Урок информатики в 5 классе. Тема: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации..
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Голышева Оксана Юрьевна

Урок расширяет представления учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента).Развивает познавательный интерес, логическое мышление. Повышает интерес к изучению информационных технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc115.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt738 КБ
Office presentation icon elementy_okna_wordpad.ppt172.5 КБ
Office presentation icon panel_instrumentov.ppt1.29 МБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации.

Цели урока:

Обучающая:

  1. дать представление о фрагменте текстового документа;
  2. расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента)

Развивающая:

  1. развивать внимание, познавательный интерес, умение планировать свою работу, оценивать результат своего труда.

Воспитывающая:

  1. воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, эстетический вкус.

Задачи урока:

  1. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
  2. Повторение учащимися использовать возможности текстового процессора WordPad.
  3. Повышение интереса к изучению информационных технологий.

Основные понятия:

  1. фрагмент;
  2. буфер;
  3. поиск;
  4. замена

Оборудование:

  1. ПК, мультимедийный проектор, экран, плакат "Подготовка текстовых документов", презентация); файлы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- сообщение темы и цели урока:

        Тема сегодняшнего урока: Редактирование текста. Работа с фрагментами и поиск информации. На уроке мы продолжим работу над формированием навыков ввода текста,  познакомимся с редактированием фрагмента текста и научимся быстро искать нужную информацию в тексте, таковы цели нашего урока. Будем мы сегодня работать с вами по группам, у каждой группы будет своя цель, к которой они должны прийти, а затем донести полученные результаты и до нас.

        Последний раз мы с вами виделись ровно месяц назад, но, тем не менее, нам необходимо сейчас вспомнить информацию прошлого урока. Пока группа будет работать со мной устно, некоторые учащиеся поработают индивидуально 2-е  на карточках  и   1 у доски.

Ученик вспоминает  и показывает основные элементы окна текстового процессора

WordPad. (интерактивная доска)

        Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

Итак, давайте вспомним: на предыдущем уроке мы с вами познакомились с обработкой текстовой информации. Подготовка текстов – одна из самых распространенных сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов – текстовые редакторы. Вы уже знакомы с текстовым редактором Блокнот, с его помощью можно создавать небольшие тексты, состоящие из букв, цифр, специальных символов, которые вводим с помощью клавиатуры. В группе программ Стандартные находится текстовый процессор Word Pad.

  1. Что общее и в чем отличие возможностей текстового процессора и текстового редактора?
    И текстовые редакторы, и текстовые процессоры позволяют создавать тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры. Но, в отличие от текстовых редакторов, текстовые процессоры позволяют включать в текст надписи, списки, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, проверять орфографию.
  2. Что вы понимаете под текстовым документом?
    Документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора), вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.
    Текстовый документ – это любой текст, созданный с помощью текстового редактора (процессора).
  3. Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.
    Основные этапы подготовки текстового документа на компьютере – это ввод (набор) текста, редактирование, форматирование и печать.
  4. Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?
    При вводе текста необходимо придерживаться следующих правил:
    1. Там, где это нужно, использовать прописные буквы.
    2. Все знаки препинания, кроме тире, ставить сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимать клавишу Пробел. Тире выделять пробелами с двух сторон.
    3. Ошибку, допущенную при вводе текста, исправлять так: ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удалять клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
    4. При наборе текста на компьютере не следить за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
    5. Для перехода к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимать клавишу Enter.
  5. Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?
    На этапе редактирования текста можно исправлять обнаруженные ошибки (например, в правописании), вносить необходимые изменения (например, копировать, удалять, перемещать, вставлять...)

Дать возможность ответить ученику с элементами окна.

  1. На слайде – изображения кнопок панели инструментов Стандартная текстового процессора WordPad. Ученик вызывается к доске, показывает и называет все кнопки подряд.

Создать
Открыть
Сохранить
Печать
Предварительный просмотр
Найти
Вырезать
Копировать
Вставить из буфера
Отменить
Дата/время


Итак, мы с вами вспомнили материал предыдущего урока, так как знания нам эти необходимы. А работать мы будем сегодня практически в основном, но некоторые понятия запишем.

  1. Объяснение нового материала: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиск информации (работа в группах, с применением интерактивной доски)

Сейчас записываем в тетрадях тему урока и сегодняшнее число.

