Рабочая программа по информатике 8-9 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Учебник Угранович Н. Д. В восьмом классе один час, в девятом два часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8-9_klass.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

__________Калиева Ж.А.


«____»____________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ «Карагачская  СОШ»

    __________Кострова Т.В.


 «___»_________2012 г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 8 – 9 класса

Составитель: учитель информатики и ИКТ

Исупов А. А.

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. •        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс

Информация и информационные процессы (5 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
  2. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (10 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».
  2. Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».
  3. Практическая работа № 5  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
  4. Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».
  5. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Кодирование и обработка текстовой информации (8 часов)

Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 7  «Кодирование текстовой информации».
  2. Практическая работа № 8  «Вставка в документ формул».
  3. Практическая работа № 9  «Форматирование символов и абзацев».
  4. Практическая работа № 10  «Создание и форматирование списков».
  5. Практическая работа № 11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
  6. Практическая работа № 12 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
  7. Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Кодирование и обработка числовой информации (9 часов)

Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 14  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
  2. Практическая работа № 15  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
  3. Практическая работа № 16  «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
  4. Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов».
  5. Практическая работа № 18  «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Повторение (2 часа)

9 класс

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 уроков)

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
  2. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
  3. Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
  4. Практическая работа № 4 «Анимация»
  5. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
  6. Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (11 уроков)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 7 «Линейный алгоритм»
  2. Практическая работа № 8. «Алгоритм с ветвлением»
  3. Практическая работа № 9. «Циклический алгоритм»

Моделирование и формализация (10 уроков)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 10 «Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра»
  2.  Практическая работа № 11 «Биологическая модель развития популяций «Жертва - хищник»

Коммуникационные технологии (19 уроков)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

  1. Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  2. Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».
  3. Практическая работа № 10  «География Интернета».
  4. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
  5. Практическая работа № 12  «Работа с электроннойWeb-почтой».
  6. Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».
  7. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».
  8. Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Информатизация общества (3 часа)

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Повторение (4 часа)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  2. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  3. программный принцип работы компьютера;
  4. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  1. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  2. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  3. создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
  2. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  3. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  4. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  5. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика-8.  Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.
  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор.  знаний, 2006.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2007
  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Основное содержание

Практикум

Контроль знаний

На дом

ЦОР

Информация и информационные процессы

1

Правила ТБ при работе на ПК. Многообразие мира информации.

Урок ознакомл. с нов. материалом

понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации

Информация. Информационные объекты различных видов. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1.1

Презентация

2

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Урок ознакомл. с нов. материалом

основные составляющие схемы передачи информации

Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Код.

фронтальный опрос

1.2

Презентация

3

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Комбинированный урок

основные единицы измерения объема информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Единицы измерения количества информации

№ 1 «Вычисление кол-ва инф-и с помощью калькулятора»

тестовый контроль

1.3.1 – 1.3.2

Презентация

4

Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок

определять информационный объем текстового сообщения

Информационная емкость знака. Количество информации в сообщении.

фронтальный опрос

1.1 – 1.3

Презентация

5

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Вычисление количества информации (решение задач).

тестовый контроль

1.3

Тест

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

6

Программная обработка данных. Процессор и системная плата

Урок ознакомл. с нов. материалом

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

Программная обработка данных. Процессор и системная плата

Практическая работа № 2 Тренировка ввода информации .

фронтальный опрос

2.1 – 2.2.1

Презентация

7

Устройства ввода и вывода информации

Урок ознакомл. с нов. материалом

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера

Устройства ввода и вывода информации

фронтальный опрос

2.2.2 – 2.2.3

Презентация

8

Оперативная и долговременная память

Комбинированный урок

объяснять отличие одного вида памяти от другого

Оперативная и долговременная память

Тест, опрос

2.2.4 – 2.2.5

Тест

9

Файл

Комбинированный урок

ориентироваться в характеристиках устройств

Файл

тест

2.3.1

Презентация

10

Файловая  система

Урок ознакомл. с нов. материалом

Знать, что  такое данные, программы, как организована файловая структура. Уметь  обслуживать диски.

