Рабочая программа по информатике 5-7 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 5-7 класс. Учебник Босова Л. Л. Один час в неделю в каждом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-7_klass.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора школы по УВР __________Калиева Ж.А. «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Карагачская СОШ» __________Кострова Т.В. «___»_________2012 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 5 – 7 класса
Составитель: учитель информатики и ИКТ
Исупов А. А.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Программа рассчитана на 102 часа (V класс – 1 час в неделю, 34 часа в год; VI класс - 1 час в неделю, 34 часа в год; VII класс - 1 час в неделю, 34 часа в год). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных практических работ – 12
- проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
- работ практикума – 50
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- текстового процессора Word;
- графических редакторов: Paint, Crauola;
- пакета презентационной графики PowerPoint;
- методических разработок автора программы с сайта lbz@aha.ru.
а также дополнительная литература:
- Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
- Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ | Тема | Компетенции |
1 | Компьютер для начинающих | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
2 | Информация вокруг нас | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
3 | Информационные технологии | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
4 | Компьютер и информация | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
5 | Человек и информация | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
6 | Элементы алгоритмизации | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая |
7 | Объекты и их имена | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
8 | Информационное моделирование | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
9 | Алгоритмизация | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая |
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
1. Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
2. Содержание курса V-VII классов (102 часа)
V класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер для начинающих (8 ч)
Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
2. Информация вокруг нас (15 ч)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
3. Информационные технологии (10 ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
VI класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер и информация (11 ч)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (Open Office Write).
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (Open Office Write).
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
VII класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Объекты и их имена (6 ч)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» (Linux).
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (7 ч)
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
3. Требования к подготовке школьников
V класс
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
VI класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
VII класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
4. Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Формы обучения | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Практикум | Контроль знаний | Домашнее задание | ЦОР |
1 | Информация– Компьютер– Информатика. Техника безопасности на уроках информатики. | лекция | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление об информации и информатике. Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Уметь набирать слова, используя клавиатуру | Информация, данные, информатика, компьютер | 1.1 №1, 2 - стр. 3 | Презентация «Как хранят информацию в компьютере» |
2 | Как устроен компьютер | ознакомления с новым материалом | Уметь набирать слова, используя клавиатуру. Знать основные элементы компьютера и их назначение. | Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | тестирование, фронтальный опрос | 2.1, 2.2. № 1 – стр. 54 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш | ознакомления с новым материалом | Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Знать группы клавиш, их назначение | Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш | Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой». | пошаговый контроль | 2.3 (1, 2) 59 |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | Комбинированный урок | Программированное | Знать метод 10-пальцевого набора текста. Уметь набирать текст, используя клавиатуру. | Символьная клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре | Клавиатурный тренажер (1-8). | фронтальный опрос | 2.3 (3) №9 – стр. 60, №12 – стр. 63 | Презентация «Как хранят информацию |
5 | Программы и файлы. | ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению. Уметь набирать текст, используя клавиатуру | Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл | Клавиатурный тренажер в режиме игры | тест, опрос | 2.4 №5 – стр. 57 |
6 | Рабочий стол. Управление мышью | Комбинированный урок | Программированное | Знать элементы рабочего стола. Уметь перемещать объекты, оперировать с окнами. | Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью | Практическая работа №2 «Осваиваем мышь». | пошаговый контроль | 2.5, 2.6 №13, 15 |
7 | Главное меню. Запуск программ | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о структуре главного меню. Уметь запускать и закрывать программы (приложения) | Меню, главное меню, окно, элементы окна. | Практическая работа №3 «Запускаем программы.». | фронтальный опрос, | 2.7 №16, №17 – стр. 65, №22, б) – стр. 67 | Презентация «Как хранят информацию в компьютере» |
