Урок информатики в 5 классе. Тема: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации..
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок расширяет представления учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента).Развивает познавательный интерес, логическое мышление. Повышает интерес к изучению информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 115.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 738 КБ |
elementy_okna_wordpad.ppt | 172.5 КБ |
panel_instrumentov.ppt | 1.29 МБ |
kartochki.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации.
Цели урока:
Обучающая:
- дать представление о фрагменте текстового документа;
- расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента)
Развивающая:
- развивать внимание, познавательный интерес, умение планировать свою работу, оценивать результат своего труда.
Воспитывающая:
- воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, эстетический вкус.
Задачи урока:
- Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
- Повторение учащимися использовать возможности текстового процессора WordPad.
- Повышение интереса к изучению информационных технологий.
Основные понятия:
- фрагмент;
- буфер;
- поиск;
- замена
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, экран, плакат "Подготовка текстовых документов", презентация); файлы
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- сообщение темы и цели урока:
Тема сегодняшнего урока: Редактирование текста. Работа с фрагментами и поиск информации. На уроке мы продолжим работу над формированием навыков ввода текста, познакомимся с редактированием фрагмента текста и научимся быстро искать нужную информацию в тексте, таковы цели нашего урока. Будем мы сегодня работать с вами по группам, у каждой группы будет своя цель, к которой они должны прийти, а затем донести полученные результаты и до нас.
Последний раз мы с вами виделись ровно месяц назад, но, тем не менее, нам необходимо сейчас вспомнить информацию прошлого урока. Пока группа будет работать со мной устно, некоторые учащиеся поработают индивидуально 2-е на карточках и 1 у доски.
Ученик вспоминает и показывает основные элементы окна текстового процессора
WordPad. (интерактивная доска)
Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Итак, давайте вспомним: на предыдущем уроке мы с вами познакомились с обработкой текстовой информации. Подготовка текстов – одна из самых распространенных сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов – текстовые редакторы. Вы уже знакомы с текстовым редактором Блокнот, с его помощью можно создавать небольшие тексты, состоящие из букв, цифр, специальных символов, которые вводим с помощью клавиатуры. В группе программ Стандартные находится текстовый процессор Word Pad.
- Что общее и в чем отличие возможностей текстового процессора и текстового редактора?
И текстовые редакторы, и текстовые процессоры позволяют создавать тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Но, в отличие от текстовых редакторов, текстовые процессоры позволяют включать в текст надписи, списки, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, проверять орфографию. - Что вы понимаете под текстовым документом?
Документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.
Текстовый документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора). - Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.
Основные этапы подготовки текстового документа на компьютере – это ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать. - Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?
При вводе текста необходимо придерживаться следующих правил:
1. Там, где это нужно, использовать прописные буквы.
2. Все знаки препинания, кроме тире, ставить сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимать клавишу Пробел. Тире выделять пробелами с двух сторон.
3. Ошибку, допущенную при вводе текста, исправлять так: ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удалять клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
4. При наборе текста на компьютере не следить за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
5. Для перехода к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимать клавишу Enter. - Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?
На этапе редактирования текста можно исправлять обнаруженные ошибки (например, в правописании), вносить необходимые изменения (например, копировать, удалять, перемещать, вставлять...)
Дать возможность ответить ученику с элементами окна.
- На слайде – изображения кнопок панели инструментов Стандартная текстового процессора WordPad. Ученик вызывается к доске, показывает и называет все кнопки подряд.
Создать Итак, мы с вами вспомнили материал предыдущего урока, так как знания нам эти необходимы. А работать мы будем сегодня практически в основном, но некоторые понятия запишем. |
- Объяснение нового материала: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиск информации (работа в группах, с применением интерактивной доски)
Сейчас записываем в тетрадях тему урока и сегодняшнее число.
- Что такое фрагмент?(Фрагмент(блок) – это последовательность символов: слово, строка, абзац, страница. Фрагмент можно выделять, удалять, переносить, копировать, вырезать, форматировать. Когда мы выполняем действия с фрагментом, то часть текста или абзаца помещается в буфер обмена. Буфер обмена – это специальная область памяти, где находится копируемый фрагмент. Прежде чем выполнить действие с фрагментом надо его выделить.
Как выделяем фрагмент?
На интерактивной доске показать 3 способа выделения фрагмента.
На этом же уроке школьникам дается представление об еще одной существенной возможности текстовых процессоров – возможности поиска заданного фрагмента и замены его на другой.
Ваша сейчас задача будет заключаться в том, что каждая группа получает свое задание выполнения на компьютере с фрагментом текста, вы его выполняете самостоятельно, и красочно оформляете инструкцию – это небольшой проект вашей работы, который мы закончим позже. Записываете или зарисовываете кратко последовательные действия, а затем представляете нам всем свою работу. То есть:
Группа №1 нам расскажет как нужно удалять фрагмент.
Группа №2 как копировать фрагмент.
Группа№3 как перемещать фрагмент
Группа №4как осуществлять поиск
- Практическая работа каждой группы самостоятельно. Даются тексты и к ним
выполнить задания, а затем составить краткую инструкцию-алгоритм для других в текстовом красочном варианте.
Защита инструкций после выполнения практических работ.
Задание группе 1 (компьютер №1)
- Откройте программу WordPad
- Откройте файл на Рабочем столе «Удаление.rtf»
- В тексте удалите лишние слова с помощью клавиши Delete, предварительно выделив его двойным щелчком мыши.
