Программа клуба «Радужный кот» (Основы дизайна)
календарно-тематическое планирование по теме

Коченок Евгения Михайловна

Программа расчитана на детей с 5 по 9 класс.  Клуб, работающий по этой программе имеет направление художественно – эстетического цикла. Ориентирован на оформление интерьеров к школьным праздникам грамотно, оформление экранов успеха и прочего с квалифицированным наставником. Учить детей искусству оформления. Главное, коллективная и индивидуальная творческая деятельность обучающихся, эстетическое воспитание  вкусов, основ дизайна и ДПИ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_kluba_raduzhnyy_kot.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Согласовано                                                                              Утверждено

Замдиректора по УВР                                                              на методическом совете

_________И.А. Батурина                                                          МОУ СОШ №2

«___»________2011г                                                                 Председатель МС

                                                                                                      _________В.В. Федосеева

                                                                                                          «___»________2011г

ПРОГРАММА КЛУБА « РАДУЖНЫЙ КОТ »

( ОСНОВЫ ДИЗАЙНА )

« 2011 – 2012 г.»

 

             Составила:_ Коченок Е. М.

Руководитель клуба МБОУ СОШ №2г. Тайшета

 «Дети не рождаются с пустыми руками,

                                                                                  они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей,

                                                                                                                они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются,

                                                                                                                                                    чтобы создавать и творить.

                                                                                                             Только надо им помочь раскрыться и еще надо,

                                                                                чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.»

Ш.А. Амонашвили

Содержание:

     

  1. Обоснование создания программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание программы
  4. Материально-техническая база
  5. Оценка результатов деятельности
  6. Тематическое планирование
  7. Список литературы.

 

1

Обоснование создания программы.

                                                                                                                                                  Мы всегда встречаемся с чем-то,

                                                                                                                                         чего не замечали раньше,

                                                                                                                                            что поражает нас своей красотой,

                                                                                                                                                      неожиданной мудростью, неповторимостью.

                                                                                                                                                                        Д.С.Лихачев.

   Необходимость создания клуба состоит в  постоянной смене деятельности работы школы, организация многочисленных мероприятий и их оформление, праздники, конкурсы, стенды, интерьеры уголки. Вся творческая работа ложится на:

  1. администрацию школы
  2.  плечи классных руководителей
  3.  педагога организатора
  4.  детский парламент
  5. руководителей клубов
  6. детей

Для качества проводимых мероприятий, и весь «организм» должен работать слаженно. Клуб имеет направление художественно – эстетического цикла. Ориентирован на оформление интерьеров к школьным праздникам грамотно, оформление экранов успеха и прочего с квалифицированным наставником. Учить детей искусству оформления. Главное, коллективная и индивидуальная творческая деятельность обучающихся, эстетическое воспитание  вкусов, основ дизайна и ДПИ.   Наиболее существенными условиями для развития творческой активности детей являются:

1. изменение характера деятельности;

2. атмосфера доброжелательности в творческой деятельности.

3. сформированность коллектива.

        Дети в творческой мастерской приобретают и накапливают опыт самого интересного и незабываемого детского творчества. Результат их деятельности – атмосфера праздника – доступность зрителей. Развиваем азы дизайнерской деятельности, учим перспективно мыслить, учитывая тему, цвет, настроение, массовость.

2

Пояснительная  записка.

-цель: привлечь детей  с 5 по 9 класс, к совместной деятельности оформление интерьеров к школьным праздникам к сотворчеству; Воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие  решения.

В клубе «Радужный кот» основные задачи: 

развивающие

  1.   развитие творческих способностей, в процессе обучения средствами различных видов изобразительного искусства;
  2. развивать азы дизайнерской деятельности;

воспитывающие

  1.  формирование эстетических потребностей;
  2.  воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа через различные виды деятельности;

обучающие,

  1. учить разнообразно «мыслить формами», красками, объемами, ощущениями;
  2. учим перспективно мыслить, учитывая тему, цвет, настроение;
  3. стимулировать нестандартные и интересные решения;
  4. помогать выполнять и оценивать свою работу;
  5. ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  6. повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений;
  7. сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании (составление эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование)

Дети в творческой мастерской приобретают и накапливают опыт самого интересного и незабываемого детского творчества. Результат их деятельности – атмосфера праздника – доступность зрителей. Помимо оформительской деятельности дети учатся видеть прекрасное во всем, что их окружает. Индивидуальные работы декоративного характера (вещь, украшение) также являются хорошим стимулом познать свое личное я, развивают умственные способности, качество работы.

Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в ее открытости, конструктивному творчеству,

в психологической безопасности и ее свободе.

3

В сотворчестве дети овладевают элементарными действиями, алгоритмами, через создание соответствующих моделей, разнообразных творческих решений. Основной принцип организации творческой деятельности – добровольность в выборе форм и направлений.

        Программа составлена на основе:

 программы по декоративно – прикладному искусству «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет» автор В.В. Ячменева, издательство Владос 2003 год,

 и основе программы «Изобразительное искусство» для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. «Основы дизайна 5-9 классы» изд. ДРОФА Москва .2002.под редакцией В.С.Кузина. С учетом методических рекомендаций по организации художественно-творческой деятельности детей на занятиях в клубах и факультативах. Изд. ВЛАДОС Москва .2003, корректируется в зависимости от плана школы.

 Содержание программы

-структура процесса творческой деятельности детей.

Современный уровень жизни (производство, техники) немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего высокую технологичность, прочность конструкции, и эстетический  вид предмета. Все больше внимания уделяется культурно-образовательным, информационным и досуговым формам работы, которые учитывают изменяющееся потребности детей, их стремление к познанию и творческой деятельности. Практические задания занимают подавляющее количество часов. Занятия допускается суммировать, по2-3 часа, в зависимости от работы. Творчество индивидуально, но имеет фазы прохождения творческого процесса:

4

Механизм (процесс) творческой деятельности

Подсознание                                                                                                                    сознание (вкус, чувства, восприятие.)

                                                                                                                                                   Память

Жизненный опыт                                                                                                                   воображение

Очищение                                                                                                                                вдохновение

Порождает ряд образов    

                                                                                                                                                     впечатление

                                                                                                                             отбирает образы

                                                                          Результат творческой деятельности

Этапы и уровни творческой деятельности детей

Центральное задание предваряет последующий ряд частных заданий.

Процесс овладения детьми художественно-творческой деятельностью:

  1. получение знаний о различных видах художественно-творческой деятельности;
  2. выбор на основе этих знаний своего направления (техники) деятельности;
  3. соотнесение новых знаний с имеющимся опытом художественно-творческой деятельности;
  4. дальнейшее его совершенствование на этой основе.

Развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности детей обеспечивается соответствующими этапами:

  1. Подготовительный этап-диагностика и выравнивание:
  1. Определение уровня подготовки детей;
  2. Разработка групповых и индивидуальных занятий, рассчитанных на определение уровня творческих способностей;  

                                                                5

  1. Стимулирование познавательного интереса детей как условие дальнейшего развития художественно-творческой личности;
  2. Ориентация на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности у детей.

  1. Основной этап-ориентация и обучение:
  1. Воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;
  2. Привлечение детей к совместной работе, к сотворчеству;
  3. Знакомство с основными элементами художественного творчества.

         3.Творческий этап-закрепление и контроль:

  1. Анализ полученных теоретических знаний, практических умений и навыков художественно-творческой деятельности;
  2. Самостоятельная разработка эскиза для творческой работы;

Выполнение творческой работы. Итоги. 

-принципы воспитания

-ориентиры в деятельности

В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии ( У.Глассер, Р.Кемпбелл).

1. Начинать разговор с похвалы.

2. Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом.

3.Не критиковать и не делать замечания, вспоминая о своих ошибках.

4.Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.

5. Не приказывать, а задавать вопросы.

5. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.

6. Создавать детям хорошую репутацию.

7. Постоянно поошерять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

8Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что Вы ему предложите.