8 | Управление компьютером с помощью меню. Контрольная работа №1 | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню. Уметь выполнять упр. операции | Раскрывающееся меню, контекстное диалоговое меню, | Практическая работа №4 «Знакомимся с меню». | пошаговый контроль | 2.8 | Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml |
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление об информации, ее видах, приемах ее обработки. Знать основные действия оперирования с информацией | Информация, действия с информацией, оперативная память, внешняя память | Логическая игра (тренировка памяти). | тесты | 1.2, 1.3 №4 – стр. 5 | Презентация «Хранение информации» |
10 | Носители информации. | Комбинированный урок | Программированное | Знать основные виды носителей информации. Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различных носителях. Уметь набирать слова, используя клавиатуру | Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | тесты | 1.4 №3 – стр. 4 | Презентация «Носители информации» |
11 | Передача информации. | Комбинированный урок | Программированное | Знать схему передачи информации. Иметь представление о канале связи. Уметь набирать текст | Источник информации, информационный канал, приемник информации | Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | фронтальный опрос | 1.5 №6 – стр. 12, №7 – стр. 13 | Презентации «Передача информации», «Средства передачи информации» |
12 | Кодирование информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации. Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов | Условный знак, код, кодирование | тестирование | 1.6 №14-19 - стр. 17-23 | Презентация «В мире кодов» |
13 | Формы представления информации. Метод координат. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости | Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования | пошаговый контроль | 1.7 №31-32 - стр. 30, №34 – стр. 32-37 | Игра «Морской бой» |
14 | Текст как форма представления информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о структуре и элементах текста. Знать основные элементы текста Уметь определять элементы текста | Текст, текстовая форма представления информации | Логическая игра. | фронтальный опрос | 1.9 №10-12 – стр. 16, №35 – стр. 38 | Презентация «Текстовые документы» (ч.1) |
15 | Табличная форма представления информации. | Урок проверки и коррекции знаний | проблемное | Иметь представление о табличной форме представления информации. Знать основные элементы таблиц (ячейка, столбец, строка) Уметь представлять информацию в табличном виде | Таблица, графа таблицы, строка таблицы | Игра «Морской бой» | пошаговый контроль, тестирование | 1.10 №37, 38 – стр. 39 | Презентация «Табличный способ решения логических задач» |
16 | Наглядные формы представления информации. Контрольная работа №2. | Урок проверки знаний и умений | программированное | Иметь представление о наглядных формах представления информации. Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы | Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации | итоговый контроль | 1.11 №42 – стр. 41 | Презентация «Наглядные формы представления информации», интерактивные тесты |
17 | Обработка информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Знать способы обработки текстовой, числовой информации. Уметь выполнять действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора | Информация, обработка информации, информационная задача | Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. | фронтальный опрос, пошаговый контроль | 1.12 №38, 39 – стр. 74, №33 – стр. 31 | Презентации «Обработка информации» |
18 | Обработка текстовой информации. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Знать основные операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текстовой информации в текстовом редакторе | Текстовый редактор, текстовый процессор, документ | Практическая работа №6. Вводим текст. | тест, пошаговый контроль | 2.9 (1) №38 и №39 – стр. 74, №33 – стр. 31 | Презентация «Текстовые документы»(ч. 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. |
19 | Обработка текстовой информации. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Иметь представление о редактировании текста. Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов) | Редактирование, вставка, замена, удаление | Практическая работа №7. Редактируем текст. | тестирование | 2.9 (2) №40-43 – стр. 75-77, №45 - стр. 79 | Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (ч. 2), |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о способах обработки текстовой информации. Уметь редактировать текст (удаление фрагментов текста, исправление ошибок, вставка. копирование и перемещение символов и фрагментов текста) | Фрагмент, буфер | Практическая работа №8. Редактируем текст. | пошаговый контроль | 2.9 (2) №№46-48 – стр. 79-82 | Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2) |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. | Комбинированный урок | Программированное | Уметь редактировать текст (удаление фрагментов текста, исправление ошибок, вставка. копирование и перемещение символов и фрагментов текста) Иметь представление о поиске информации. Уметь составить простой запрос для базы данных | Редактирование, поиск, замена | Практическая работа №8. Редактируем текст. | пошаговый контроль | 2.9 (2), 1.13 (2) №44 – стр. 78 | Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf. |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Знать формы представления информации; способы систематизации информации Уметь систематизировать инф. | Информация, обработка информации, систематизация, сортировка. | тестирование, опрос | 1.13 (1) № 43 --47 – стр. 46-48 |
