Модели объектов
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Кононыхина Любовь Александровна

разработка урока по информатике в 7 классе "Модели объектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект52.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Модели объектов».

Характеристика контингента учащихся: 7 класс.

Уровень изучения дисциплины: базовый.

Время урока: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с понятием модели, её свойствами и способами представления;
  2. дать понятие моделирование и его целей.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Воспитательная:

  1. Формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями.

Задачи:

  1. Формировать знания учащихся по теме «Модели объектов»
  2. подчеркнуть значение целей моделирования при создании модели объекта;
  3. показать, что модели могут не только материальными, но и нематериальными.

Метод обучения: объяснительно – иллюстрированный.

Форма обучения: групповая.

Оборудование: Компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, презентация.

Литература: 

  1. Л. Л. Боссова «Информатика и ИКТ». Учебник для 7 класса;
  2. Л. Л. Боссова «Уроки информатики». Методическое пособие.

План – урока:

I. Организационное начало урока.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

VI. Подведение итогов.

VII. Выставление оценок.

VIII. Д/З.

IX.Организационное окончание урока.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  1. Приветствие
  2. Знакомство с учениками
  3. Отметить отсутствующих
  1. Актуализация знаний.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что Вы там видите? Что заменяют эти предметы?  Для чего человек создал их? Каким общим словом их все можно назвать?

Мы все с детства пользуемся словом «модель»: модель самолета, модель машины, модель космического корабля  или подводной лодки. Модели позволяют в наглядной форме представить объекты и процессы (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения.

  1. Изучение нового материала.

И так, что же такое модель? Открываем тетради, записываем тему урока и число. Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает какие - либо его свойства. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта.

Для чего же создают модели? Объект огромный (планета Земля), объект маленький (молекула ДНК), процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания), процесс протекает медленно (старение), исследование объекта опасно для окружающих (атомный взрыв), исследование объекта может повлечь его разрушение (микроорганизмы).

Модели бывают материальные и информационные. Куклы, игрушки, скульптуры – это материальные (натурные) объекты. Текст, рисунок, схема, фотография карта, чертеж – информационные модели. Все модели обладают общим свойством – они несут информацию об объектах реальной действительности.  

Процесс создания моделей называется моделирование.

Приступать к моделированию можно тогда когда определены существенные свойства объекта. Важно также ответить на вопрос, с какой целью мы создаем модель?

Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.

Левая часть рисует цветок для учебника биологии, правая – для иллюстрации детской сказки.

Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет.

Почему мы получили разные результаты? В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели, какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.

Цели создания модели бывают разные:

  1. сохранить информацию о наблюдаемом объекте;
  2. передать информацию о нем другим людям;
  3. показать, как будет выглядеть объект, который ещё не существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит, построен;
  4. изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта – оригинала дорого, опасно или невозможно

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта – оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели.

IV. Физкультминутка

Прежде чем продолжить дальнейшую работу давайте проведем физкультминутку для глаз.  

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – направо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  1. Закрепление изученного материала.

 Я раздаю Вам карточки с заданиями, каждый из Вас должен определить, какие из моделей являются информационными, а какие натуральными. Выполнив задание, поднимите руку, будем проверять.

Теперь давайте пересядем за компьютеры. Откроем в папке Мои документы файл Портрет.doc и заполним форму словами, так чтобы получился Ваш словесный портер.

Какая модель и Вас получилась? Совершенно верно. Это информационная модель. А теперь давайте откроем программу Paint, и каждый из Вас попробует создать свой портрет, отразив на нем основные особенности вашей внешности. И так только что мы с Вами создали две модели, первая отражающая Ваш словесный портрет, а вторая Ваш внешний портрет, хотя основные особенности.

  1. Подведение итогов.

Теперь давайте вернемся за столы и разгадаем вот это маленький кроссворд.

  1. Как называются модели, которые  могу дать словесное описание оригинала? (информационные)
  2. Как называется объект, с которого делается модель? (оригинал)
  3. Как называется процесс создания модели? (моделирование)
  4. Моделью, какого объекта является кукла? (человек)
  5. Какой информационной моделью можно описать физическое явление? (формула)
  6. Как называются модели, которые передают внешний вид объекта? (материальные)
  7. Как называется упрощенное подобие объекта? (Модель)

Молодцы

  1. Выставление оценок.
  2. Д/З.

    § 2.1, РТ: № 2, 5 – 7 (ст. 38 - 43).

IX.Организационное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная модель объекта.

Конспект урока по информатике в 8 классе по теме:"Информационная модель объекта"....

Модели объектов и их назначение

Модели объектов и их назначение...

Методическая разработка урока инфорамтики "Модель объекта"

Урок информатики "Модель объекта" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс. В уроке использван материал курса "История и культура Санкт-Петербурга"....