Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»
статья по информатике и икт (11 класс) по теме
В данной статье описаны задачи и вопросы, решение которых необходимые для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по информатике выпускниками школы.
Особое внимание уделяется решению заданий по теме "Логика", показан один из способов решения логических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по информатике | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»
учитель информатики и ИКТ Предвечная Алия Нуховна
МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники школы сдают на добровольной основе по своему выбору.
В МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район», где я работаю учителем информатики и ИКТ, большинство моих учеников нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен.
Подготовка выпускников к ЕГЭ – дело ответственное, поэтому я ставлю перед собой немало задач и вопросов.
- Организовать дополнительные занятия для учащихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по информатике».
- Познакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Провести пробный экзамен, используя задания предыдущих лет.
- При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.
- С помощью тестов оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Познакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru., что позволят ребятам рационально использовать время, отведенное на выполнение заданий.
- Формирование у учащихся положительной мотивации и предупреждение стрессовых ситуаций.
Одним из тематических блоков, составляющих экзаменационную работу по информатике и ИКТ, является блок «Основы логики». Часть А содержит 3 задания по данной теме, а часть В - 2 задания.
В результате обучения по данной теме учащиеся:
- Знают логические операции и их таблицы истинности;
- Умеют строить таблицы истинности для сложных высказываний;
- Знают основные логические законы и умеют их применять для преобразования логических выражений;
- умеют решать текстовые логические задачи алгебраическим, табличным, графическим способом, умеют по условию задачи выбирать оптимальный способ её решения.
Особые трудности вызывают логические задачи в части В, которые требуют не только логического мышления, внимания, но и теоретические знания по теме и математическую базу. На занятиях я рассматриваю два способа решения: табличный и алгебраический. Конечно же, ребята пытаются решать табличным способом, поскольку им он кажется легче. Но не всегда приходят к искомому результату.
Приведу пример решения логической задачи алгебраическим способом.
На соревнованиях Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли первые четыре места. Но когда их спросили о распределении мест, ребята дали три ответа:
Ответ 1 Юра занял второе место, а Виктор - четвертое (Ю2В4)
Ответ 2 Сергей занял второе место, а Виктор - третье (С2В3)
Ответ 3 Сергей занял первое место, а Роман - второе (С1Р2)
Как распределились места, если в каждом ответе только одно высказывание верно?
Решение:
В данной задаче ответом является один из вариантов перестановок четырех человек по четырем местам, т.е один из случаев вида Вi Рj Юk Сn (i, j, k, n = 1, 2, 3, 4 и i j k n). Общее число таких перестановок равно 24 (4!).
Сверять каждую из возможных 24 комбинаций с условиями задачи и избежать ошибок достаточно трудно.
Для решения этой задачи построим логическую функцию при условии «в каждом ответе только одно высказывание верно».
Логические выражения для каждого ответа даны в таблице:
Ответ 1 | В4 + Ю2 |
Ответ 2 | В3 + С2 |
Ответ 3 | Р2 + С1 |
Тогда функция будет иметь вид:
F (Вi Рj Юk Сn) = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1)
Упростим, раскрывая скобки и учитывая, что два разных человека не могут занимать одно и то же место, и один человек не может находиться на разных местах одновременно. Тогда, например, Ю2 С2 = 0, С2 С1=0, Ю2=0.
Имеем, = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1) =
(В4В3 + В4 С2 + Ю2В3 + Ю2 С2)*(Р2 + С1) =
0 0
В4 С2 Р2 +В4 С2 С1 + Ю2В3 Р2 + Ю2В3 С1 =
0 0 0
С1Ю2В3Р4.
Ответ: Места распределились следующим образом: Сергей занял
первое место, Юра занял второе место, Виктор - третье , а
Роман - четвертое.
Литература:
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/под ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич – Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2012.
- Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.:БХВ-Петербург, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)
Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...
Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,
развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"
Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...
Статья на тему: "Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по вопросу решения геометрических задач"
Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по вопросу решения геометрических задач...
Решение логических задач при подготовке к ЕГЭ
Подробный разбор логических задач....