23 | Форматирование – изменение формы представления информации. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о форматировании текста. Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта | Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание | Практическая работа №9. Форматируем текст. | пошаговый контроль | 1.13 (2) №49 – стр. 82, №50 – стр. 83 | Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2), |
24 | Компьютерная графика. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении. Знать виды инструментов рисовании. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач | Компьютерная графика, графический редактор | Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами рисования графического редактора. | фронтальный опрос | 2.10 (1) №№51-52 – стр. 84 | Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. |
25 | Инструменты графического редактора | Комбинированный урок | Программированное | Знать виды инструментов рисовании. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач | Обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор | Практическая работа №11. Начинаем рисовать. | тестирование | 2.10 (2) №55-56 – стр. 86-87 |
26 | Обработка графической информации. Контрольная работа №3 | Комбинированный урок | Программированное | Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты и палитру | Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет | Практическая работа №11. Начинаем рисовать. | пошаговый контроль | 2.10 | интерактивные тесты. |
27 | Обработка текстовой и графической информации. | Урок закрепления изученного | проблемное | Уметь создавать комбинированный документ, содержащий текстовую и графическую информацию. Иметь представление о структуре комбинированного документа | Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ | Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. | проверочная пр. работа | 2.9, 2.10 №53 – стр. 85 | Образец выполнения задания—рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) |
28 | Преобразование информации. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий | Входная и выходная информация, правило преобразования информации | Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. | фр.опрос | 1.14 (1) №49 – стр.49, | Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | Комбинированный урок | Программированное | Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов | Входная и выходная информация, логические рассуждения | Практическая работа№13. Работаем с графическими фрагментами. | тестирование | 1.14 (2) №39-40 – стр. 40, №57 – стр. 87 | Логическая игра «Переливашки» |
30 | Разработка плана действий и его запись. | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме. Уметь выполнять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов | Информационная задача, входные и выходные данные, план действий | Логическая игра «Черный ящик» | пошаговый контроль | 1.14 (3) №53 – стр. 52 |
31 | Разработка плана действий и его запись. | Урок закрепления изученного | проблемное | Знать способы записи алгоритмов. Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. Уметь определять условие для алгоритмов разных структур. | Информационная задача, входные и выходные данные, план действий | Логическая игра «Переправа» | пошаговый контроль | 1.14 №52 – стр. 51, №54 – стр. 53 | Логическая игра «Переливашки» |
32 | Контрольная работа №4. Создание движущихся изображений. | Урок проверки знаний и умений | Программированное | Иметь представление о движении изображения. Уметь в презентации задать анимацию объектов | Сюжет, видеосюжет | Практическая работа №14. Анимация (начало) | проверочная работа | 2.11 | Интерактивные тесты |
33 | Создание движущихся изображений. | Комбинированный урок | проектный | Уметь в презентации задать анимацию объектов | Анимация, настройка анимации | Практическая работа №14. Анимация (завершение) | самоконтроль | 2.11 |
34 | Создание проекта | Комбинированный урок | Проектный | Уметь в презентации задать анимацию объектов | Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». | самоконтроль |
6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Формы обучения | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Практикум | Контроль знаний | Дом. задание | Примечание (ЦОР) |
1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности | ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Знать и соблюдать требования безопасности в работе со средствами ИКТ. Уметь различные виды информации, приводить примеры обработки информации | Информация, данные, информатика, компьютер | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1.1 №1,2 – стр. 3 | Презентации: «Компьютер и информация»; «Техника безопасности», «История выч.техники». |
