Носители информации
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Носители информации с проектной технологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики

"Носители информации" с проектной технологией

Тема: Носители информации

Цель: Познакомить учащихся с носителями информации разных времен и народов. Найти решение повторного использования современных носителей информации.

Задачи:

Развивающая: Способствовать расширению кругозора учащихся.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности

Обучающая: Сформировать представление о носителях информации различных эпох. Показать необходимость развития технологии хранения информации.

Воспитательная: Воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самоанализировать результат методом рассуждения, умение слушать и уважать мнение членов группы.

Урок проводится с использованием проектной технологии

Тип проекта: творческий, мини-проект.

Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.

Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде

Ход проекта:

  1. Объяснение нового материала “Носители информации”. Мини-проект.
  2. Учащиеся в качестве домашней работы осуществляют поиск возможного применения вторичного использования испорченных носителей информации.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

1) Подготовка к работе над проектом.  Выбор темы.

2) Постановка цели и задачи проекта.

3) Поиск информации различными способами.

4) Групповое обсуждение полученной информации.

5) Разработка примерного макета изделия.

6) Изготовление.

7) Подготовка к защите проекта.

8) Презентация проектов. (Защита)

9) Подведение итогов и выставление оценок

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

II Объяснение нового материала. (15 минут) (презентация)

Слайд 2.Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях. Для того чтобы узнать как хранили информацию в далекие времена мы с вами отправимся в прошлое с помощью машины времени.

По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.

Слайд 3. Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища).

Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.

Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника.

Слайд 4. Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.

Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.

На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.

Слайд 5. Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века. Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.

Слайд 6. Свойства бумаги.

Слайд 7-12. Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию. Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.

Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.

В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это дискеты, CD и DVD диски.

Слайд 13. Давайте сравним некоторые носители информации с точки зрения удобства их использования.

один учебник информатики 5 класса весит 310 г.;

обычный CD диск весит 15 г.;

на диск умещается 1500 книг;

1500 книг = 465 кг.

Вопрос: Как хранить информацию выгоднее: в книгах или на дисках? (Предполагаемый ответ: конечно на дисках, много информации можно сохранить, не нужны библиотеки)

Вопрос: А чего же могут бояться компьютерные диски? (Предполагаемый ответ: могут поломаться, поцарапаться).

Вопрос: Какой же носитель информации наиболее удобен в использовании в наше время? (бумага) 

Задание .Определите вид носителя информации. 

 На листе  записаны виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски,  винчестер, флэш-память и др. ) 

Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением. 

III. Носители информации. Проект “Новая жизнь старого диска”

Тип проекта: творческий, мини-проект.

Планируемый результат: создание учащимися готового продукта в виде различных поделок из СD-дисков и дискет, имеющих определенную практическую ценность.

Цели проекта: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде

  1. Объясните своими словами, что такое носитель информации.
  2. Какие носители информации вам известны?
  3. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  4. Какие носители информации вы считает наиболее удобными. Почему?
  1. Выбор темы. Постановка проблемы.

Как вы считаете, можно ли дать вторую жизнь испорченным носителям информации?

Как можно назвать наш проект? (Предполагаемое название:Новая жизнь старого диска)

       2.  Постановка цели и задачи проекта.

Какая цель будет стоять перед вами при выполнении этого проекта? (Предполагаемый ответ:Доказать, что можно использовать вторично старые носители информации с пользой для человека).

  1. Поиск информации различными способами.

Учащиеся разбиваются на группы, обсуждают информацию, подготовленную дома и предоставленную учителем. (интернет и другие источники информации на уроке не используются из-за ограниченности времени).

  1. Групповое обсуждение полученной информации.
  2.  Разработка макета изделия.
  3.  Подготовка к защите проекта.
  4. Презентация проектов. (Защита)
  5.  Подведение итогов и выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Заполнить таблицу «Носители информации»

Носитель

Принцип записи

Максимальная информационная емкость

Опасные воздействия

Дискета

Магнитный (намагничено/не намагничено)

1,44 Мб

Оберегать от высоких температур, магнитных полей

Жесткий диск

Магнитный (намагничено/не намагничено)

до 1 Тбайта

Оберегать от механических повреждений

CD/DVD

Оптический (разные способы отражения)

700 Мб/ до 8,5 Гбайт

Оберегать от загрязнений и царапин

Flash

Микросхемы (БИС)

до 16 Гбайт

Оберегать от неправильного отключения

Расположите недорогие носители информации (компакт диск, накопитель с flash-памятью, жесткий диск, оперативная память), в порядке увеличения их стоимости на единицу объема.

 

Ваше решение

Правильное решение

1

 

жесткий диск

2

 

компакт диск

3

 

накопитель с flash-памятью

4

 

оперативная память

Решение: Решение: средняя стоимость недорогих жестких дисков составляет 6-8 руб/Гб, компакт дисков – 10-15 руб/Гб, накопителей с flash-памятью 100-150 руб/Гб, оперативной памяти DDR  –  600-1200 руб/Гб

  1.  Подведение итогов урока
  2. Выставление оценок за устные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные процессы. Носители информации

Разработка урока информатики (2 класс за программой "Сходинки до інформатики)....

Современные носители информации

Носители информации....

Презентация по информатике на тему "Хранение и носители информации"

Презентация в помощь учителю при объяснении темы "Хранение и носители информации"...

Носители информации

Презентация для 5 класса по информатики  по учебнику Босовой Л.Л....

Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

Тест «Носитель информации, источник, приёмник информации»

тест по теме "Носитель информации, источник, приёмник информации"...