.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 11

Рецензирование документа

Задание: в папке «Мои документы» на своем компьютере найдите файл «Реферат.docx». Скопируйте файл в свою папку. Отредактируйте и обработайте документ в соответствии с требованиями к оформлению рефератов.

Форма выполнения задания: редактирование текстового документа.

Самостоятельная работа № 12

Издательские системы

Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 13

Работа в Ms Excel

Задание: решите задачи, используя программу Microsoft Excel:

1. Изумруды

У царя было семь сыновей. В сундуке лежали изумруды. Пришел первый сын и взял половину того, что было. Пришел второй сын и взял половину того, что осталось и т.д. Каждый из сыновей приходил и забирал половину того, что осталось. Наконец, пришел последний, седьмой сын и увидел почти пустой сундук – с двумя последними изумрудами. Сколько изумрудов было первоначально?

2. Клетка

В лаборатории положили клетку в колбу в 6 часов утра. Каждые 3 часа каждая клетка делится на 5 клеток и одна клетка погибает. Через сколько суток в колбе будет 1 000 000 клеток?

3. Перевод валюты

Выясните курс доллара. Переведите рубли в доллары от 2 рублей до 200 рублей с шагом в 5 рублей.

4. Модель распространения слухов

Один человек в 8 утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал об этом. В течение следующих 15 минут каждый из этих троих тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?

Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.

Самостоятельная работа № 14

Работа в MS Power Point

Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:

  1. Моя группа;
  2. Мой любимый предмет;
  3. Моя профессия;
  4. Мои увлечения;
  5. Мой колледж.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.

Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  1. название презентации;
  2. автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  3. год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

  1. необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  2. нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  3. вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  1. для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  1. на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  2. для фона и текста используются контрастные цвета;
  3. особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  1. нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  2. не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  1. следует использовать короткие слова и предложения;
  2. время глаголов должно быть везде одинаковым;
  3. следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  4. заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  1. предпочтительно горизонтальное расположение информации;
  2. наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  3. если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  1. для заголовков не менее 24;
  2. для остальной информации не менее 18;
  3. шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
  4. нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
  5. для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
  6. нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  1. рамки, границы, заливку
  2. разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  3. рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  1. не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  2. наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с  текстом, с таблицами, с диаграммами.

Форма выполнения задания: презентация.

Самостоятельная работа № 15

Работа в Windows Movie Maker

Задание: создайте фильм (на 1-3 минуты) на одну из следующих тем:

  1. Моя Родина – Российская Федерация;
  2. Мое будующее;
  3. Мой родной город (село, деревня, …).

Форма выполнения задания: создание видеофильма.

Самостоятельная работа № 16

Работа в MS Access

Задание: спроектируйте базу данных колледжа.

В базе данных должны храниться следующие сведения: Группы (№ группы, Специальность/профессия, Количество человек, Классный руководитель/куратор, Мастер п/о), Студенты (№ группы, ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Поступил(дата/время), Приказ о зачислении, Закончил обучение, Примечание), Преподаватели (ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Стаж, Категория, Дата приема на работу, Дата увольнения, Примечание).

Спроектируйте и опишите базу данных.

Создайте экранную форму для ввода данных. Создайте связи таблиц.

Заполните БД произвольными данными. Сохраните в своей папке под именем Колледж.

Форма выполнения задания: база данных.

Самостоятельная работа № 17

Глоссарий

Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов).

Форма выполнения задания: глоссарий.


Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера : Том 1. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
  7. http//www.informatika.ru
  8. http//www.student.informatika.ru
  9. http://mirgeo.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольных работ по курсу "Информатика и ИКТ" для 8 класса по программе Н.Д.Угриновича

В рамках изучения предмета "Информатика и ИКТ" в 8 классе по пргорамме Н.Д. Угриновича предусмотрено проведение трёх контрольных работ в течение года. В методической разработке содержатся контрольные ...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Методическая разработка контрольных работ по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-го класса по программе Н. Д. Угринович.

Контрольные работы за I полугодие по предмету "Информатика и ИКТ" для 8-го класса по разделам "Информация и информационные процессы" и "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации"...

Методическая разработка контрольной работы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-го класса по программе Н. Д. Угринович.

Контрольная работа по предмету "Информатика и ИКТ" для 8-го класса по разделу "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации"....

Методическая разработка по информатике «Учебный исполнитель Робот на уроках информатики»

В данной методической разработке описано преподавание темы "Исполнитель Робот" для учащихся 6 класса...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...