Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт по теме

Земцевва Любовь Владимировна

 

Рабочая учебная программа по предмету

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

5-7 класс.

базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_informatika_i_ikt_bosova_5-7_klass.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

 муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №14"

Изобильненского муниципального района

 Ставропольского края

Утверждена

на заседании педагогического совета

 протокол №________________2012гг

председатель педагогического совета

 директор  МКОУ "СОШ №14" ИМР  СК

_________________ А.А. ПОЖИДАЕВ

Рабочая учебная программа по предмету

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

5-7 класс.

базовый уровень

Срок реализации программы   2012-2013 учебный год

Программа разработана на основе  "Программы для общеобразовательных учреждений"

автор М. Н. Бородин, М. БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2009г.

Учитель:  Земцева Любовь Владимировна

 Первая квалификационная категория

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Изучение информатики и ИКТ в  5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2. пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3. воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  2. организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  3. организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  2. создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  3. показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  4. расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  5. организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  6. создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  2. сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  3. сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  4. сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  5. сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  6. сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  7. сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Формы организации учебного процесса.

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести  работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;

4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов урока.

Формы контроля ЗУН.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

  1. за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  2. за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
  3. за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  1. 50-70% — «3»;
  2. 71-85% — «4»;
  3. 86-100% — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6–7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5 класс

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  7. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  8. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  9. запускать программы из меню Пуск;
  10. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  11. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  12. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  13. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  14. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  15. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  9. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  10. определять назначение файла по его расширению;
  11. выполнять основные операции с файлами;
  12. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  13. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  14. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  15. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

7 класс

Учащиеся должны:

  1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
  8. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  10. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  11. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  12. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  13. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  14. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  15. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  16. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  17. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  18. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  19. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  20. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  21. выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  22. создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  23. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5 класс (34 часа)

  1. Информация и информационные процессы (14 часов)

Информатика. Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Передача информации. Кодирование информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование. Преобразование информации. Разработка плана действий и его запись.

Контрольная работа №1

Компьютерный практикум.

4 обучающие практические работы (клавиатурный тренажер)

  1. Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса (8 часов)

История компьютера, как устроен компьютер. Организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. «Горячие клавиши». Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.

Контрольная работа №2

Компьютерный практикум.

  1. Практическая работа №1 «Садимся за компьютер»
  2. Практическая работа №2 «Цифровая клавиатура»
  3. Практическая работа №3 «Запуск программ»
  4. Практическая работа №4 «Осваиваем мышь»
  5. Практическая работа №5 «Знакомимся с компьютерными меню»
  1. Информационные технологии (12 часов)

Информационные технологии. Текст. Этапы подготовки текста на компьютере. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации Создание движущихся изображений.

Контрольная работа №3

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №6 «Ввод и редактирование текста»
  2. Практическая работа №7 «Работа с фрагментами, форматирование текста»
  3. Практическая работа №8 «Знакомство с инструментами графического редактора»
  4. Практическая работа №9 «Рисуем в среде Paint»
  5. Практическая работа №10 «Работа с графическими фрагментами»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

6 класс (34 часа)

  1. Информация и компьютер (13 часов)

Компьютер – история создания. Техника безопасности. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Изображения в памяти компьютера. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.

Контрольная работа №1

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»
  2. Практическая работа №2 «Текстовый процессор»
  3. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста»
  4. 2 обучающих практических работы (приложение «калькулятор» и «виртуальная лаборатория»)
  1. Информация и человек (13 часов)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения и подчинения. Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Контрольная работа №2

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №4 «Создаем таблицы»
  2. Практическая работа №5 «Размещение текста и графики в таблице»
  3. Практическая работа №6 «Строим диаграммы»
  4. Практическая работа №7 «Графический редактор Paint
  1. Алгоритмы и исполнители (10 часов)

Алгоритм и исполнитель. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Ветвящиеся алгоритмы. Циклические алгоритмы.