- Что такое фрагмент?(Фрагмент(блок) – это последовательность символов: слово, строка, абзац, страница. Фрагмент можно выделять, удалять, переносить, копировать, вырезать, форматировать. Когда мы выполняем действия с фрагментом, то часть текста или абзаца помещается в буфер обмена. Буфер обмена – это специальная область памяти, где находится копируемый фрагмент. Прежде чем выполнить действие с фрагментом надо его выделить.

Как выделяем фрагмент?

На интерактивной доске показать 3 способа выделения фрагмента.

На этом же уроке школьникам дается представление об еще одной существенной возможности текстовых процессоров – возможности поиска заданного фрагмента и замены его на другой.

Ваша сейчас задача будет заключаться в том, что каждая группа получает свое задание выполнения на компьютере с фрагментом текста, вы его выполняете самостоятельно, и красочно оформляете инструкцию – это небольшой проект вашей работы, который мы закончим позже. Записываете или зарисовываете  кратко последовательные действия, а затем представляете нам всем свою работу. То есть:

Группа №1 нам расскажет как нужно удалять фрагмент.

Группа №2 как копировать фрагмент.

Группа№3 как перемещать фрагмент

Группа №4как осуществлять поиск

  1.   Практическая работа каждой группы самостоятельно. Даются тексты и к ним  

выполнить задания, а затем составить краткую инструкцию-алгоритм для других в  текстовом красочном варианте.

Защита инструкций после выполнения практических работ.

Задание группе 1 (компьютер №1)

  1. Откройте программу WordPad
  2. Откройте файл на Рабочем столе «Удаление.rtf»
  3. В тексте удалите лишние слова с помощью клавиши Delete, предварительно выделив его двойным щелчком мыши.
  1. Матроскин, Шарик, дядя Федор, Сиропчик
  2. Гунька, Печкин, Пончик, Знайка, Незнайка
  3. Мальвина, Буратино, Врунгель, Артемон
  1. Удалите лишние слова с помощью клавиши Delete, предварительно выделив его протягиванием мыши.
  1. Гитара, балалайка, фортепиано, виолончель, скрипка.
  2. Принтер, мышь, монитор, акустические колонки.
  3. Параграф, строка, слово, абзац, символ.
  1. Покажите работу учителю.
  2. С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически)  пошаговую инструкцию: «Удаление фрагмента».
  3. Подумайте, есть ли другой способ удаления фрагмента. Какой?

ИНСТРУКЦИЯ «УДАЛЕНИЯ ФРАГМЕНТА»  (что должно получиться, образец)

        Удалите фрагмент текста(2 способа):

1способ:

  1. Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
  2. Нажмите клавишу Delete.

2 способ:

  1. Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
  2. В меню Правка выполнить команду Вырезать.  (Запись в тетради: Буфер обмена – это специальная область памяти, где находится копируемый фрагмент)

Задание группе 2 (компьютер №3)

  1. Откройте программу WordPad
  2. Откройте файл на Рабочем столе «Копирование.rtf»
  3. Наберите текст:

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

  1. В меню Правка найдите команду Копировать.
  2. Выделите всю строку, с помощью клавиши Shift и клавиши курсора.
  3. Установите курсор на другую строчку и Вставьте строку из буфера обмена 4 раза.
  4. Покажите работу учителю.
  5. С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически)  пошаговую инструкцию: «Копирование  фрагмента».
  6. Подумайте, есть ли другой способ копирования фрагмента. Какой?

ИНСТРУКЦИЯ «КОПИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)

        Копирование  фрагмента (2 способа):

1способ:

  1. Выделите фрагмент любым из 3 –х способов.
  2. Выполнить в меню Правка команду Копировать.
  3. Установить курсор в позицию вставки.
  4. Выбрать в меню Правка команду Вставить.

2 способ:

        Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов

                                                   

                                                                         

(Запись в тетради: копирование фрагмента  – это помещение его копии в буфер обмена, сам фрагмент остается в документе.)

Задание группе 3 (компьютер №5)

  1. Откройте программу WordPad
  2. Откройте файл на Рабочем столе «Перемещение.rtf»
  3. В меню Правка найдите команду Вырезать.
  4. Расставьте команды алгоритма «Посадка дерева» в разумной последовательности. Для этого:

- прочитайте внимательно текст:

Засыпь ямку.

