Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
статья по информатике и икт по теме
Описание раьоты по здоровьесбережению обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_informatiki.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»
Сократ
Печальная статистика, которая никого не сможет оставить равнодушными. Только десять процентов российских школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.
«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
Оно состоит из нескольких компонентов:
- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание и т. д. |
Количество видов преподавания. Чередование видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, практическая работа. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик:
ученик — ученик:
|
Эмоциональные разрядки на уроке |
|
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. Темп окончания урока |
|
Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке.
Что же должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
- В первую очередь это условия в компьютерном кабинете во время урока. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.
- Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и, особенно, на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в учебных заведениях жёстко регламентируется режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- статичность позы в течение длительного времени;
- усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками;
- повышенная нагрузка на зрение.
Большинство учащихся старших классов не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
- Активные и интерактивные формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности и преждевременной усталости. Очень интересными являются проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает школьнику утомить свой организм. При составлении программ с использованием таких форм работы для ребят расширяются возможности выполнить ее успешно, формируются навыки коллективной работы, растет уверенность в собственных силах. Во время совместной работы оказание дозированной помощи при затруднениях создает дополнительные условия для успеха.
- Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке педагоги проводят динамические паузы. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендовано в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, переносить взгляд вдаль потом направо вверх по диагонали, затем налево вниз и налево вверх, а затем направо вниз. Также для снятия напряжения с глаз предлагается, закрыв глаза, сильно напрягать глазные мышцы, а затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз. После нескольких уроков у учащихся формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
- Cтруктуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, также могут варьироваться методы проведения урока, но приоритетным остается выполнение таких условий, как разнообразие видов деятельности, работа за компьютером не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение школьников с компьютером более безопасным для здоровья.
http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/zablockaja.htm
http://www.openclass.ru/portfolios/33498
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2514-2012-05-06-11-56-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.
Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим к...
Использование Здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках информатики...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Презентация.Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжени...
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"
Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...