Контрольная работа №3

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №8 «Планирование работы в Paint»
  2. Практическая работа №9 «Рисуем в редакторе Word»

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7 класс (34 часа)

  1. Объекты и системы (7 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Техника безопасности. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»
  2. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
  1. Информационное моделирование (19 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Обработка словесных моделей. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. Решение задач с помощью графов.

Контрольная работа №2

Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №3 «Создаем словесные модели»
  2. Практическая работа №4 «Многоуровневые списки»
  3. Практическая работа №5 «Создаем табличные модели»
  4. Практическая работа №6 «Создаем вычислительные таблицы»
  5. Практическая работа №7 «Знакомимся с электронными таблицами»
  6. Практическая работа №8 «Создаем диаграммы и графики»
  7. Практическая работа №9 «Схемы, графы и деревья»
  1. Алгоритмизация (7 часов)

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Алгоритмические конструкции исполнителя Чертежник.

Контрольная работа №3

Компьютерный практикум

  1. Работа в среде «Исполнители»
  2. Практическая работа №10 «Процедуры Чертежника»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 5–7 КЛАССОВ

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  12. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  13. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  14. Операционная система Windows XP
  15. Пакет офисных приложений MS Office 2007

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения  материала

Дом. задание

Дата

Информация и информационные процессы (14 часов – 4 обучающие практические, 1 контрольная работа)

Вводный урок. Информатика. Информация. Т/Б

ОМ

Лекция-презентация, работа с учебником (стр. 11), инструктаж и росписи в тетради по т/б

 -

Понимание и правильное применение на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект», различение видов информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях

§ 1.1 (7-11), РТ №1 (3)

Действия с информацией. Клавиатурный тренажер.

КУ

Лекция с элементами дидактической игры, работа с учебником (стр. 13), работа за компьютерами (клавиатурный тренажер)

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки

Умение различать действия, связанные с информацией от действий, с предметами, приведение примеров действий с информацией

§ 1.2 (12-13), РТ №2 (3)

Хранение информации. Носители информации.

КУ

Лекция-презентация с элементами эвристической беседы, работа с учебником (стр. 19),

Информационный диктант (термины)

Умение различать свойства различных видов памяти, приводить примеры различных материальных носителей информации, указывать их достоинства и недостатки

§ 1.3, 1.4 (14-19), РТ №3,4 (4-5), №4 – на пятерку по желанию

Передача информации. Клавиатурный тренажер.

КУ

Лекция с элементами эвристической беседы, работа в рабочей тетради (стр. 12) 1 два примера, работа за компьютерами (клавиатурный тренажер)

Фронтальный опрос, проверка тетрадей

Иметь представление о информационном процессе обмена информации, умение схематически представлять этот процесс

§1.5 (20-24), РТ №6 (12) закончить, №7, №8 (15) по желанию на пятерку

Кодирование информации.

КУ

Лекция с элементами эвристической беседы, работа с учебником (стр. 28,30)

Коллективное разгадывание кроссворда с использованием терминологии

Иметь представление о способах кодирования информации, уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение

§1.6, 1.7 (25-30), РТ №13, 15, 18 (16-22), №22 (24) – пожеланию на пятерку

Метод координат.

КУ

Лекция, игра «Шифровальщик» (стр. 34 учебника) – по парам, работа в РТ №34 (32) – 1 вариант

Информационный диктант.

Иметь представление об одном из основных способах числового кодирования графической информации, уметь его использовать в бытовых условиях

§1.8 (31-34), РТ №34 (33-37) до конца

Текст как форма представления информации. Клавиатурный тренажер.

КУ

Лекция с элементами дидактической игры, работа за компьютерами (клавиатурный тренажер)

Самостоятельная работа (5-7 минут), проверка тетрадей

Иметь представление о тексте, как одной из форм представления информации и об его основных элементах.

§1.9 (35-36)

Табличная форма представления информации.

КУ

Лекция с элементами эвристической беседы, решение двух задач в тетрадях (в презентации)

Фронтальный опрос

Различать ситуации, в которых табличная форма представления наиболее удобна, иметь представление о правильном оформлении таблиц.

§ 1.10 (37-41), РТ №36,37 (38-39), №40 по желанию на пятерку

Наглядные формы представления информации.