2 | Файлы и папки | Комбинированный урок | программированное | Иметь представления о программном обеспечении, ОС. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами. Уметь работать с папками | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер | Практ. раб. №1. Работаем с файлами и папками | тестирование, фронтальный опрос | 1.2 №6 – стр.5; №7 – стр.6 | Презентации «Как хранят информацию в компьютере»; «Файлы и папки» |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представления о формах представления информации, знать виды объектов текстовой информации. Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание. | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления | Практ. раб. №2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 1). | пошаговый контроль | 1.3 4.3 №12, 14 – стр. 10, №15), №16 – стр. 11 | Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (ч 1) |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | ознакомления с новым материалом | Программированное | Знать и уметь различать виды систем счисления. Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных ССЧ; выполнять базовые операции с текстом | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Практ. работа №2 Знакомимся с текстовым редактором Word (зад. 2). | фронтальный опрос | 1.3 (стр. 18-19) №17, 18 – стр. 12 | Презент. «Цифровые данные»; (часть 1) |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. | Урок применения знаний и умений | проблемное | Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот. Уметь выполнять операции перевода с помощью Калькулятора | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Работа с приложением Калькулятор. | тест, опрос | 1.3 №21 – стр. 14-15 | Презент. «Цифровые данные» (ч.1) |
6 | Тексты в памяти компьютера. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать надписи | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Практ. раб. №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (зад.1) | пошаговый контроль | 1.3 (стр. 21-23) №25 –№26 – №29 –, №30 – | Презент. «Цифровые данные» (ч.2) |
7 | Кодирование текстовой информации | Комбинированный урок | Программированное | Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать надписи | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Практ. раб. №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (зад. 2) | фронтальный опрос, | 1.3 (стр. 21-23) №№32-35 – стр. 25-28 | Презент. «Цифровые данные» (ч.2); |
8 | Практическая контрольная работа №1. Создание документов в текстовом процессоре Word. | Урок проверки знаний и умений | Программированное | Уметь создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу | Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа | Практическая контрольная работа | пошаговый контроль | Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc |
9 | Растровое кодирование графической информации | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о способах кодирования изображения | Графический объект, пиксель, растровое кодирование | опрос | 1.3 (стр. 23-26) №37, 39, №38 | Презент. «Цифровые данные» |
10 | Векторное кодирование графической информации | ознакомления с новым материалом | Программированное | Иметь представление о способах кодирования графической информации. Уметь создавать нумерованные списки | Нумерованный список, векторное кодирование | Практ. раб. №4. Нумерованные списки | тесты | 1.3 №40, №41 | Презент. «Цифровые данные» (часть 3); |
11 | Единицы измерения информации. Контрольная работа | Комбинированный урок | Программированное | Знать связь между единицами измерения информации. Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Уметь создавать нумерованные списки. | Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список | Практ. раб. №5. Маркированные списки. | фронтальный опрос | 1.4 №43,44 – стр. 38 | Презент. «Как хранят информацию в компьютере»; «Единицы измерения информации» |
12 | Информация и знания | Урок проверки знаний и умений | Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста. Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках | Информация, информативность, знание, факт, правило | Практ. раб. №6. Создаем таблицы (задания 1-2) | тестирование | 2.1 №№1-6 – стр. 39-41 | Презент. «Информация и знания» |
13 | Чувственное познание окружающего мира | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Знать способы познания человеком мира через органы чувств. Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять, добавлять ячейки, строки, столбцы | Ощущение, восприятие, представление | Практ. раб. №6. Создаем таблицы (зад.3-4). | пошаговый контроль | 2.2 №7 – стр. 41 | Презент. «Чувственное познание»; |
14 | Понятие как форма мышления | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии. Уметь получать информацию из таблиц, схем, диаграмм; менять местоположение и размещение в тексте графических объектов | Логика, объект, признак, понятие | Практ. раб. №7. Размещаем текст и графику в таблице. | фронтальный опрос | 2.3 №9, №10 – стр. 43-44 | Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc |
15 | Как образуются понятия | Комбинированный урок | проблемное | Иметь представление о механизмах образования понятий. Знать логические приемы оперирования с понятием. Уметь создавать диаграммы | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение | Практ. раб. №8. Строим диаграммы (задание 1-2). | пошаговый контроль, тестирование | 2.3 (стр. 38-40) №11 – стр. 45, №17 – | Презент. «Понятие» (часть 2); |
16 | Структурирование и визуализация информации | Комбинированный урок | программированное | Знать отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты. Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов. | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление | Практическая контрольная работа. | итоговый контроль | Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc |
17 | Содержание и объем понятия | Комбинированный урок | программированное | Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи. | Содержание понятия, объем понятия, единичное и общее понятие | Практ. раб. №8. Строим диаграммы (задания 3-5) | фронтальный опрос, пошаговый контроль | 1.3 (стр. 23-26) №37, 39, №38 | Презент. «Содержание и объем понятия» |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о возможности сравнения понятий. Уметь редактировать значения данных в диаграммах | Отношения тождества, отношения, подчинения | Практ. раб. №9. Изучаем графический редактор Paint (зад 1-3) | тест, пошаговый контроль | 1.3 №40, №41 стр. 32-35 | Презент. «Отношения между понятиями» (ч 1) |