 -межпредметные связи: история, технология, обществознание, музыка, русский язык, литература.

(области знаний: словесность, естествознание, краеведение и т.д.)

6

Условия реализации программы, обеспечение программы:

Материально- техническая база: ( цветная бумага, картон.  мука,  соль,  глина,  пластилин,  ватман,  обои,  гуашь,  кисти, клей ПВА, клей «момент», ножницы, самоклеящаяся бумага, акварель, ткани, бросовый материал, природный материал, мыло, свеча, кожа, стеки, рамочки, пенопласт, плитка потолочная нити, скотч цветной.) Все детская собственность.

Имеются: доступность в интернет, библиотека, наличие фонда литературы, наглядности, образцы, методическая литература.

Финансирование осуществляется на оформление праздников из фонда школы, иногда, спонсорской помощи.

Оценка результатов деятельности:

  1. Оформление сцены.
  2. Оформление стендов.
  3. Изготовление поделок на городскую елку.
  4. Выставки.
  5. участие в клубной деятельности КВН школы
  6. участие в КТД, конкурсах.
  7. защита проектов
  8. творческие отчеты
  9. газеты

Тематическое планирование

Количество часов на тему, год, варьируется на усмотрение руководителя, возрастной категории, подготовленности детей, но не менее 34 часов.

Тема

Форма занятия

Обеспечение

Способ отслеживания результата

Дата

1

Возникновение дизайна.

Дизайн и ДПИ.

мультимедиа

07.09.09

2

Значение рисунка и чертежа в дизайне.

Индивидуальная работа

Бумага, линейка, карандаш

14.09.09

3

Понятие о форме, соотношение форм и их признаки.

Индивидуальная и коллективная работа

мультимедиа

21.09.09

4

Линейные, плоскостные и объемные формы в пространстве.

Индивидуальная и коллективная работа

мультимедиа бумага, фломастеры, цвет.  карандаши

28.09.09

5

Геометрическая  основа строения  формы предметов.

Индивидуальная и коллективная работа

Клей, ножницы, картон

05.10.09

6

Ограниченность и целостность формы, зависимость от материалов, конструкций и технологий производства.

Индивидуальная и коллективная работа

мультимедиа

Творческий отчет

12.10.09

7

Шрифт как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.

Индивидуальная работа

Карандаш, цвет. Бумага, линейка, обои, кисти, краски гуашь.

Оформление сцены

19.10.09

8.9.10

Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек из геом. форм.

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Изготовление поделок на городскую елку.

26.10.09

02.11.09

05.11.09

11

Выполнение шрифтовых композиций.

коллективная работа

Обои, гуашь, кисти, ножницы

Оформление сцены

09.11.09

12.

Понятие о композиции в дизайне (фронтальная, объемная, глубинно – пространственная)

Индивидуальная работа

Мультимедиа, иллюстрации, макеты.

Изготовление поделок на городскую елку.

16.11.09

13.

Эскиз и конструирование макетов для детских игровых комнат (кабинетов, уголков)

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Изготовление поделок на городскую елку.

23.11.09

14

Критерии композиции – ограниченность и целостность формы

Индивидуальная и коллективная работа

мультимедиа

30.11.09

15.

Цвет и цветовые сочетания в оформительской деятельности

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, бумага,

Участие в конкурсе

07.12.09

16

Упражнения на гармоническое сочетание цветов

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Участие в конкурсе

14.12.09

17

Этапы художественного проектирования (художественно – конструкторский поиск)

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, бумага,

Участие в конкурсе

21.12.09

18

Разработка эскизного проекта

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, бумага,

Кисти краски, ножницы

Участие в конкурсе

28.12.09

19

Художественно – конструктивный проект. Эскизная графика + аппликация.

Обои, ткани, ленты,

Кисти, краски.

Оформление сцены к дню школы

08.01.10

20

Выполнение шрифтовых композиций

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Оформление сцены к дню школы

15.01.10

21

Особенности проектирования среды: игровых площадок

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, бумага.