КУ

Лекция-презентация, работа в РТ №41 (41)

Решение табличных задач (у доски), проверка тетрадей

Иметь представление о наглядных способах представления информации, уметь читать и составлять простейшие диаграммы

§1.11 (42-45), №42 (41)

Обработка информации. Клавиатурный тренажер.

КУ

Лекция с элементами эвристической беседы, работа за компьютерами (клавиатурный тренажер)

Индивидуальные карточки, фронтальный опрос, проверка тетрадей

Понимать, что такое обработка информации, приведение примеров, различение исходных данных от результата, умение различать два вида обработки данных.

§1.12 (46-47), РТ №35 (38) 1 два примера

Систематизация. Поиск. Кодирование.

КУ

Лекция, работа с учебником (стр. 51-53)

Решение математических задач у доски с выделением исходных данных и результата

Иметь представление об изменении формы представления информации, уметь систематизировать, сортировать и кодировать простейшие данные

§1.13 (48-53), РТ №43,44 (42-46)

Преобразование информации.

КУ

Лекция с элементами эвристической беседы, работа с учебником (стр. 60-61, №6,8).

Фронтальный опрос

Иметь представление о способах получения новой информации – путем рассуждений и по заданным правилам.

§1.14 (54-57), РТ №50 (49)

Разработка плана действий и его запись

КУ

Лекция с элементами ролевой игры, работа с учебником (стр. 62, №10), задачи из доп. литературы

Фронтальный опрос

Иметь представление о том, как разработать план действий и как удобнее его представить

§1.14 (58-62), №52 (51)

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Тестирование (термины), задачи, подобные решенным в течение периода

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

Сообщение по материалам §§ 3.1-3.9 (110-128)

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса (8 часов – 5 самостоятельных практических, 1 контрольная работа)

История компьютера, как устроен компьютер.

ОМ

Лекция-презентация, работа в РТ №4 (56)

 -

Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека, различать аппаратное и программное обеспечение компьютера

§2.1 (63-66), РТ №1,2 (54-55)

Организация рабочего места. Практическая работа №1 «Садимся за компьютер»

КУ

Лекция-презентация, игра «да-нет», работа за компьютером.

Индивидуальный опрос

Знать и понимать важность правильной организации рабочего места за компьютером, уметь правильно вводить информацию в память с помощью клавиатуры

§2.2 (67-68), мини-сочинение «что буде, если…» - по желанию на пятерку

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Т/Б

КУ

Лекция-презентация, работа в РТ №7 (58), инструктаж и росписи в тетради по т/б

Совместное разгадывание кроссворда (57 стр.), зачитывание сочинений

Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

§2.3 (69-75), РТ №6-10 (57, 61)

Клавиатура. «Горячие клавиши». Практическая работа №2 «Цифровая клавиатура»

КУ

Лекция-презентация, дидактическая игра «клавиши», работа за компьютером

Индивидуальный опрос

Иметь представление о способе управления компьютером с помощью клавиатуры

Конспект, РТ №11 (62)

Программы и файлы. Практическая работа №3 «Запуск программ»

КУ

Эвристическая беседа, объяснение-лекция, работа за компьютером

Информационный диктант

Запускать программы из меню Пуск, различать различные виды ПО по их функционал

§2.4 (76-77), РТ №17, 20 (65-66)

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа №4 «Осваиваем мышь»

КУ

Эвристическая беседа, объяснение-лекция, работа за компьютером

Фронтальный опрос, проверка тетрадей

Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна.

§2.5, 2.6 (78-81), РТ №13-16 (64-65)

Компьютерные меню запуск программ. Практическая работа №5 «Знакомимся с компьютерными меню»

КУ

Эвристическая беседа, объяснение-лекция, работа за компьютером

Фронтальный опрос

Знать способы запуска различных видов компьютерных меню, уметь владеть мышью

§2.7, 2.8 (82-87), РТ №23-26 (67-69)

Контрольная работа №2 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Тестирование (термины), практические контрольные задания

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

Сообщение по материалам §§ 3.10-3.12 (129-134)

Информационные технологии (12 часов – 5 самостоятельных практических, 1 контрольная)

Информационные технологии. Текст.