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности | Комбинированный урок | Программированное | Уметь устанавливать логические отношения. Знать возможности простого графического редактора. Уметь создавать рисунок, используя инструменты | Отношения соподчинения, противоречия, противоположности | Практ. раб. №9. Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7) | тестирование | 1.4 №43,44 – стр. 38 | Презент. «Отношения между понятиями» (часть 2) |
20 | Определение понятия. | Комбинированный урок | Программированное | Знать виды определений, требования к построению родовидового определения. Уметь создавать рисунок, используя графический редактор, преобразовывать рисунок | Понятие, определение понятия | Практ. раб. №10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3) | пошаговый контроль | 2.1 №№1-6 – стр. 39-41 | Презент. «Понятие» |
21 | Классификация | Комбинированный урок | Программированное | Знать требования к классификации, признаки классификации. Уметь классифицировать понятия по определенному признаку | Классификация, основание классификации, естественная и вспомогательная классификация | Практ. раб. №10. Планируем работу в графическом редакторе (4-6). | пошаговый контроль | 2.2 №7 – стр. 41 |
22 | Суждение как форма мышления | Урок – ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Иметь представление о суждениях как формах мышления. Знать виды суждений. Уметь создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие | Практ. раб. №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3) | тестирование, опрос | 2.3 №9, №10 – стр. 43-44 | Презент. «Суждение»; файл Домик.doc |
23 | Умозаключение как форма мышления | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление об умозаключениях. Знать правила получения умозаключений. Уметь встраивать текст рисунки из коллекций | Умозаключение | Практ. раб. №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6). | пошаговый контроль | 2.3 (стр. 38-40) №11 – стр. 45, №17 – стр. 48 | Презент. «Умозаключение»; файл Конструктор.doc |
24 | Контрольная работа №3. Что такое алгоритм | Урок проверки знаний и умений | Объяснительно-иллюстративное | Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь приводить примеры алгоритмов | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм | Практ. раб. №12 «Рисунок на свободную тему» | контроль знаний и умений | Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; |
25 | Исполнители вокруг нас. | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление об исполнителях и сочинителях, системе команд исполнителя, о формальном исполнении алгоритма. Уметь пошагово исполнять алгоритм | Исполнитель, система команд исполнителя | Логическая игра «Переливашки» | тестирование | 1.3 (стр. 23-26) №37, 39, №38 стр.29-32 | Презент. «Алгоритмы и исполнители» (часть 1), виртуальная лаборатория «Переливашки» |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | Комбинированный урок | Программированное | Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначение блоков. Уметь записывать алгоритм известным способом | Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема | Практическая контрольная работа. Практ. раб. №18 | пошаговый контроль | 1.3 №40, №41 – стр. 32-35 | Презент. «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); |
27 | Линейные алгоритмы | Урок закрепления изученного | проблемное | Знать правила записи линейного алгоритма, обозначение блоков Уметь составлять линейные алгоритмы | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Практ. раб. №13 «PowerPoint. Часы» | проверочная пр. работа | Презентации «Алгоритмы и исполнители»; «Типы алгоритмов» |
28 | Разработка линейного алгоритма | Урок применения знаний и умений | проектное | Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различными способами, пошагово выполнять линейные алгоритмы | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Практ. раб. №13 «PowerPoint. Часы» | фр.опрос | 3.4 (стр. 73) №27 – стр. 97 | Образец задания - Город.ppt, |
29 | Алгоритмы с ветвлениями | Комбинированный урок | Программированное | Иметь представление о разветвленном алгоритме, знать правила записи алгоритма, обозначение блоков. Уметь составлять алгоритмы ветвления, записывать их различными способами. Уметь составлять презентации, используя алгоритм ветвления. | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Практ. раб. №14«PowerPoint. Времена года». | тестирование | №28 – стр. 97 | Образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt |
30 | Разработка алгоритма ветвления | комбинированный урок | проектное | Уметь составлять алгоритмы ветвления, записывать их различными способами. Уметь реализовывать условные и безусловные переходы. | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Практ. раб. №14«PowerPoint. Времена года». | пошаговый контроль | 3.4 (стр. 74-76) №№34-35 – стр. 102-103 | Образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, |
31 | Циклические алгоритмы | комбинированный урок | проектное | Знать понятие цикла, его разновидности. Уметь составлять циклические алгоритмы, выполнять их | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Практ. раб. №15. «PowerPoint. Скакалочка». | пошаговый контроль | 3.4 (стр. 76-77) №44 – стр. 110-111 | Презентации «Алгоритмы и исполнители»; «Типы алгоритмов» |
32 | Разработка циклического алгоритма | Урок применения знаний и умений | Программированное | Уметь составлять циклические алгоритмы, выполнять их | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Практ. раб. №15. «PowerPoint. Скакалочка». | проверочная работа | №№45-46 – стр. 112-113 | Образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt |
33 | Контрольная работа №4. Систематизация информации. | урок проверки знаний | проектный | Иметь представление о файловой системе. Уметь выполнять основные операции с файлами и папками | Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема. | Практ. раб. №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | тестовый контроль | Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc |
34 | Составление проектов социально-значимых | Комбинированный урок | Проектный | Практ. раб. №17 «Создаем слайд-шоу» | самоконтроль |
7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Формы обучения | Цель | Основные понятия | Практикум | Контроль знаний | Дом. задание | ЦОР |
Объекты и системы |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. | Урок ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Обеспечить усвоение техники безопасности и санитарных норм при работе за ПК. Обобщить представления об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах операционной системы | Объект, общее имя объекта, единичное имя объекта. | Практ. раб. №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | Введение, §1.1,§1.2 | Плакат «Техника безопасности». Презент. «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | Комбинированный урок | Обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы | Объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». | Практ. раб. №2 «Работаем с объектами файловой системы» | тестирование, фронтальный опрос | §1.3, §1.4 | Презент. «Отношения объектов». Файл Описание.doc |
3 | Состав объектов. | Комбинированный урок | Закрепить представления об отношениях объектов; повторить основные приёмы создания текстовых объектов | Объект, отношение, имя отношения, отношение «входит в состав» | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3) | пошаговый контроль | §1.5 | Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc |
4 | Системы объектов. | Комбинированный урок | Программированное | Обобщить представления школьников о системах объектов; освоить новые приёмы создания текстовых объектов | Система, структура, системный подход, системный эффект. | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6) | фронтальный опрос | §1.6 | Презент. «Системы объектов». |
5 | Система и окружающая среда. | Урок применения знаний и умений | Объяснительно-иллюстративное | Углубить представления школьников о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды; освоить новые приёмы создания текстовых объектов | Система, структура, среда, входы/выходы системы. | Практ. раб. №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9) | тест, опрос | §1.7 | Презент. «Системы объектов». |
6 | Контрольная работа №1. Персональный компьютер как система. | Урок проверки знаний и умений | Программированное | Закрепить представления школьников о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе. Проверить знания по теме «Объекты и системы». | Аппаратное обеспе-чение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс. | пошаговый контроль | §1.8 | Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml. Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc |
Информационное моделирование |
7 | Модели объектов и их назначение. | Комбинированный урок | Программированное | Обобщить сведения по теме «Объекты и системы»; сформировать представления учащихся о моделях и моделировании | Модель, моделирование, натурная модель, информационная модель. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3). | фронтальный опрос, | §2.1 | Презент. «Модели объектов». |
8 | Информационные модели. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Уточнить представления учащихся об информационных моделях; повторить прием работы со средствами векторной графики текстового процессора | Модель, информационная модель. | Практ. раб. №11. | пошаговый контроль | §2.2 | Презент. «Информационные модели» |
9 | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях | Модель, информационная модель, словесная информационная модель. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5) | тесты | §2.3 |
10 | Работа со словесными информационными моделями. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях; проверить знания по изученному материалу раздела «Информационное моделирование». | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, аннотация, конспект. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7) | тесты | §2.3 |
11 | Создание и оформление словесных информационных моделей. | Урок применения знаний и умений | Программированное | Дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования. | Практ. раб. №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9) | фронтальный опрос | §2.3 | Файлы Слова.doc, Текст.doc |
12 | Многоуровневые списки. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | сформировать навыки создания многоуровневых списков | Информационная модель, словесная информационная модель, многоуровневый список. | Практ. раб. №5 «Многоуровневые списки» | тестирование | §2.3 | Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, |
13 | Математические модели. Контрольная работа №2. | Урок проверки знаний и умений | Объяснительно-иллюстративное | Проверить степень сформированности умений и навыков | Модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель. | пошаговый контроль | §2.4 | Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml. |
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | Урок ознакомления с новым материалом | Объяснительно-иллюстративное | Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2) | фронтальный опрос | §2.5(1) | Презент. «Табличные информационные модели». Файл Природа России.doc |
