Арифметические операции в позиционных системах счисления
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Тема:
«Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Цели урока:
- содействовать ознакомлению учащихся с правилами выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления, создать условия применения теоретических знаний на практике при решении задач;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся;
- содействовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.
Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- экран;
- презентация «Арифметические операции в позиционных системах счисления»;
- карточки для проведения самостоятельной работы;
- программа-тренажер;
- программа-тестировщик А.П. Радченко «АRIF_T.EXE».
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
- Организационный этап (1 – 2 мин.)
- Проверка домашнего задания (3 – 5 мин.)
- Актуализация опорных знаний (1 – 2 мин.)
- Изучение нового материала (10 – 12 мин.)
- Первичная проверка понимания нового материала (5 – 7 мин.)
- Закрепление знаний и способов действий (10 – 15 мин.)
- Информация о домашнем задании (2 мин.)
- Подведение итогов и результатов урока (1 – 2 мин.)
Ход работы
Этапы урока | Содержание | Техника организации |
1. Организа-ционный этап | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Надеюсь, что вы все готовы к уроку. | Проверка готовности класса к уроку |
2. Проверка домашнего задания | Для начала ответьте на мои вопросы:
Что получилось в результате перевода: 0,1510= ?2 57,56010= ?16 11,45410=?8 | Беседа с учащимися Слайд 1 – 2 Слайд 3 |
3. Актуализа-ция опорных знаний | Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Сегодня мы узнаем как сложение, вычитание, умножение деление выполняются компьютером. | Объявление темы урока Слайд 4 |
4. Изучение нового материала | Арифметические операции в позиционных системах счисления Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам. Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел: 0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1, 1 + 0 = 1, 1 + 1 = 10. При сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2. Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей сложения с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие. В качестве примера сложим в столбик двоичные числа 1102 и 112. Проверим правильность вычислений сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их сложим. 1102 = 1*22 + 1*21 + 0*2° = 610 112 = 1*21 + 1*2° = 310 Теперь переведем результат двоичного сложения в десятичное число. 10012 = 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*2° = 910 Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно. Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой. 0 – 0 = 0, 0 – 1 = 1, 1 – 0 = 1, 1 – 1 = 0. Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов. В качестве примера произведем вычитание двоичных чисел 1102 и 112. Умножение. В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел: 0 0 = 0, 0 1 = 0, 1 0 = 0, 1 1 = 1. Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. В качестве примера произведём умножение двоичных чисел 1102 и 112. Деление. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. В качестве примера произведём деление двоичного числа 1102 на 112. | Объяснение нового материала идёт с опорой на материал презентации. Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
5. Первичная проверка усвоения нового материала | Выполните сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 10102 и 102. | Беседа с учащимися, выполнение практического задания у доски Слайд 9 |
6.Закрепление знаний и способов действий | Перед вами 12 примеров. Ваша задача – выполнить арифметические операции сложения и вычитания.. | Выполнение заданий самостоятель-но в тетрадях Работа в среде программы-тренажёра и программе «Arif_t.exe» |
7. Информа-ция о домашнем задании | Запишите домашнее задание:
11012+10102=? 1101101012-1010111112=? | Учащиеся записывают домашнее задание Слайд 10 |
8. Подведе-ние итогов и результаты урока | Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Что вызвало затруднения? Как бы вы оценили свою работу на уроке и почему? Оценки за урок таковы: … Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Конспект урока по теме :"Арифметические операции в позиционных системах счисления"...
Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления
Урок для интерактивной доски Smart Board/...
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
На данном уроке использован электронный образовательный ресурс fcior.edu.ru...
Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....
Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...
Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"
В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....