ОМ

Лекция-презентация, работа с учебником (стр. 89)

 -

Иметь представление о преимуществе компьютера для работы с текстом, отличать текстовый редактор от текстового процессора, вырабатывать навыки ввода текстовой информации

§2.9 (88-89), РТ №38-39, (74)

Этапы подготовки текста на компьютере.        

КУ

Эвристическая беседа, объяснение-лекция,

Информационный диктант

Иметь представление об основных этапах подготовки текстового документа на компьютере

§2.9 (89-92), РТ №40, 42, 44 (75-79)

Практическая работа №6 «Ввод и редактирование текста»

КУ

Лекция-презентация, работа за компьютером

Фронтальный опрос, проверка тетрадей

Уметь применять текстовый редактор для набора и редактирования простейшего текста. Иметь представление об интерфейсе текстового редактора

§2.9 (89-92), РТ №41, 43, 45 (75-79)

Практическая работа №7 «Работа с фрагментами. Форматирование текста»

КУ

Лекция-презентация, работа за компьютером

Работа по карточкам

Уметь применять текстовый редактор для набора и редактирования простейшего текста. Иметь представление об интерфейсе текстового редактора

§2.9 (92-94), РТ №46-49 (79-82)

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы

Совместное разгадывание кроссворда

Иметь представление о средствах создания компьютерной графики, сферах ее применения в жизни человека.

§2.10 (95-101), РТ №51,52 (84)

Практическая работа №8 «Знакомство с инструментами графического редактора»

КУ

Работа за компьютером

Информационный диктант, проверка тетрадей

Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков

§2.10 (101-104), РТ №53,54 (86)

Устройства ввода графической информации.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа,

Фронтальный опрос

Иметь представление о средствах ввода графической информации в память компьютера, сферах ее применения в жизни человека.

§2.10 (105-107), РТ №56 (86)

Практическая работа №9 «Рисуем в среде Paint»

КУ

Работа за компьютером

Работа по карточкам

Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков

§2.10 (104-105), РТ №57 (87)

Практическая работа №10 «Работа с графическими фрагментами»

КУ

Работа за компьютером

Работа по карточкам

Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков

§2.10 (104-105), РТ №57 (87)

Создание движущихся изображений

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа,

Фронтальный опрос

Иметь представление о средствах создания анимированной графической информации, сферах ее применения в жизни человека.

§2.11 (108-109)

Контрольная работа №3 по теме «Информационные технологии»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Тестирование (термины), практические контрольные задания

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

Сообщение по материалам §§ 3.13-3.15 (135-137)

Итоговый урок

КУ

Эвристическая беседа

 -

Обобщение материала за год

 -

Итого

34 ч.

Контрольных

3 ч.

Практических (обучающих и самостоятельных)

4+10

Условные обозначения –

ОМ – урок ознакомления с новым материалом, используется презентация, схема всего тематического раздела,

КУ – комбинированный урок, используется презентация, эвристическая беседа, компьютерный практикум, самостоятельная работа,

ПЗ – урок проверки знаний, используется тестирование, задачи теоретического и практического характера.

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения  материала

Дом. задание

Дата

Информация и компьютер (13 часов – 3 самостоятельных практических, 2 обучающих практических, 1 контрольная работа)

Компьютер – история создания. Т/Б.

ОМ

Лекция-презентация, инструктаж и росписи в тетради по т/б

 -

Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

§ 1.1 (9-10), РТ §№1,2 (3)

Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

КУ

Лекция-презентация, работа в РТ №9 (7-8), работа за компьютером

Фронтальный опрос

Определять назначение файла по его расширению, знать какие операции можно производить с файлами

§1.2 (11-15), РТ №5,7,10 (5-9)

Информация в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Текстовый процессор»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Индивидуальные карточки

Иметь представление о цифровом представлении информации в памяти компьютера

§1.3 (16-17)

Системы счисления.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №11,13 (9-10)

