Рабочая программа по информатике 9 кл
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику Н.Д. Угринович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 9 класс Угринович | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ 9 класса – 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Наименование раздела | Количество часов в рабочей программе | |||
Всего | Кон. раб | Прак. раб | Практикум | |
Алгоритмы и исполнители | 24 | 1 | 6-9 | - |
5 | 1 | 1-2 | - | |
Мультимедийные технологии | 8 | 1 | 3-5 | - |
Моделирование и формализация | 8 | 1 | 10-11 | - |
Хранение, поиск и сортировка информации | 5 | 1 | 12-13 | - |
Коммуникационные технологии | 12 | 1 | 14-16 | - |
Информатизация общества | 4 | - | 17-18 | - |
Итоговое повторение | 4 | - | - | - |
Итого | 68 | 6 | 18 | - |
Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» – 1 час, «Обработка текстовой информации» – 1 час, «Обработка числовой информации» – 2 часа, «Мультимедийные технологии» – 2 часа. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.
Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10—25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Основное содержание (68 ч)
Кодирование и обработка графической информации (5 ч).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Мультимедийные технологии (8 ч).
Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Алгоритмы и исполнители (24 ч).
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
Формализация и моделирование (8 ч).
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
Хранение поиск и сортировка информации (5 ч).
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
Коммуникационные технологии (12 ч).
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Информатизация общества (4 ч)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows 7.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор WеЬ-страниц.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
уметь:
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе.
(2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
№ темы | № урока | Тема урока | Кол. час. | Сроки | |
план | факт | ||||
1 | Кодирование и обработка графической информации | 5 | |||
1 | Кодирование графической информации. | 1 | 03.09-09.09.2012 | ||
2 | Растровый графический редактор. Векторный графический редактор. Устройства ввода графических изображений. | 1 | 03.09-09.09.2012 | ||
3 | Практическая работа №1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | 1 | 10.09-16.09.2012 | ||
4 | Практическая работа №2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | 10.09-16.09.2012 | ||
5 | Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации» | 1 | 17.09-23.09.2012 | ||
Мультимедийные технологии | 8 | ||||
6 | Компьютерные презентации. | 1 | 17.09-23.09.2012 | ||
7 | Практическая работа №3 «Анимация». | 1 | 24.09-30.09.2012 | ||
8 | Демонстрация презентации. | 1 | 24.09-30.09.2012 | ||
9 | Кодирование звуковой информации. | 1 | 01.10-07.10.2012 | ||
10 | Запись изображений и звука. | 1 | 01.10-07.10.2012 | ||
11 | Практическая работа №4 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 | 08.10-14.10.2012 | ||
12 | Практическая работа №5 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | 1 | 08.10-14.10.2012 | ||
13 | Контрольная работа №2 по теме «Мультимедийные технологии» | 1 | 15.10-21.10.2012 | ||
Алгоритмы и исполнители | 24 | ||||
14 | Алгоритм. Свойства алгоритма. | 1 | 15.10-21.10.2012 | ||
15 | Способы записи алгоритмов. | 1 | 22.10-28.10.2012 | ||
16 | Исполнители алгоритмов. | 1 | 22.10-28.10.2012 | ||
17 | Алгоритмические конструкции. | 1 | 29.10-04.11.2012 | ||
18 | Решения задач «Выбор алгоритмических конструкций». | 1 | 29.10-04.11.2012 | ||
19 | Классификация языков программирования. | 1 | 12.11-18.11.2012 | ||
20 | Алгоритмы работы с величинами. | 1 | 12.11-18.11.2012 | ||
21 | Правила записи операторов. | 1 | 19.11-25.11.2012 | ||
22 | Правила записи линейной программы. | 1 | 19.11-25.11.2012 | ||