Файловая  система

фронтальный опрос

2.3

Презентация

11

Операционная система

Комбинированный урок

Знать состав и назначение  ОС

Операционная система

фронтальный опрос

2.4.1

Презентация

12

Прикладное программное  обеспечение

Урок ознакомл. с нов. материалом

Знать состав и назначение ППО

Прикладное программное  обеспечение

фронтальный опрос

2.4

Презентация

13

Графический интерфейс ОС

Комбинированный урок

Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой

Графический интерфейс ОС

тестовый контроль

2.5 – 2.6

Тест

14

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Комбинированный урок

Знать принцип работы антивирусных программ

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

фронтальный опрос

2.1 – 2.7

Презентация

15

Контрольная работа № 2 Компьютер – универсальное устройство обработки информации  

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Компьютер – универсальное устройство обработки информации  

тестовый контроль

2.7

Тест

Кодирование и обработка текстовой информации

16

Кодирование текстовой информации

Урок ознакомл. с нов. материалом

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков.

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации»

Тест,

3.1

Тест

17

Создание документов в текстовых редакторах

Урок ознакомл. с нов. материалом

основные объекты текстовых документов и их параметры

Текстовый редактор. Мастера и шаблоны. Способы создания документов.

Практическая работа № 9 «Создание визитных карточек на основе шаблона»

Тест, опрос

3.2

Тест

18

Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать

Урок применения знаний и умений

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа

Шаблоны. Параметры страницы. Колонтитулы и номера страниц. . Сохранение и печать документа

Практическая работа № 10 «Установка параметров страниц

фронтальный опрос

3.3 – 3.4

Презентация

19

Форматирование документа.

Комбинированный урок

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена

Форматирование документа. Списки, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты.

Практическая работа № 12 «Форматирование символов и абзацев»

фронтальный опрос

3.5

Презентация

20

Таблицы

Комбинированный урок

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа

Списки, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты

фронтальный опрос

3.6

Презентация

21

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Комбинированный урок

Использовать компьютерные словари

Компьютерные словари. Системы перевода текстов.

Практическая работа № 15 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

тестовый контроль

3.8

Тест

22

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Комбинированный урок

Уметь сканировать и распознавать «бумажний» текстовый документ

Системы оптического распознавания символов.

Тест, опрос

3.9

Тест

23

Контрольная  работа № 3 «Обработка текстовой информации»

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

тестовый контроль

3.9

Тест

Кодирование и обработка  числовой  информации

24

Кодирование числовой информации

Урок ознакомл. с нов. материалом

Знать способы кодирования чисел.

Системы счисления. Запись числа в развернутой форме.

Тест

4.1.1

Тест

25

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Уметь переводить чисел в позиционных системах счисления

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

фронтальный опрос

4.1.2

Презентация

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

Уметь складывать, вычитать, умножать числа в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления

тестовый контроль

4.1.3

Тест

27

Представление чисел в компьютере.

Урок ознакомл. с нов. материалом

Иметь представление о двоичном кодирование чисел в компьютере

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

фронтальный опрос

4.1.4

Презентация

28

Электронные таблицы

Комбинированный урок

Знать что такое эл. таблица, п-е ячейки, адреса, диапазона, листа, книги

Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст.

тестовый контроль

4.2.1-4.2.2

Презентация

29

Абсолютные и относительные ссылки..

Комбинированный урок

Знать, понимать, что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практическая работа № 21

фронтальный опрос

4.2.3

Презентация

30

Встроенные функции

Комбинированный урок

Знать алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций

Практическая работа № 22

фронтальный опрос

4.2.4

Презентация

31

Построение диаграмм и графиков.

Комбинированный урок

Знать различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Практическая работа № 23 Построение диаграмм различных типов

фронтальный опрос

4.3

Презентация

32

Контрольная работа № 4 «Кодирование и обработка  числовой  информации»

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Кодирование и обработка  числовой  информации

тестовый контроль

4.3

Тест

33

Повторение

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

тестовый контроль

1.1 – 4.3

Тест

34

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

тестовый контроль

Тест

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Основное содержание

Практикум

Контроль знаний

На дом

ЦОР

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

1

Правила ТБ при работе на ПК. Кодирование графической информации.

вводный

Знать формы представления графической информации

Пространственная дискретизация. Пиксель. Разрешающая способность.  Глубина цвета. Объем видеопамяти

Тест

§ 1.1

Презентация

2

Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.

практикум

Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий

Кодирование графической информации

Практическая работа № 1

Практическая работа

§ 1.1

Презентация

3

Растровая и векторная графика.