Фронтальный опрос

Иметь представление о различном представлении числа как математического объекта, различать позиционные и непозиционные СС

§1.3 (17), РТ №12,14 (10)

Перевод десятичных чисел в двоичную СС. Способ 1. Работа в «Виртуальной лаборатории»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Информационный диктант. Проверка тетрадей

Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления методом разности

§1.3 (18-19), РТ №16,17 (11-12)

Перевод десятичных чисел в двоичную СС. Способ 2.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы,

Работа у доски

Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления формальным методом

§1.3 (19), РТ №18,19 (12-13)

Перевод двоичных чисел в десятичную СС. Работа в приложении «Калькулятор»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Работа у доски

Уметь переводить двоичные числа в десятичную систему счисления разными способами

§1.3 (20-21), РТ №20 (13)

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Самостоятельная работа (5-7 минут), проверка тетрадей

Иметь представление о цифровом представлении текста в памяти компьютера

§1.3 (21-23), РТ №24 (17)

Кодирование текста.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №25,26 (19-20)

Фронтальный опрос

Иметь навыки кодирование и декодирования текстовых сообщений в разных кодировках

§1.3 (21-23), РТ №29-30 (23-24)

Изображения в памяти компьютера. Растровое кодирование.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №37 (29-30)

Индивидуальные карточки

Иметь представление о цифровом представлении растрового изображения в памяти компьютера

§1.3 (23-26), РТ №39 (31-32)

Изображения в памяти компьютера. Векторное кодирование.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №40 (33), 1 два варианта

Работа  у доски

Иметь представление о цифровом представлении векторного изображения в памяти компьютера

§1.3 (26-27), РТ №40 (34), 2 два варианта

Единицы измерения информации.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №43 (38)

Работа  у доски

Знать единицы измерения информации, уметь переводить их производные. Подсчитывать кол-во информации сообщения

§1.4 (29-30), РТ №42 (35-37)

Контрольная работа №1 по теме «Информация и компьютер»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольные задачи по теме

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

Сообщение по материалам §§ 4.1-4.10 (81-97)

Информация и человек (13 часов – 4 самостоятельные практические, 1 контрольная работа)

Информация и знания

ОМ

Лекция-презентация, работа в РТ №1 (39)

 -

Уметь определять информативно ли некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию

§2.1 (31-33), РТ №2,3 (39-40)

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №4 «Создаем таблицы»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Фронтальный опрос

Понимать механизм восприятия информации человеком, уметь применять текстовый процессор для создания таблиц

§2.2 (34-35), РТ №7 (41)

Понятие как форма мышления.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №8 (42)

Фронтальный опрос

Понимать смысл термина «понятие», отличать реальные объекты от понятий, существенные признаки объекта

§2.3 (36-38), РТ №10 (44)

Как образуются понятия.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 40-42)

Фронтальный опрос

Знать основные мыслительные операции, способствующие формированию понятий

§2.3 (38-42), РТ №15 (47)

Содержание и объем понятия. Т/Б. Практическая работа №5 «Размещение текста и графики в таблице»

КУ

Лекция-презентация, работа за компьютером, работа с учебником (стр. 44-45), инструктаж, запись в тетрадь по т/б

Информационный диктант, проверка тетрадей

Иметь представление об объеме и содержании понятий, уметь их различать, уметь применять текстовый процессор для создания и редактирования таблиц

§2.3 (42-45), РТ №22 (51)

Отношения между понятиями. Тождество. Пересечение. Подчинение.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №25 (53-57)

Фронтальный опрос

Приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями.

§2.3 (45-48), РТ №23 (52)

Отношения между понятиями. Соподчинение. Противоположность. Противоречие.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 51)

Работа у доски (схемы)

Приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями.

