Рабочая программа по информатике 10 кл
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Рабочая программа 10 кл к учебнику информатики Н.Д. Угриновича

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Данная рабочая программа базового курса охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108) и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике.

В региональном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 10-м классе предусмотрено 1 час в 10-ом классе классе. В школе добавлен за счет школьного компонента 1 час в 10-ом классе, таким образом, на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводиться 68 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Для подготовки к ЕГЭ  в 10 классе в рамках темы «Информационные модели»  выделяются 4 часа на тему «Детерминированные игры» за счет сокращения на 4 часа «Информация и информационные процессы»;

В данной рабочей программе предусматривается следующее распределение часов по темам.


Содержание программы базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса

Тема

Примерная программа

Всего часов

№ к. раб.

№ пр. работ

Информация и информационные процессы

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы,  образованные  взаимодействующими  элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации: сигнал, знак, символ. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности  знаний.  Алфавитный  подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Зашита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

12

1

Информационные модели

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления  моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование  данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемы системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Детерминированные игры.

28

1

1-8

Информационные системы

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

14

1

9-12

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

9

13-15

Итоговое повторение

5

ИТОГО

68

3

15

Практические работы:

I. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

II. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

III. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

IV. Поиск информации. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

V. Защита информации. Использование архивирования для обеспечения защиты информации.

VI. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

VII. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

VIII. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формальных исполнителей с помощью алгоритмов. Построение информационных моделей для решения поставленных задач, в том числе компьютерных (на примерах задач различных предметных областей).

IХ. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Ассеss. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Х. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка ВIOS загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.

Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
  2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
  3. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
  4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
  5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
  6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

  1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
  2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
  3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
  4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
  5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
  6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
  7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
  8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
  9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
  10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  2. автоматизации коммуникационной деятельности;
  3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе.

(2 ч. в неделю, 68 ч. в год) 


темы


урока

Тема урока

Кол. час.

Сроки

план

факт

1

Информация и информационные процессы

12

1

Введение в предмет. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.

1

03.09-09.09.2012

2

Понятие информации. Виды и свойства.

1

03.09-09.09.2012

3

Классификация информационных процессов.

1

10.09-16.09.2012

4

Количество информации.

1

10.09-16.09.2012

5

Кодирование информации.

1

17.09-23.09.2012

6

Представление информации.

1

17.09-23.09.2012

7

Хранение информации.

1

24.09-30.09.2012

8

Обработка информации.

1

24.09-30.09.2012

9

Алгоритмизация как условие автоматизации.

1

01.10-07.10.2012

10

Защита информации.

1

01.10-07.10.2012

11

Человек и информация. 

1

08.10-14.10.2012

12

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

08.10-14.10.2012

2

Информационные модели

28

13

Информационное моделирование. Информационные модели.

1

15.10-21.10.2012

14

Формы представления  моделей.

1

15.10-21.10.2012

15

Типы информационных моделей.

1

22.10-28.10.2012

16

Типы информационных моделей.

1

22.10-28.10.2012

17

Этапы построения моделей.

1

29.10-04.11.2012

18

Компьютерное моделирование.

1

29.10-04.11.2012

19

Структурирование данных.

1

12.11-18.11.2012

20

Алгоритм как модель деятельности.

1

12.11-18.11.2012

21

Гипертекст как модель.

1

19.11-25.11.2012

22

Примеры моделирования.

1

19.11-25.11.2012

23

Практическая работа №1 «Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме».

1

26.11-02.12.2012

24

 Практическая работа №2 «Исследование физических моделей. Исследование математических моделей».

1

26.11-02.12.2012

25

Практическая работа №3 «Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных Практическая работа №4 моделей».

1

03.12-09.12.2012

26

 Практическая работа №4 «Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования».

1

03.12-09.12.2012

27

Модель процесса управления

1

10.12-16.12.2012

28

Управляющее воздействие

1

10.12-16.12.2012

29

Замкнутые и разомкнутые  системы управления

1

17.12-23.12.2012

30

Сложные системы управления

1

17.12-23.12.2012

31

Использование информационных моделей

1

24.12-29.12.2012

32

Практическая работа №5 «Моделирование процессов управления в реальных системах».

1

24.12-29.12.2012

33

Практическая работа №6 «Выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков».

1

14.01-20.01.2013

34

Практическая работа №7 «Управление работой формальных исполнителей с помощью алгоритмов».

1

14.01-20.01.2013

35

Практическая работа №8 «Построение информационных моделей для решения поставленных задач, в том числе компьютерных».

1

21.01-27.01.2013

36

Виды детерминированных игр.

1

21.01-27.01.2013

37

Способы решения детерминированных игр.

1

28.01-03.02.2013

38

Построение дерева игры по заданному алгоритму

1

28.01-03.02.2013

39

Обоснование выигрышной стратегии.

1

04.02-10.02.2013

40

Контрольная работа №2 по теме «Информационные модели»

1

04.02-10.02.2013

3

Информационные системы

14

41

Базы данных.

1

11.02-17.02.2013

42

Системы управления базами данных.

1

11.02-17.02.2013

43

Создание БД.

1

18.02-24.02.2013

44

Ввод и редактирование записей.

1

18.02-24.02.2013

45

Запросы в СУБД.

1

25.02-03.03.2013

46

Сложные запросы.

1

25.02-03.03.2013

47

Обработка данных в БД.

1

04.03-10.03.2013

48

Реляционные базы данных.

1

04.03-10.03.2013

49

Связывание таблиц.

1

11.03-17.03.2013

50

Практическая работа №9 «Знакомство с системой управления базами данных Ассеss. Создание структуры табличной базы данных».

1

11.03-17.03.2013

51

Практическая работа №10 «Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных».

1

18.03-25.03.2013

52

Практическая работа №11 «Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных».

1

18.03-25.03.2013

53

Практическая работа №12 «Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач».

1

01.04-07.04.2013

54

Контрольная работа №2 по теме «Информационные системы»

1

01.04-07.04.2013

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

9

55

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

1

08.04-14.04.2013

56

Архитектуры современных компьютеров.

1

08.04-14.04.2013

57

Многообразие операционных систем.

1

15.04-21.04.2013

58

Программные средства создания информационных объектов.

1

15.04-21.04.2013

59

Организация личного информационного пространства.

1

22.04-28.042013

60

Организация защиты информации.

1

22.04-28.042013

61

Практическая работа №13 «Определение темы проекта. Поиск и сбор информации».

1

29.04-05.05.2013

62

Практическая работа №14 «Обработка и оформление найденного материала».

1

29.04-05.05.2013

63

Практическая работа №15 «Защита проекта».

1

06.05-12.05.2013

5

Итоговое повторение

5

64

Повторение на тему: Информация и информационные процессы.

1

06.05-12.05.2013

65

Повторение на тему: Информационные модели.

1

13.05-19.05.2013

66

Повторение на тему: Информационные системы.

1

13.05-19.05.2013

67

Повторение на тему: Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

1

20.05-26.05.2013

68

Обобщающее повторение

1

20.05-26.05.2013

ИТОГО:

68

Литература

  1. Федеральный Базисный Учебный План для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9.03.04г. №1312).
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 5.03.04 № 1089).
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
  4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ.

Литература для ученика

  1. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 10 класс – М. Бином. Лаборатория знаний 2010 г.
  2. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 11 класс – М. Бином. Лаборатория знаний 2010г.
  3. Н.Д. Угринович  «Практикум по  информатике и информационным технологиям» – М. Бином. Лаборатория знаний 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...