Изучение нового материала

знать, в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками

Растровая графика. Векторная графика. Графический редактор

фронтальный опрос

§ 1.2

Презентация

4

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

комбинированный

Знать способы создания растровых изображений, форматы графических файлов

Область рисования Технология рисования. Инструменты рисования

тестовый контроль

§ 1.3

Презентация

5

Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

практикум

Уметь создавать растровые изображения, редактировать и сохранять их.

Форматы графических файлов. Работа с объектами в векторных графических редакторах

Практическая работа № 2

тестовый контроль

§ 1.1 – 1.2

Тест

6

Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

практикум

Знать способы создания векторных  изображений, форматы графических файлов

Форматы графических файлов. Работа с объектами в векторных графических редакторах

Практическая работа № 3

тестовый контроль

§ 1.1 – 1.3

Тест

7

Растровая и векторная анимация.

Изучение нового материала

Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера

Растровая и векторная анимация

фронтальный опрос

§ 1.4

Презентация

8

Практическая работа № 4. Создание GIF и flash-анимации.

практикум

Освоить технологию создания компьютерной анимации

Создание анимации в презентации. Мультимедийные эффекты на слайдах

Практическая работа № 4

тестовый контроль

§ 1.4

Тест

9

Кодирование и обработка звуковой информации

комбинированный

Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового  файла

Звуковая информация. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы

фронтальный опрос

§ 1.5

Презентация

10

Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.

практикум

Уметь записывать звуковой файл и определять объем звукового файла и глубину кодирования звука

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа № 5

тестовый контроль

§ 1.5

Тест

11

Цифровое фото и видео.

Изучение нового материала

Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов

Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео.

фронтальный опрос

§ 1.6

Презентация

12

Практическая работа № 6 Захват и редактирование цифрового фото и видео.

практикум

Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager

Захват и редактирование цифрового видео.

Практическая работа № 6

тестовый контроль

§ 1.1 – 1.6

Тест

13

Контрольная работа № 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

контроль знаний

Применять полученные знания

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

тестовый контроль

§ 1.6

Тест

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

14

Алгоритм и его формальное исполнение.

Изучение нового материала

Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры  алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов

Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов

фронтальный опрос

Презентация

15

Основы программирования на языке Паскаль.

комбинированный

Основы программирования на языке Паскаль

фронтальный опрос

Презентация

16

Переменные: тип, имя, значение.

Изучение нового материала

Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения

Переменные: тип, имя, значение.

фронтальный опрос

Презентация

17

Арифметические, строковые и логические выражения.

комбинированный

Знать правила  построения арифметических выражений, приоритет операций

Арифметические, строковые и логические выражения.

фронтальный опрос

Презентация

18

Функции в языке программирования

комбинированный

Знать функции в языке программирования

Функции в языке программирования

фронтальный опрос

Презентация

19

Кодирование алгоритмических структур основных типов на языке программирования

комбинированный

Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем

Кодирование алгоритмических структур основных типов на языке программирования

фронтальный опрос

Презентация

20

Графические возможности языка программирования

Изучение нового материала

Уметь использовать графические возможности языка программирования

Графические возможности языка программирования

фронтальный опрос

Презентация

21

Практическая работа № 7. «Линейный алгоритм»

практикум

Уметь записывать простые алгоритмы  на языке программирования

Алгоритмическая структура «линейный алгоритм».

Практическая работа № 7

тестовый контроль

Презентация Тест

22

Практическая работа № 8. «Алгоритм с ветвлением»

практикум

Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования

Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор».

Практическая работа № 8

тестовый контроль

Презентация Тест

23

Практическая работа № 9. «Циклический алгоритм»

практикум

Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке  программирования

Алгоритмическая структура «цикл».

Практическая работа № 9

тестовый контроль

Презентация Тест

24

Контрольная работа № 2. «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

контроль знаний

Применять полученные знания

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

тестовый контроль

Тест

Моделирование и формализация

25

Моделирование, формализация, визуализация.

Изучение нового материала

Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности

Моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей.

фронтальный опрос

§ 3.1; 3.2

Презентация

26

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

комбинированный

Создавать модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить эксперименты с использованием моделей

Описательная инф. модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов.

фронтальный опрос

§ 3.3

Презентация

27

Приближенное решение уравнений.