§2.3 (48-51), РТ №26 (57-58)

Определение понятия. Практическая работа №6 «Строим диаграммы»

КУ

Лекция-презентация, работа с учебником (стр. 53), работа за компьютером

Информационный диктант, проверка тетрадей

Иметь представление о том, как правильно определять понятие, уметь применять текстовый процессор для создания диаграмм

§2.3 (51-53), РТ №27 (59)

Классификация.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа в РТ №30 (63)

Фронтальный опрос

Понимать для чего нужна классификация, отличать естественную классификацию от искусственной

§2.3 (54-55), РТ 31 (64)

Суждение как форма мышления.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 58)

Фронтальный опрос

Понимать смысл термина суждение, различать необходимые и достаточные условия

§2.4 (56-58), РТ №33,

35 (66-72)

Умозаключение как форма мышления.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 60-61)

Фронтальный опрос

Понимать смысл термина умозаключение, понимать из чего состоит умозаключение и как правильно его образовывать

§2.5 (59-61), РТ №37 (73)

Обобщение по теме «Информация и человек». Практическая работа №7 «Графический редактор Paint»

КУ

Эвристическая беседа, работа за компьютером

Информационный диктант, проверка тетрадей

Понимать значение терминов понятие, суждение, умозаключение, различать их

§2.3-2.5 (36-61) - повторять

Контрольная работа №2 по теме «Информация и человек»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольные задачи по теме, тестирование (термины)

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

 -

Алгоритмы и исполнители (8 часов – 2 самостоятельные практические, 1 контрольная работа)

Что такое алгоритм

ОМ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 65)

 -

Иметь представление об алгоритмах, приводить примеры

§3.1 (62-65), №2,4 (75-77)

Исполнители вокруг нас.

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа с учебником (стр. 69)

Работа у доски

Иметь представление о многообразии исполнителей, уметь различать их особенности

§3.2 (66-69), РТ №8,9 (79-80)

Формы записи алгоритмов. Практическая работа №8 «Планирование работы в Paint»

КУ

Лекция-презентация, элементы эвристической беседы, работа за компьютером

Информационный диктант

Различать разные формы записи алгоритмов, понимать их преимущества друг перед другом

§3.3 (70-72), РТ №11 (81-82)

Линейные алгоритмы.

КУ

Лекция-презентация, работа в РТ №15 (84-85)

Фронтальный опрос

Иметь представление о линейных алгоритмах, уметь приводить примеры

§3.4 (73), РТ №25-26 (95-96)

Ветвящиеся алгоритмы. Практическая работа №9 «Рисуем в редакторе Word»

КУ

Лекция-презентация, работа за компьютером

Работа у доски

Иметь представление о ветвящихся алгоритмах, уметь приводить примеры, уметь использовать текстовый редактор для создания рисунков

§3.4 (74-76), РТ №32,33 (100-101)

Циклические алгоритмы.

КУ

Лекция-презентация, работа в РТ №40 (108)

Работа у доски

Иметь представление о циклических алгоритмах, уметь приводить примеры

§3.4 (76-78), РТ №45,46 (113-114)

Контрольная работа по теме «Элементы алгоритмизации»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольные задачи по теме, тестирование (термины)

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

 -

Итоговый урок

КУ

Эвристическая беседа

 -

Обобщение материала за год

 -

Итого

34 ч.

Контрольных

3

Практических (обучающих и самостоятельных)

2+9

Условные обозначения –

ОМ – урок ознакомления с новым материалом, используется презентация, схема всего тематического раздела,

КУ – комбинированный урок, используется презентация, эвристическая беседа, компьютерный практикум, самостоятельная работа,

ПЗ – урок проверки знаний, используется тестирование, задачи теоретического и практического характера.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения  материала

Дом. задание

Дата

Объекты и системы (7 часов – 2 самостоятельные практические, 1 контрольная работа)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Т/Б

ОМ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (стр. 10-11), работа в РТ №8 (6), инструктаж, запись в тетрадь по т/б

 -

Для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояние

§1.1, 1.2 (7-15), РТ №4 (4), №10,12 (8-9)

Отношения объектов. Разновидности и классификация объектов.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (стр. 18-19, 22-24)

фронтальный опрос, самостоятельная работа (5-7 минут, №9 (7))

Называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами, осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному признаку – основанию классификации

§1.3, 1.4 (15-24), РТ №19, 25 (14,16)