Поставь лопату и лейку на место.

Выкопай ямку.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Посади саженец в ямку.

- найдите строку с командой, которая должна быть выполнена первой;

- выделите найденную строку;

- удалите выделенную строку, с помощью команды меню Правка – Вырезать;

- поместите курсор в начало первой строки и Вставьте первую команду из буфера;

- при необходимости пользуйтесь командой Отменить;

- повторяйте аналогичные действия, пока все команды не окажутся на своих местах.

  1. Покажите работу учителю.
  2. С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически)  пошаговую инструкцию: «Перемещение  фрагмента».
  3. Подумайте, есть ли другой способ удаления фрагмента. Какой?

ИНСТРУКЦИЯ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)

Перемещение фрагмента (2 способа):

1 способ:

  1. Выделить фрагмент любым из 3-х способов.
  2. Выполнить в меню Правка команду Вырезать.
  3. Установить курсор в позицию Вставить.

2 способ:

        Те же действия можно произвести с помощью кнопок на панели инструментов

                                                   

                                                                         

                                                               

(Запись в тетради: перемещение  фрагмента  – это одновременное помещение его в буфер обмена и вырезание из  документа.)

Задание группе 4 (компьютер №7)

  1. Откройте программу WordPad
  2. Откройте файл на Рабочем столе «Поиск.rtf»
  3. Прочитайте стихотворение:

У про100го 100рожа

Непро100рный дом:

Часто в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

  1. С помощью меню Правка и команды Найти, введите 100 для поиска
  2. Теперь произведите замену 100 на слово сто, для этого:
  3. В меню Правка выполните команду Заменить, введя в текстовые поля соответствующие слова.
  4. Покажите работу учителю.
  5. С помощью фломастера и листа бумаги изобразите (словесно или графически)  пошаговую инструкцию: «Поиск и замена  фрагмента».

ИНСТРУКЦИЯ «ПОИСК И ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА» (что должно получиться, образец)

Поиск фрагмента (2 способа):

1способ:

  1. В меню Правка выполнить команду Найти
  2. Ввести символ или слово для поиска

2 способ:

        Те же действия можно произвести с помощью кнопки на панели инструментов


     

Замена фрагмента:

  1. В меню Правка выполнить команду Заменить 
  2. Ввести в текстовое поле Что  слово, которое необходимо заменить, а в поле Чем – слово, на которое необходимо его заменить

  1. Итог урока
  1. Что такое редактирование, форматирование текста?
  2. Что называют фрагментом текста?
  3. Что можно выполнять с фрагментами текста?
  4. Что такое буфер обмена?
  5. Чем можно еще воспользоваться кроме меню для работы с фрагментами текста?
  6.  Что вызвало трудности при выполнении задания:
  7. Как вы думаете, у какой группы наилучшая инструкция для работы с фрагментами?
  8. Соответственно выставление оценок выше у той группы, которая была  ближе к краткой и правильной инструкции работы с фрагментами.

  1. Домашнее задание:

§2.9 с.91-94, вопросы

РТ: №46-48 с.79-81.

Вставить

Копировать

Вставить

Вырезать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________

1.

  1. КАРТОЧКА


п ⁄ п

Задание

Кнопки

1

Обведите ту кнопку, на которой необходимо щелкнуть, чтобы увеличить окно программы.


2

Обведите ту кнопку, на которой необходимо щелкнуть, чтобы окно программы не занимало весь экран.


3

Обведите ту кнопку, на которой необходимо щелкнуть, чтобы закрыть окно программы.


4

Обведите ту кнопку, на которой необходимо щелкнуть, чтобы свернуть окно программы.


2.

Соедините стрелками надписи
с соответствующими им элементами рисунка.

Выбранный пункт меню

Название открытого меню

Строка меню

Открытое меню

Пункт меню, выбор которого приведёт к появлению диалогового окна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.

Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема :   Графический интерфейс операционных систем и приложений....

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Конспект для 5 класс по учебнику Л.С. Босова....

Разработка урока информатики "Редактирование текста. Работа с фрагментами"

Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, ф...

Урок по информатике "Редактирование текста. Работа с фрагментами."

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами" в 5 классе. Разработан на основе УМК Л.Л. Босовой....

Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board

Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....

Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»

Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...