комбинированный

Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом  и проведения компьютерных экспериментов

Приближенное решение уравнений

фронтальный опрос

§ 3.4

Презентация

28

Практическая работа № 10 «Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра».

практикум

Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом  и проведения компьютерного эксперимента

Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра»

Практическая работа № 10

тестовый контроль

§ 3.4

Тест

29

Построение геометрических моделей

комбинированный

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Построение геометрических моделей

тестовый контроль

§3.5

Тест

30

Практическая работа № 11 «Биологическая модель развития популяций «Жертва - хищник».

практикум

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Биологическая модель развития популяций «Жертва - хищник»

Практическая работа № 11

тестовый контроль

§3.5

Тест

31

Экспертные системы распознавания химических веществ.

комбинированный

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Экспертные системы распознавания химических веществ.

фронтальный опрос

§3.6

Презентация

32

Информационные модели управления объектами.

комбинированный

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов

Информационные модели управления объектами.

фронтальный опрос

§3.7

Презентация

33

Самостоятельное решение задач на моделирование ситуаций.

комбинированный

Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения экспериментов

Компьютерные модели в различных предметных областях

фронтальный опрос

§3.1-3.7

Презентация

34

Контрольная работа № 3 «Моделирование и формализация»

контроль знаний

Применять полученные знания

Моделирование и формализация

тестовый контроль

§3.7

Тест

Хранение, поиск и сортировка информации

35

Базы данных и системы управления базами данных.

Изучение нового материала

Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД,  Уметь представлять базу данных в виде таблицы,  Знать типы данных, используемых в базах данных

Базы данных. Табличная форма представления баз данных. Формы

фронтальный опрос

§ 4.1

Презентация

36

Сортировка в базах данных.

комбинированный

Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля.

Сортировка данных в столбцах и записях базы данных

фронтальный опрос

§ 4.2

Презентация

37

Практическая работа № 13 «Сортировка данных в электронных таблицах»

практикум

Уметь выполнять сортировку в БД, созданных в среде Excel

Сортировка данных в электронных таблицах

Практическая работа № 13

фронтальный опрос

§ 4.2

Презентация

38

Поиск в базах данных.

Уметь формировать простые запросы без использования логических операций

Поиск данных. Условия поиска. Сортировка данных

фронтальный опрос

§ 4.3

Презентация

39

Практическая работа № 14 «Поиск данных в электронных таблицах»

практикум

Уметь формировать запросы с использованием логических операций

Поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа № 14

фронтальный опрос

§ 4.3

Презентация

40

Практическая работа № 15 «Создание и редактирование базы данных».

практикум

Уметь создавать и описывать структуру таблицы БД

Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

Практическая работа № 15

Тест

§ 4.1-4.3

Тест

41

Контрольная работа № 4 Хранение, поиск и сортировка информации.

контроль знаний

Применять полученные знания

Хранение, поиск и сортировка информации

тестовый контроль

§ 4.3

Тест

Коммуникационные технологии

42

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

комбинированный

Знать и  понимать  принцип процесса передачи информации. Характеристики канала связи

Виды компьютерных сетей. Сетевые ресурсы. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей

Практическая работа № 16

фронтальный опрос

§ 5.1-5.2

Презентация

43

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

комбинированный

Знать виды сетей, их топологию. Иметь представление о стр-ре Интернета.

Интернет. Подключение к Интернету. Интернет-адрес. Доменная система имен

Практическая работа № 17

фронтальный опрос

§ 5.3

Презентация

44

Информационные ресурсы Интернета.

комбинированный

Иметь представление об информационных ресурсах,  предоставляемых сетью интенет

Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты.  Электронная Web-почта

Практическая работа № 18

фронтальный опрос

§ 5.4

Презентация

45

Практическая работа № 19 «Путешествие» по Всемирной паутине.