Состав объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером,

самостоятельная работа (5-7 минут, №17, 24 (13,16)), проверка тетрадей

Знать, что такое основные объекты операционной системы, уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы

§1.5 (24-29), РТ №30, 31 (19-21)

Системы объектов

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (стр. 33)

Информационный диктант

Понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект», уметь приводить примеры материальных, нематериальных, смешанных систем

§1.6 (29-33), РТ №38, 39 (24-25)

Система и окружающая среда.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (стр. 37), работа в РТ №44 (31-33)

работа  у доски (№32-34 (21-23 РТ))

Понимать смысл термина «черный ящик», отличать его входы и выходы

§1.7 (34-37), РТ №43 (26-31)

Персональный компьютер как система. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером,

фронтальный опрос

Понимать, что персональный компьютер является сложной системой, уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы

§1.8 (38-40), РТ №46-48 (34-35)

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольное тестирование (термины)

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

 -

Информационное моделирование (19 часов – 8 самостоятельных практических, 1 контрольная работа)

Модели объектов и их назначение

ОМ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №4 (39-40)

 -

Понимать смысл терминов «модель», «моделирование», иметь представление о назначении и области применения моделей, различать материальные и информационные модели, приводить их примеры

§2.1 (41-44), РТ №1,3,5 (37-40)

Информационные модели

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №12 (45), работа с учебником (стр. 49)

фронтальный опрос

Приводить примеры знаковых, образных, смешанных информационных моделей.

§2.2 (45-49), РТ №9-11 (44-45)

Словесные информационные модели. Практическая работа №3 «Создаем словесные модели»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, работа с учебником (стр. 50-53)

проверка тетрадей, фронтальный опрос

Уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний

§2.3 (49-54), РТ №20 (48)

Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Многоуровневые списки»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, работа у доски (сиквейн)

индивидуальные карточки,

Уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, умение создавать словесную информационную модель - сиквейн

§2.3 (49-54), РТ №21 (48-49)

Математические модели

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, работа с учебником (стр. 57-58)

фронтальный опрос, работа  у доски

Уметь выстраивать математические модели, выделяя исходные данные и результат, используя переменные

§2.4 (54-58), РТ 24,26 (50)

Табличные информационные модели. Практическая работа №5 «Создаем табличные модели»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером

Информационный диктант

Уметь применять текстовый процессор для создания табличных информационных моделей

РТ №28,29 (51,52)

Структура и правила оформления таблицы

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа

фронтальный опрос

Знать правила построения табличных информационных моделей, понимать преимущества табличных моделей

§2.5 (58-60), РТ №30-31 (52-53)

Простые таблицы. Т/Б

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа,  работа с учебником (стр. 60-64), работа в РТ №32 (53)

фронтальный опрос

Уметь сроить простые таблицы типа ОС и ООО, читать из них информацию

§2.5 (60-64), РТ №33,34 (54)

Сложные таблицы.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (65-68)

фронтальный опрос, индивидуальные карточки

Уметь сроить сложные таблицы типа ООН и ОСО, читать из них информацию

§2.5  (65-70), РТ №35-36 (55)

Табличное решение логических задач.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с учебником (стр. 74), работа в РТ №38 (56)

фронтальный опрос

Уметь описывать класс логических задач, которые можно решать табличным способом, совершенствовать навык решения подобных задач

§2.6 (70-75), РТ №39 (57)

Вычислительные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем вычислительные таблицы». Т/Б

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, инструктаж, запись в тетрадь по т/б

проверка тетрадей, работа  у доски

Уметь строить, создавать в текстовом редакторе и читать вычислительные таблицы

§2.7 (75-78), РТ №41 (58)

Электронные таблицы. Практическая работа №7 «Знакомимся с электронными таблицами»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером.

фронтальный опрос, работа  у доски.

Иметь представление об электронных таблицах, их элементах и среде их создания

§2.8 (79-82), РТ №43-44 (59-60)

Графики и диаграммы

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №45 (61-62), работа с учебником (стр. 92-94)

Информационный диктант.