- Матроскин, Шарик, дядя Федор, Сиропчик
- Гунька, Печкин, Пончик, Знайка, Незнайка
- Мальвина, Буратино, Врунгель, Артемон
- Удалите лишние слова с помощью клавиши Delete, предварительно выделив его протягиванием мыши.
- Гитара, балалайка, фортепиано, виолончель, скрипка.
- Принтер, мышь, монитор, акустические колонки.
- Параграф, строка, слово, абзац, символ.
- Покажите работу учителю.
- С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически) пошаговую инструкцию: «Удаление фрагмента».
- Подумайте, есть ли другой способ удаления фрагмента. Какой?
ИНСТРУКЦИЯ «УДАЛЕНИЯ ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)
Удалите фрагмент текста(2 способа):
1способ:
- Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
- Нажмите клавишу Delete.
2 способ:
- Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
- В меню Правка выполнить команду Вырезать. (Запись в тетради: Буфер обмена – это специальная область памяти, где находится копируемый фрагмент)
Задание группе 2 (компьютер №3)
- Откройте программу WordPad
- Откройте файл на Рабочем столе «Копирование.rtf»
- Наберите текст:
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
- В меню Правка найдите команду Копировать.
- Выделите всю строку, с помощью клавиши Shift и клавиши курсора.
- Установите курсор на другую строчку и Вставьте строку из буфера обмена 4 раза.
- Покажите работу учителю.
- С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически) пошаговую инструкцию: «Копирование фрагмента».
- Подумайте, есть ли другой способ копирования фрагмента. Какой?
ИНСТРУКЦИЯ «КОПИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)
Копирование фрагмента (2 способа):
1способ:
- Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
- Выполнить в меню Правка команду Копировать.
- Установить курсор в позицию вставки.
- Выбрать в меню Правка команду Вставить.
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов
(Запись в тетради: копирование фрагмента – это помещение его копии в буфер обмена, сам фрагмент остается в документе.)
Задание группе 3 (компьютер №5)
- Откройте программу WordPad
- Откройте файл на Рабочем столе «Перемещение.rtf»
- В меню Правка найдите команду Вырезать.
- Расставьте команды алгоритма «Посадка дерева» в разумной последовательности. Для этого:
- прочитайте внимательно текст:
Засыпь ямку.
Поставь лопату и лейку на место.
Выкопай ямку.
Возьми лейку и полей саженец.
Возьми лопату и саженец.
Посади саженец в ямку.
- найдите строку с командой, которая должна быть выполнена первой;
- выделите найденную строку;
- удалите выделенную строку, с помощью команды меню Правка – Вырезать;
- поместите курсор в начало первой строки и Вставьте первую команду из буфера;
- при необходимости пользуйтесь командой Отменить;
- повторяйте аналогичные действия, пока все команды не окажутся на своих местах.
- Покажите работу учителю.
- С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически) пошаговую инструкцию: «Перемещение фрагмента».
- Подумайте, есть ли другой способ удаления фрагмента. Какой?
ИНСТРУКЦИЯ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)
Перемещение фрагмента (2 способа):
1 способ:
- Выделить фрагмент любым из 3-х способов.
- Выполнить в меню Правка команду Вырезать.
- Установить курсор в позицию Вставить.
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов
(Запись в тетради: перемещение фрагмента – это одновременное помещение его в буфер обмена и вырезание из документа.)
Задание группе 4 (компьютер №7)
- Откройте программу WordPad
- Откройте файл на Рабочем столе «Поиск.rtf»
- Прочитайте стихотворение:
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
- С помощью меню Правка и команды Найти, введите 100 для поиска
- Теперь произведите замену 100 на слово сто, для этого:
- В меню Правка выполните команду Заменить, введя в текстовые поля соответствующие слова.
- Покажите работу учителю.
- С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически) пошаговую инструкцию: «Поиск и замена фрагмента».
ИНСТРУКЦИЯ «ПОИСК И ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)
Поиск фрагмента (2 способа):
1способ:
- В меню Правка выполнить команду Найти
- Ввести символ или слово для поиска
2 способ:
Те же действия можно произвести с помощью кнопки на панели инструментов
Замена фрагмента:
- В меню Правка выполнить команду Заменить
- Ввести в текстовое поле Что слово, которое необходимо заменить, а в поле Чем – слово, на которое необходимо его заменить
- Итог урока
- Что такое редактирование, форматирование текста?
- Что называют фрагментом текста?
- Что можно выполнять с фрагментами текста?
- Что такое буфер обмена?
- Чем можно еще воспользоваться кроме меню для работы с фрагментами текста?
- Что вызвало трудности при выполнении задания:
- Как вы думаете, у какой группы наилучшая инструкция для работы с фрагментами?
- Соответственно выставление оценок выше у той группы, которая была ближе к краткой и правильной инструкции работы с фрагментами.
- Домашнее задание:
§2.9 с.91-94, вопросы
РТ: №46-48 с.79-81.
Вставить
Копировать
Вставить
Вырезать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________
1.
2.
Соедините стрелками надписи
с соответствующими им элементами рисунка.
Выбранный пункт меню |
Название открытого меню |
Строка меню |
Открытое меню |
Пункт меню, выбор которого приведёт к появлению диалогового окна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.
Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема : Графический интерфейс операционных систем и приложений....
Редактирование текста. Работа с фрагментами.
Конспект для 5 класс по учебнику Л.С. Босова....
Разработка урока информатики "Редактирование текста. Работа с фрагментами"
Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, ф...
Урок по информатике "Редактирование текста. Работа с фрагментами."
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами" в 5 классе. Разработан на основе УМК Л.Л. Босовой....
Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board
Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....
Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»
Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...