Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?
статья (информатика и икт) по теме
На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_daet_ispolzovanie_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov_uchitelyu_i_ucheniku.doc.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Что дает использование электронных
образовательных ресурсов учителю и ученику? Кащенко Л. В.
Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?
Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь. Уокке
На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Требования высокой степени дифференциации обучения, необходимость перехода от знаниевого подхода к компетентностному не всегда согласовываются с традиционными методиками обучения. Введение новых информационных технологий и использование ЭОР нового поколения позволяют решать многие из этих проблем, учить детей жить в современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых различных проблем.
Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, используя творческий подход в применении информационных технологий на уроках. Все это способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Программно-педагогические средства образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалась их некоторая система.
Типы электронных мультимедийных изданий:
- Электронные учебники;
- Электронные энциклопедии;
- Электронные справочники;
- Электронные каталоги: рисунки, фото, иллюстрации, модели, видеоматериалы, таблицы, схемы, тематические презентации и т.д.;
- Электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)
- Обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:
- сценарии;
- моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
- Электронные тренажеры;
- Электронные тесты.
Что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся? Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. К примеру, использование тестовых оболочек позволяет экономить время на проверке работ и, самое главное, моментально сообщить результат ученику. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойно работает в своем темпе. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении, преодолевают страх перед сложностями в освоении предмета.
На этапе объяснения нового материала помимо готовых ресурсов я часто использую свои собственные разработки. В чем преимущество? Изданные и опубликованные материалы рассчитаны либо на определенный стандарт, либо отражают авторское видение решения поставленной задачи. Когда просматриваю различные ресурсы, часто возникает желание либо скомбинировать, либо адаптировать к конкретной ситуации. Тем более я четко представляю, для какой аудитории готовится конкретный материал. Ни для кого не секрет, что не только в параллели, но и в одном классе учащиеся отличаются по способности и скорости восприятия и осмысления учебного материала. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
При проведении контролирующих мероприятий удобна тестовая оболочка MyTest, используемая в лицее не один год учителями не только для проведения обучающих и промежуточных тематических контрольных и самостоятельных работ, но и для проведения итогового тестирования по предметам за год. Она позволяет формировать три типа тестовых заданий, предпочтительным из которых является тест с выбором одного верного из нескольких предложенных вариантов ответов (рекомендуется 4 варианта модельных ответов). Предусмотрена установка ограничений по времени. При проведении тренировочных работ возможно обращение к подсказкам и возврат к пропущенным вопросам. Обработка результатов производится в зависимости от установок учителя и позволяет варьировать шкалу перевода тестового балла в 5-ти бальную систему.
Проектная работа ведется как на уроках информатики, так и во внеклассной работе. Результаты этого вида деятельности регулярно представляются учащимися на различных творческих и предметных конкурсах. Самое важное, на мой взгляд, это возможность расширять границы применения и использования знаний и практических навыков, приобретенных в процессе обучения и внеурочной деятельности и самостоятельный выбор детьми среды реализации своих идей. Так, например, изучая в курсе информатики тему «Школьный конструктор сайтов» в 9 классе и «Создание Web-страниц на языке HTML» в 11 классе я знакомлю учащихся с другими вариантами создания сайтов. Некоторые учащиеся разместили свои авторские материалы в сети Интернет, были отмечены дипломами региональных конкурсов по сайтостроению.
При организации воспитательной и внеклассной работы создание различных демонстрационных материалов, сопровождающих проведение мероприятия не только позволяет усилить эффективность восприятия преподносимого материала, но и увеличивает эмоциональную составляющую. Родители с большим удовольствием просматривают отчеты и «зарисовки» о работе класса, которые я создаю к каждому родительскому собранию, подкрепляя их не только фотографиями, но и комментариями детей. Ученики принимают активное участие в создании таких подборок и с удовольствием пополняют фото-летопись класса. Каждому учащемуся приятно узнавать себя и свои работы, осознавать значимость своего личного вклада в общее творчество.
Безусловно, активное использования ЭОР приводит к изменению технологии обучения и отношений между участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, их преимущества
Статья об использовании ЭОР в образовательном процессе....
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя математики
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего
Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требую...
Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе
Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».
Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей использования их материалов в учебной ситуации...