Иметь представление о значении графиков в жизни людей, уметь читать и строить графики, различать их разновидности

§2.9 (82-84), РТ №45 (61-62) – закончить

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №8 «Создаем диаграммы и графики»

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером.

фронтальный опрос, индивидуальные карточки.

уметь читать и строить графики и диаграммы, различать их разновидности с помощью электронной таблицы

§2.9 (84-89), РТ №46 (64-65)

Визуализация многорядных данных.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №49-50 (70-72), работа с учебником (стр.95-96)

фронтальный опрос, работа  у доски.

Иметь представление о значении диаграмм в жизни людей, уметь читать и строить диаграммы, различать их разновидности

§2.9 (89-92), РТ №51-53 (72-74)

Многообразие схем

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №58 (76).

самостоятельная работа (5-7 минут)

Иметь представление о многообразии схем и их значении в жизни людей

§2,10 (97-101), РТ №56-57 (75-76)

Информационные модели на графах. Практическая работа №9 «Схемы, графы и деревья»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, работа в РТ №59-60а (77-78)

фронтальный опрос, работа  у доски.

Иметь представление об информационных моделях на графах, об их составе и разновидностях, уметь читать данные схемы и строить их посредством текстового редактора Word

§2.10 (101-104), РТ № 60б, в, 61 (78)

Деревья.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ №63 (79).

фронтальный опрос.

Иметь представление об информационных моделях на иерархических графах, уметь читать и строить данные схемы

§2.10 (104-108), РТ № 62 (78-79)

Решение задач с помощью схем.

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа в РТ № 64, 67 (80,82)

Информационный диктант.

Уметь решать логические задачи, используя различные схемы

§2.10 (108-110), РТ № 65-66,68 (80-81,83)

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольные задачи по теме, тестирование (термины)

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

 -

Алгоритмизация (7 часов – 2 обучающих, 1 самостоятельная практическая, 1 контрольная работа)

Алгоритмы. Исполнители. Чертежник.

ОМ

Лекция-презентация, эвристическая беседа.

-

Иметь представление об алгоритмах и их исполнителях, а так же познакомиться с характеристикой исполнителя «Чертежник»

§3.1, 3.2 (116-123), РТ №3а (86), №6 (88)

Управление Чертежником. Работа в среде «Исполнители»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа за компьютером, работа в РТ №7-9 (88-89).

Информационный диктант.

Знать, как управлять исполнителем «Чертежник», уметь запускать и работать в среде «Исполнители»

§3.2 (123-127), РТ №10-12 (90-91)

Использование процедур

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа.

работа  у доски, индивидуальные карточки.

Понимать, что такое «процедура», иметь представление как правильно оформлять процедуру для исполнителя «Чертежник»

§3.2 (127-129), РТ №15 (93)

Процедура. Практическая работа №10 «Процедуры Чертежника»

КУ

работа за компьютером.

проверка тетрадей, самостоятельная работа.

Закрепить умение работать в среде «Исполнители», умение составлять алгоритмы с процедурами

§3.2 (127-129), РТ №16 (93)

Цикл повторить n раз. Работа в среде «Исполнители»

КУ

Лекция-презентация, эвристическая беседа, работа с РТ № 19а, б (95) работа за компьютером.

фронтальный опрос, работа  у доски.

Понимать, что такое цикл «повторить n раз», иметь представление как правильно оформлять подобные циклы для исполнителя «Чертежник»

§3.2 (129-132), РТ № 19в, г (95-96)

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмика»

ПЗ

Контроль знаний на весь урок

Контрольные задачи по теме, тестирование (термины)

Умение сосредоточиться и показать усвоенные знания в полном объеме

 -

Итоговый урок

КУ

Итого

34 ч.

Контрольных

3

Практических (обучающих и самостоятельных)

2+11

Условные обозначения –

ОМ – урок ознакомления с новым материалом, используется презентация, схема всего тематического раздела,

КУ – комбинированный урок, используется презентация, эвристическая беседа, компьютерный практикум, самостоятельная работа,

ПЗ – урок проверки знаний, используется тестирование, задачи теоретического и практического характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...