15 | Простые таблицы. | Комбинированный урок | проблемное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4) | пошаговый контроль, тестирование | §2.5(2) |
16 | Сложные таблицы. | Комбинированный урок | программированное | Расширить и систематизировать представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о сложных таблицах, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6) | итоговый контроль | §2.5(3) |
17 | Табличное решение логических задач. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц | Информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие. | Практ. раб. №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | фронтальный опрос, пошаговый контроль | §2.6 |
18 | Вычислительные таблицы. | Комбинированный урок | Программированное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word» | тест, пошаговый контроль | §2.7 |
19 | Знакомство с электронными таблицами. | Урок ознакомления с новым материалом | Программированное | Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3) | тестирование | §2.8 | Файл Температура.xls |
20 | Работа с электронными таблицами. | Комбинированный урок | Программированное | Закрепить навыки работы с электронными таблицами | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Практ. раб. №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6) | пошаговый контроль | §2.8 |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | Комбинированный урок | Программированное | Сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, график, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7) | пошаговый контроль | §2.9 (1,2) | Презент. «Графики и диаграммы». Файл Температура.xls |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3). | тестирование, опрос | §2.9 (3) | Презент. «Графики и диаграммы» |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. | Урок закрепления изученного | Программированное | Расширить представления учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Практ. раб. №9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4). | пошаговый контроль | §2.9 (4) | Презент. «Графики и диаграммы» |
24 | Многообразие схем. | Урок ознакомления с новым материалом. | Объяснительно-иллюстративное | Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем | Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2). | фронтальный опрос | §2.10 (1) | Презент. «Схемы». Файл Солнечная система.doc |
25 | Информационные модели на графах. | Комбинированный урок | Программированное | Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы, развить умения построения схем | Схема, граф, вершина дуга, ребро, путь, сеть. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5) | тестирование | §2.10 (2) | Презент. «Графы». Файл Поездка.doc. |
26 | Деревья. Контрольная работа №3. | Урок проверки знаний и умений | Программированное | Сформировать у учащихся представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы Проверить качество усвоения учебного материала по теме | Иерархия, иерархическая система, граф, дерево. | Практ. раб. №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7) | пошаговый контроль | §2.10 (2,3) | Презент. «Графы». |
Алгоритмика |
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. | Урок ознакомления с новым материалом. | проблемное | Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов | Исполнитель, формальный и неформальный исполнитель, круг решаемых исполнителем задач, среда, система команд, система отказов, режимы работы исполнителя, управление. | Работа в среде «Алгоритмика» | проверочная пр. работа | §3.1, §3.2(1, 2) | Презент. «Алгоритм— модель деятельности исполнителя». Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Научить использовать при описании алгоритмов исполнителя Чертежник. Научить использовать вспомогательные алгоритмы | Исполнитель, формальный исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура. | Работа в среде «Алгоритмика» | фр.опрос | §3.2(3) | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». | Комбинированный урок | Программированное | Развивать представления учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах и выработать навыки их разработки | Исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз». | Работа в среде «Алгоритмика» | тестирование | §3.2(4) | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. | Комбинированный урок | Объяснительно-иллюстративное | Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз». | Работа в среде «Алгоритмика» | пошаговый контроль | §3.3(1) | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». | Комбинированный урок | проблемное | Отработать общие действия, выполняемые исполнителем алгоритмов | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Работа в среде «Алгоритмика» | пошаговый контроль | §3.3(2, 4) | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. | Комбинированный урок | Программированное | Сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Работа в среде «Алгоритмика» | проверочная работа | §3.3 (5) | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
33 | Контрольная работа №4. | Урок проверки знаний и умений | программированное | Проверить степень сформированности умений и навыков | Исполнитель, управление, алгоритм. | Проверочная работа | самоконтроль | Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc |
34 | Итоговый проект. | Урок - практикум | Проектный | Сравнить и обсудить с учащимися первоначальной идеи и окончательного варианта проекта. Обучить защите проектов | Практ. раб. №12. | самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...