практикум

Иметь представление об информационных ресурсах,  предоставляемых сетью интернет, Уметь использовать информационные ресурсы сети интернет

Всемирная паутина. Браузеры. Адрес Web-страницы

Практическая работа № 19

Тест

§ 5.4

Тест

46

Практическая работа № 20 «Работа с электронной Web-почтой»

практикум

Знать назначение электронной почты; понятия: почтовый сервер и клиент, протокол службы, учетная запись, сообщение, папки электронной почты, загрузка и отправка сообщений, электронный почтовый ящик; понятие и структуру адреса электронной почты

Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты.  Электронная Web-почта

Практическая работа № 20

Тест

§ 5.4

Тест

47

Практическая работа № 21 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»

практикум

Уметь осуществлять загрузку файлов с серверов файловых архивов

Файловые архивы. Загрузка файлов с серверов файловых архивов

Практическая работа № 21

Тест

§ 5.4

Тест

48

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

комбинированный

Иметь представление об услугах,  предоставляемых сетью интернет

Общение в Интернете. Мобильный Интернет.  Потоковые звук и видео

Тест

§ 5.4

Тест

49

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

комбинированный

Иметь представление об информационных ресурсах,  предоставляемых сетью интернет

Поиск информации в Интернете.  Поисковые системы. Язык поисковых систем

фронтальный опрос

§ 5.5-5.6

Презентация

50

Практическая работа № 22 «Поиск информации в Интернете»

практикум

Уметь организовывать поиск и оценивать информацию из Интернета

Поиск информации в Интернете

Практическая работа № 22

Тест

§ 5.5-5.6

Тест

51

Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

Изучение нового материала

Знать основной принцип  работы в сети Интернет, основанный на ссылках, работа поисковых систем

Web-страницы. Web-сайты. Структура  Web-страницы. Язык разметки гипертекста HTML

фронтальный опрос

§5.7.1-5.7.3

Презентация

52

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

комбинированный

Знать понятие гиперссылка, основной принцип  работы в сети Интернет

Язык разметки гипертекста HTML

Тест

§5.7.4-5.7.5

Тест

53

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

комбинированный

Знать понятие гиперссылка, основной принцип  работы в сети Интернет, основанный на ссылках, работа поисковых систем

Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах

фронтальный опрос

§5.7.6-5.7.7

Презентация

54

Разработка Web-страниц с использованием языка разметки гипертекста HTML.

комбинированный

Знать назначение сайтов, уметь строить элементарные страницы сайта

Разработка Web-страниц с использованием языка разметки гипертекста HTML

фронтальный опрос

§ 5.7

Презентация

55

Практическая работа №23 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

практикум

Использовать приобретённые знания и умения для создания своего проекта

Разработка сайта с помощью языка HTML

Практическая работа №23

Тест

§ 5.7

Тест

56

Разработка собственного сайта (страницы).

практикум

Использовать приобретённые знания и умения для создания своего проекта

Разработка сайта с помощью языка HTML

Тест

§ 5.7

Тест

57

Разработка собственного сайта (страницы).

практикум

Использовать приобретённые знания и умения для создания своего проекта

Разработка сайта с помощью языка HTML

Тест

§ 5.7

Тест

58

Разработка собственного сайта (страницы).

практикум

Использовать приобретённые знания и умения для создания своего проекта

Разработка сайта с помощью языка HTML

Тест

§ 5.7

Тест

59

Разработка собственного сайта (страницы).

практикум

Использовать приобретённые знания и умения для создания своего проекта

Разработка сайта с помощью языка HTML

Тест

§ 5.1-5.7

Тест

60

Контрольная работа № 5 «Коммуникационные технологии»

контроль знаний

Применять полученные знания

Коммуникационные технологии

тестовый контроль

Тест

Информатизация общества

61

Информационное общество. Информационная культура.

Изучение нового материала

Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы, информационная культура

Информационное общество. Образовательные информационные ресурсы. Информационная культура

фронтальный опрос

§ 6.1-6.2

Презентация

62

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

комбинированный

Иметь понятие о информационной этике и праве;  безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения

. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. 

фронтальный опрос

§ 6.1-6.3

Презентация

63

Контрольная работа № 6. «Информатизация общества»

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Информатизация общества

тестовый контроль

§ 1.1-1.6

Тест

Повторение

64

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

тестовый контроль

§ 2.1-2.7

Тест

65

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

тестовый контроль

§ 3.1-3.8

Тест

66

Моделирование и формализация

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Моделирование и формализация

тестовый контроль

§ 4.1-4.3

Тест

67

Хранение, поиск и сортировка информации

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

Хранение, поиск и сортировка информации

тестовый контроль

§ 1.1-6.3

Тест

68

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний и умений

Применять полученные знания

тестовый контроль

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...