Носители информации
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок информатики
"Носители информации" с проектной технологией
Тема: Носители информации
Цель: Познакомить учащихся с носителями информации разных времен и народов. Найти решение повторного использования современных носителей информации.
Задачи:
Развивающая: Способствовать расширению кругозора учащихся.
В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:
• коммуникативная – способность к общению;
• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности
Обучающая: Сформировать представление о носителях информации различных эпох. Показать необходимость развития технологии хранения информации.
Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения, умение слушать и уважать мнение членов группы.
Урок проводится с использованием проектной технологии
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.
Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде
Ход проекта:
- Объяснение нового материала “Носители информации”. Мини-проект.
- Учащиеся в качестве домашней работы осуществляют поиск возможного применения вторичного использования испорченных носителей информации.
Работа над проектами проходит в несколько этапов:
1) Подготовка к работе над проектом. Выбор темы.
2) Постановка цели и задачи проекта.
3) Поиск информации различными способами.
4) Групповое обсуждение полученной информации.
5) Разработка примерного макета изделия.
6) Изготовление.
7) Подготовка к защите проекта.
8) Презентация проектов. (Защита)
9) Подведение итогов и выставление оценок
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
II Объяснение нового материала. (15 минут) (презентация)
Слайд 2.Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы узнать как хранили информацию в далекие времена мы с вами отправимся в прошлое с помощью машины времени.
По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.
Слайд 3. Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища).
Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.
Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.
Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника.
Слайд 4. Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.
Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.
На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.
Слайд 5. Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века. Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.
Слайд 6. Свойства бумаги.
Слайд 7-12. Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию. Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.
Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.
В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это дискеты, CD и DVD диски.
Слайд 13. Давайте сравним некоторые носители информации с точки зрения удобства их использования.
один учебник информатики 5 класса весит 310 г.;
обычный CD диск весит 15 г.;
на диск умещается 1500 книг;
1500 книг = 465 кг.
Вопрос: Как хранить информацию выгоднее: в книгах или на дисках? (Предполагаемый ответ: конечно на дисках, много информации можно сохранить, не нужны библиотеки)
Вопрос: А чего же могут бояться компьютерные диски? (Предполагаемый ответ: могут поломаться, поцарапаться).
Вопрос: Какой же носитель информации наиболее удобен в использовании в наше время? (бумага)
Задание .Определите вид носителя информации.
На листе записаны виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. )
Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.
III. Носители информации. Проект “Новая жизнь старого диска”
Тип проекта: творческий, мини-проект.
Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.
Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде
- Объясните своими словами, что такое носитель информации.
- Какие носители информации вам известны?
- Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
- Какие носители информации вы считает наиболее удобными. Почему?
- Выбор темы. Постановка проблемы.
Как вы считаете, можно ли дать вторую жизнь испорченным носителям информации?
Как можно назвать наш проект? (Предполагаемое название:Новая жизнь старого диска)
2. Постановка цели и задачи проекта.
Какая цель будет стоять перед вами при выполнении этого проекта? (Предполагаемый ответ:Доказать, что можно использовать вторично старые носители информации с пользой для человека).
- Поиск информации различными способами.
Учащиеся разбиваются на группы, обсуждают информацию, подготовленную дома и предоставленную учителем. (интернет и другие источники информации на уроке не используются из-за ограниченности времени).
- Групповое обсуждение полученной информации.
- Разработка макета изделия.
- Подготовка к защите проекта.
- Презентация проектов. (Защита)
- Подведение итогов и выставление оценок.
- Домашнее задание
Заполнить таблицу «Носители информации»
Носитель | Принцип записи | Максимальная информационная емкость | Опасные воздействия |
Дискета | Магнитный (намагничено/не намагничено) | 1,44 Мб | Оберегать от высоких температур, магнитных полей |
Жесткий диск | Магнитный (намагничено/не намагничено) | до 1 Тбайта | Оберегать от механических повреждений |
CD/DVD | Оптический (разные способы отражения) | 700 Мб/ до 8,5 Гбайт | Оберегать от загрязнений и царапин |
Flash | Микросхемы (БИС) | до 16 Гбайт | Оберегать от неправильного отключения |
Расположите недорогие носители информации (компакт диск, накопитель с flash-памятью, жесткий диск, оперативная память), в порядке увеличения их стоимости на единицу объема.
| Ваше решение | Правильное решение |
1 |
| жесткий диск |
2 |
| компакт диск |
3 |
| накопитель с flash-памятью |
4 |
| оперативная память |
Решение: Решение: средняя стоимость недорогих жестких дисков составляет 6-8 руб/Гб, компакт дисков – 10-15 руб/Гб, накопителей с flash-памятью 100-150 руб/Гб, оперативной памяти DDR – 600-1200 руб/Гб
- Подведение итогов урока
- Выставление оценок за устные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные процессы. Носители информации
Разработка урока информатики (2 класс за программой "Сходинки до інформатики)....
Современные носители информации
Носители информации....
Презентация по информатике на тему "Хранение и носители информации"
Презентация в помощь учителю при объяснении темы "Хранение и носители информации"...
Носители информации
Презентация для 5 класса по информатики по учебнику Босовой Л.Л....
Искусственные и естественные источники информации. Носители информации
На уроке даётся представление о понятиях искусственных и естественных источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....
урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"
Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....
Тест «Носитель информации, источник, приёмник информации»
тест по теме "Носитель информации, источник, приёмник информации"...