Типы информационных моделей. (7 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок № 26 7 класс Босова Л. (35 часов)
Тема урока: «Информационные модели»
Цели урока:
- образовательная: освоить табличную и иерархическую форму представления информационной модели;
- воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
- развивающая: развить умение описывать информационные модели, выделяя существенные цели моделирования.
Программно - дидактическое обеспечение урока: ЭВМ типа IBM. Мультимедийный проектор или программа управления компьютерным классом (NetOp School или iTalc). ОС Windows, MS Office (табличный процессор Excel), шаблон для выполнения работы и рисунок с результатом.
ПК, проектор, экран, карточки с тестом и заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
- организационный этап - 2 мин;
- актуализация прежних знаний - 7 мин
- постановка темы и целей урока - 2 мин
- объяснение нового материала - 10 мин
- решение самостоятельной работы - 30 мин
- подведение итогов
Ход урока.
- Организационный этап:
приветствие;
проверка присутствующих.
- Актуализация прежних знаний:
Тест
\\Тема=Моделирование
\\ЧислоВопросов=10
\\Вопрос=Что такое модель?
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=Создаваемое человеком упрощенное подобие реального объекта или процесса.
\\Ответ=некоторый вещественный объект (предмет, система) или реальный процесс.
\\Ответ=человек, осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Ответ=некоторая реальная задача, для решения которой и строится модель.
\\Ответ=последняя коллекция известного модельера
\\Вопрос=Объект моделирования это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=некоторый вещественный объект (предмет, система) или реальный процесс.
\\Ответ=человек, осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Ответ=некоторая реальная задача, для решения которой и строится модель.
\\Ответ=новый фасон одежды
\\Ответ=субъект,осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Вопрос=Субъект моделирования это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=человек, осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Ответ=некоторая реальная задача, для решения которой и строится модель.
\\Ответ=объект-оригинал, который должен быть воспроизведен в модели.
\\Ответ=представляет собой математические соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования.
\\Ответ=Модельер-конструктор
\\Вопрос=Задача для моделирования это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=некоторая реальная задача, для решения которой и строится модель.
\\Ответ=свойства объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.
\\Ответ=человек, осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Ответ=пример из решебника
\\Ответ=математические соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования.
\\Вопрос=Цель моделирования -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=определяет те свойства объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.
\\Ответ=некоторая реальная задача, для решения которой и строится модель.
\\Ответ=человек, осуществляющий исследование объекта моделирования
\\Ответ=достичь совершенства в фасоне одежды
\\Ответ=воспроизвести все до одного свойства объекта
\\Вопрос=Классы моделей -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=материальные, воображаемые, информационные
\\Ответ=материальные, воображаемые, информированные
\\Ответ=графические, словесные, математические, табличные.
\\Ответ=материальные, выдуманные, информационные
\\Ответ=графические, математические, табличные.
\\Вопрос=Формы информационных моделей -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=графические, словесные, математические, табличные.
\\Ответ=графические, электронные, математические, табличные.
\\Ответ=графические, математические, табличные.
\\Ответ=графические,словесные, математические, биологические.
\\Ответ=графические,словесные,табличные.
\\Вопрос=Графическая модель это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=топографическая карта, чертеж детали, схема коммуникаций, график процесса.
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде прямоугольной таблицы.
\\Ответ=предложения на естественных языках для описания некоторого объекта действительности.
\\Ответ=политическая карта, рисунок детали, схема коммуникаций, график процесса.
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде СМС.
\\Вопрос=Словесные модели это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=предложения на естественных языках для описания некоторого объекта действительности.
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде прямоугольной таблицы.
\\Ответ=топографическая карта, чертеж детали, схема коммуникаций, график процесса.
\\Ответ=предложения на искусственных языках для описания некоторого объекта действительности.
\\Ответ=предложения на естественных языках для описания некоторого фантастического объекта .
\\Вопрос=Табличные модели это -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде прямоугольной таблицы.
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде диаграммы.
\\Ответ=предложения на естественных языках для описания некоторого объекта действительности.
\\Ответ=информация об объекте или процессе представляется в виде треугольной таблицы.
\\Ответ=топографическая карта, чертеж детали, схема коммуникаций, график процесса.
\\Вопрос=Математические модели -
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=представляют собой математические соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования.
\\Ответ=представляют собой физические соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования.
\\Ответ=представляют собой математические соотношения между качественными характеристиками объекта моделирования.
\\Ответ=представляют собой химические соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования.