газета

22.01.10

22

Особенности проектирования среды: Эскизная графика

Индивидуальная и коллективная работа

Пластилин, стеки, картон, тряпочка.

29.01.10

23

Особенности проектирования среды: макетирование.

Индивидуальная и коллективная работа

Пластилин, стеки, картон, тряпочка.

выставка

02.02.10

24

Особенности проектирования среды (учебных комнат, рекреаций, выставок)

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Оформление сцены к дню защитника отечества

09.02.10

25

Проектирование помещений квартиры или дома.

Обои, ткани, ленты,

Кисти, краски.

Оформление сцены к дню защитника отечества

16.02.10

26

Разработка эскиза, плана.

Обои, ткани, ленты,

Кисти, краски.

Оформление сцены к «8 марта»

23.02.10

27

Ортогональные проекции в цвете (развертки стен)

Обои, ткани, ленты,

Кисти, краски.

Оформление сцены к «8 марта»

02.03.10

28

Макетирование из бумаги, природных материалов

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Защита проектов выставка

09.03.10

29

Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малой формы)

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Помощь в деятельности КВН

16.03.10

30

Стенды, уличные осветители и фонари, уголки озеленения.

Индивидуальная и коллективная работа

Карандаш, цветн. Карандаши, бумага.

Защита проектов выставка

23.03.10

31

Проектная разработка сувениров

Индивидуальная и коллективная работа

Соленое тесто, ткани, рамочки, пенопласт, резак.

Выставка в Ц.Д.Радуга

30.03.10

32

Проектная разработка современных видов транспорта

Индивидуальная и коллективная работа

пенопласт, резак.  клей, ножницы, картон

Оформление сцены к последнему звонку.

06.04.10

33

Проектная разработка города будущего (и его отдельных фрагментов)

коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Оформление сцены к последнему звонку.

13.04.10

20.04.10

34

Разработка эскиза, плана.

коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

27.04.10

35

Макетирование из бумаги,

коллективная работа

Карандаш, цвет. бумага, клей, ножницы, картон

Выставка и защита проектов

04.05.10

11.05.10

36

Проект оформления сцены к выпускному звонку

Индивидуальная и коллективная работа

Обои, ткани, ленты,

Кисти, краски

Оформление сцены к выпускному.

18.05.10

25.05.10

Литература:

  1. «Дизайн» Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. Издательство – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.;
  2. «Изделия из бересты» В.В. Финягин Издательство – М.: Просвещение,2005.;
  3. «Простые поделки из пластилина» Е.А. Румянцева. АЙРИС – пресс 2008.;
  4. «Мини – картины из соленого теста» Т.О. Скребцова. Издательство «Феникс» - 2008г.;
  5. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет» автор В.В. Ячменева, издательство Владос 2003 год,;
  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков. Издательство – «Евразийский регион» 1994г..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»

Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа  «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...

Программа по предмету "Основы дизайна".

Программа по предмету «Основы дизайна и проектирования» для 1-4 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями....

"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса

Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна....

Внеклассное занятие Основы дизайна» 5-6 класс. Дизайн приглашения, их назначение. Эскиз приглашения.

В занятии используется современная образовательная технология – технология модульного обучения учащихся. Это первое практическое занятие, которое тестирует уровень подготовки и креативного ...

Требования к зачету по предмету «Основы дизайн проектирования» ДООП «Дизайн». 2 класс 2019 г.

https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-osnovi-dizayn-proektirovaniya-doop-dizayn-klass-3654513.html...

Требования к зачету по предмету «Основы дизайн проектирования» (II полугодие) ДООП «Дизайн». 3 класс 2019 г.

https://infourok.ru/trebovaniya-k-zachetu-po-predmetu-osnovi-dizayn-proektirovaniya-ii-polugodie-doop-dizayn-klass-3654544.html...

Презентация «История дизайна» по элективному курсу «Основы дизайна» в 10 классе

Из истории искусства дизайна. «Движение искусств и ремёсел» – художественное сообщество в Великобритании как реакция на промышленную революцию, стремление к сближению искусства и рем...