23 | Практическая работа №6 «Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения». | 1 | 26.11-02.12.2012 | ||
24 | Правила записи программы с ветвлением. | 1 | 26.11-02.12.2012 | ||
25 | Практическая работа №7 «Разработка алгоритма, содержащего оператор ветвление». | 1 | 03.12-09.12.2012 | ||
26 | Логические операции в записи алгоритмах. | 1 | 03.12-09.12.2012 | ||
27 | Правила записи циклической программы. | 1 | 10.12-16.12.2012 | ||
28 | Практическая работа №8 «Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла». | 1 | 10.12-16.12.2012 | ||
29 | Решение задач с ветвлениями и циклами. | 1 | 17.12-23.12.2012 | ||
30 | Этапы разработки программы. | 1 | 17.12-23.12.2012 | ||
31 | Функции и процедуры. | 1 | 24.12-29.12.2012 | ||
32 | Массив. | 1 | 24.12-29.12.2012 | ||
33 | Обработка одномерного массива. | 1 | 14.01-20.01.2013 | ||
34 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. | 1 | 14.01-20.01.2013 | ||
35 | Программирование символьных цепочек. | 1 | 21.01-27.01.2013 | ||
36 | Практическая работа №9 «Составление алгоритма (программы) решения задач». | 1 | 21.01-27.01.2013 | ||
37 | Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмы и исполнители» | 1 | 28.01-03.02.2013 | ||
Моделирование и формализация | 8 | ||||
38 | Формализация. Моделирование. | 1 | 28.01-03.02.2013 | ||
39 | Виды моделей. | 1 | 04.02-10.02.2013 | ||
40 | Графические модели. | 1 | 04.02-10.02.2013 | ||
41 | Практическая работа № 10 «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе». | 1 | 11.02-17.02.2013 | ||
42 | Математические модели. | 1 | 11.02-17.02.2013 | ||
43 | Табличные модели. | 1 | 18.02-24.02.2013 | ||
44 | Практическая работа № 11 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования». | 1 | 18.02-24.02.2013 | ||
45 | Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация» | 1 | 25.02-03.03.2013 | ||
5 | Хранение, поиск и сортировка информации | 5 | |||
46 | Базы данных. | 1 | 25.02-03.03.2013 | ||
47 | Практическая работа № 12 «Поиск записей в готовой базе данных». | 1 | 04.03-10.03.2013 | ||
48 | Практическая работа № 13 «Сортировка записей в готовой базе данных». | 1 | 04.03-10.03.2013 | ||
49 | Запросы. | 1 | 11.03-17.03.2013 | ||
50 | Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации» | 1 | 11.03-17.03.2013 | ||
Компьютерные коммуникации | 12 | ||||
51 | Передача информации. | 1 | 18.03-25.03.2013 | ||
52 | Информационные ресурсы. | 1 | 18.03-25.03.2013 | ||
53 | Интерактивное общение. Электронная почта. | 1 | 01.04-07.04.2013 | ||
54 | Поиск информации. | 1 | 01.04-07.04.2013 | ||
55 | Практическая работа № 14 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора». | 1 | 08.04-14.04.2013 | ||
56 | Поиск информации по ключевым словам. | 1 | 08.04-14.04.2013 | ||
57 | Web-технологии . | 1 | 15.04-21.04.2013 | ||
58 | Язык гипертекстовой разметки документов. | 1 | 15.04-21.04.2013 | ||
59 | Практическая работа № 15 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов». | 1 | 22.04-28.042013 | ||
60 | Практическая работа № 16 « Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов». | 1 | 22.04-28.042013 | ||
61 | Контрольная работа №6 по теме «Компьютерные коммуникации» | 1 | 29.04-05.05.2013 | ||
Информатизация общества | 4 | ||||
62 | Информационные ресурсы. | 1 | 29.04-05.05.2013 | ||
63 | Информационная безопасность. | 1 | 06.05-12.05.2013 | ||
64 | Практическая работа № 17 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы». | 1 | 06.05-12.05.2013 | ||
65 | Практическая работа № 18 «Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи». | 1 | 13.05-19.05.2013 | ||
8 | Итоговое повторение | 3 | |||
66 | Повторение на тему: Алгоритмы и исполнители. | 1 | 13.05-19.05.2013 | ||
67 | Повторение на тему: Хранение, поиск и сортировка информации | 1 | 20.05-26.05.2013 | ||
68 | Обобщающее повторение | 1 | 20.05-26.05.2013 | ||
ИТОГО: | 68 |
В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:
- Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2010
- Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...