Формирование ключевых компетенций на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме

Песоцкая Светлана Николаевна

 

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность,  способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesockaya_vystuplenie_rmo.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций

на уроках информатики.

Учитель математики и

информатики

 МБОУ СОШ№3

Песоцкая С.Н.

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность,  способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» (слайд 2).

Выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования:

  1. ценностно-смысловая,
  2. общекультурная,
  3. учебно-познавательная,
  4. информационная,
  5. коммуникативная (слайд 3).

Важную  роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, вставшей передо мной, как учителем информатики, является повышение уровня компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

1. При формировании ценностно-смысловой компетенции я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданиями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

- Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оцениваем самый интересный, при этом стремлюсь  к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа(слайд 4). Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагаю дома поразмышлять над вопросами  и в последующем на уроках или во внеурочное время обязательно возвращаюсь к ним. Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. (Например, на первом уроке при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др. В процессе работы мы вместе отвечаем на эти вопросы.)

- Вовлекаю учащихся  в  предметные олимпиады, которые  включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

- Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания информатики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. Например, при изучении темы «Электронные таблицы» предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Учащиеся не только учатся работать с программой MS Excel, но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы. Составить таблицу в ЕХ.

2. Формирование общекультурной компетенции  осуществляю через

- формирование грамотной, логически верной речи используя  устные  диктанты, включающие  задания на грамотное произношение и употребление терминов;

- во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников и прошу об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее я прошу сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказываю помощь;
-  использую задания с информационно – познавательной  направленностью; (При изучении темы «Операционная система» предлагаю учащимся сравнить на выбор несколько операционных систем, например Windows и Linux, что позволяет не только познакомиться с различными видами ОС, но и определить наиболее удобную систему для работы) (слайд 5).

- использую исторический материал при подготовке к урокам; (Тема «Аппаратная реализация компьютера» на первом уроке привожу интересные сведения из истории создания компьютеров) (слайд 6).

- практикую  задания  для домашней работы  по составлению  текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…(При изучении темы «Алгоритмы» предлагаю составить задачу по приведенной блок-схеме) (слайд 7).

 

В Эрмитаже содержится более 2800000 единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Вычислите суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в России составляет 70 лет.

3. При формировании учебно-познавательной  компетенции я считаю, что:

- Особенно эффективно данный вид компетенции   развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаю в готовом виде. Побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. (слайд 8).

Пример проблемной ситуации

4. При формировании информационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции: (слайд 9).
   Информационный блок:

 поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

 представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

 выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

   Блок компьютерной и информационной техники:

 объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

 выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

 обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

   Блок операционной системы:

-  настройка пользовательского интерфейса Windows;

-  работа с файлами;

- знание основных команд;

- использование стандартных программ Windows.

  Блок прикладных программ:

- создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

- построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

- поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

- создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point.

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.).

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Учащиеся создают проекты по информатике и не только ("Путешествие с дробями по Солнечной системе",  «Алгебра в модулях» и др.) (слайд 10).

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов:

1.Формируются и отрабатываются:

  1. Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  2. Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  3. Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  4. Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  5. Умение работать в группе, в команде
  6. Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". 

Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности использую не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаю на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

5. При формировании коммуникативной компетенции использую  следующие методы и приемы:

•  Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

 •  Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

 •  Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

 •  Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

 •  Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

 •  Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

 •  Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) (слайд 12).

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

 •  коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

 •  информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

 •  учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

 •  общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом,  организовав деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность учитель информатики  может способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут  обеспечены возможностью:

  1. успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  2. подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  3. жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Начало

Ввод    n

Расчет времени в минутах, часах, днях, годах, «жизнях»

Вывод расчетов

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)...

Выступление на педсовете. Формирование УУД на уроках информатики.

Возможности  информационных технологий  обучения в процессе формирования  и  развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ....

Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...

Статья "Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках информатики"

С введением ФГОС работа учителя ориентирована не только на достижение предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на формирование личности учащегося, овладение им универсальных учебны...

Приемы формирования УУД на уроках информатики

Приведены примеры использования приемов педагогической техники для формирования УУД на различных этапах урока Информатика (с примерами)....