\\Ответ=представляют собой географические соотношения между качественными характеристиками объекта моделирования.
\\Вопрос=Процесс создания математической модели на компьютере состоит из следующих этапов:
\\Правильный=1
\\ДобавитьНетПравильного=1
\\Ответ=постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование,компьютерный эксперимент (отладка и тестирование)
\\Ответ=постановка задачи, программирование,формализация,алгоритмизация,компьютерный эксперимент (отладка и тестирование)
\\Ответ=компьютерный эксперимент (отладка и тестирование),программирование,алгоритмизация,формализация,постановка задачи
\\Ответ=постановка задачи, алгоритмизация,формализация,программирование,компьютерный эксперимент (отладка и тестирование)
\\Ответ=постановка задачи, формирование, алгоритмизация, программирование,компьютерный эксперимент (отладка и тестирование)
- Изучение нового материала:
Сообщение темы урока.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести мобильный телефон. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)? Какие сведения имеют значения?
Информация представляется в виде таблице.
Параметр | Значение параметра |
Форма | Обтекаемая |
Цвет | Черный |
Длина | 18 см |
Толщина | 1 см |
Это полная информация об объекте? Что является наилучшей формой представления информации о внешнем виде телефона?
На что ещё вы обращаете внимание при покупке телефона? Какие сведения имеют значения?
Информация представляется в виде таблице.
Параметр | Значение параметра |
Стоимость | 5 000 руб. |
Инфракрасный порт | Да |
Работа в режиме разговора | 6 часов |
Виброзвонок | Да |
Память | 2 Гбайт |
Данная таблица является наилучшей формой представления функциональных возможностей телефона?
В этом примере построены две табличные модели одного реального объекта - мобильный телефон. Первая модель удобна в графическом представлении, а вторая в табличном. При построении табличной информационной модели особое значение имеет цель создания модели.
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях Н-р, в математике - таблица умножения, химии таблица Менделеева, расписание уроков, поездов. Например, табличная модель стоимости отдельных устройств компьютера. В первом столбце таблицы содержится перечень объектов (устройств, входящих в состав компьютера, а во втором - их цена. Приведите пример табличной информационной модели?
В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах (или строках таблицы).
Класс объектов - множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства - характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
Из ниже следующих таблиц найдите класс объектов, свойства объектов.
Автор | Название | Год издания | Жанр |
А. Беляев | Человек- амфибия» | 1990 г. | Фантастика |
А. Пушкин | Сказка о царе Салтане» | 1985 г. | Поэтическая сказка |
J1.Толстой | Война и мир» | 1972 г. | Трагедия |
Годовые оценки
Предмет |
Русский язык | Литература | Математика |
Иванов Петя | 4 | 5 | 4 |
Петров Андрей | 4 | 4 | 3 |
Сидоров Ваня | 5 | 5 | 4 |
Андреев Коля | 3 | 4 | 5 |
Постройте табличную модель по позиционным системам счисления.
Что такое система счисления?
На каких два класса делятся системы счисления?
Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Двоичная | 2 | 0,1 |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F |
Построим на основании знаний о графе иерархическую модель для вышеприведенного примера.
Что такое граф, вершины графа, дуги?
Что является вершиной?
Т.О. Каждый элемент более высокого уровня может содержать несколько элементов нижнего уровня, а при этом каждый элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента верхнего уровня.
Следовательно, в иерархической модели объекты расположены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может содержать несколько элементов нижнего уровня, а при этом каждый элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента верхнего уровня.
В биологии весь животный мир рассматривается как иерархическая система (тип, класс, отряд, семейство, род, вид), в информатике используется иерархическая файловая система, классификация компьютеров. Для описания исторического процесса смены поколений семьи используются динамические информационные модели в форме генеалогического дерева. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент (X - XI век генеалогического дерева династии Рюриковичей) – т.о. для раздела «Система счисления» мы построили две модели табличную и иерархическую модели.
Следовательно, для одного и того же объекта можно построить табличную и иерархическую модель.
- Закрепление:
- Построить табличную информационную модель задачи:
В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
- Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.
- Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
- Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.
- Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены.
Кто чем увлекается?
- На следующем графе изображена система возможного переливания крови. Укажите какую кровь может получит человек с первой группой, со второй, с третьей, с четвертой группой крови.
- Нарисовать иерархическую информационную модель, состоящую из одноклассников, между которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей, Маша и Катя, Даша и Саша, Саша и Андрей. С кем Андрей может поделится секретом, не рискуя, что он станет известен кому - другому.
- Итог урока:
Какие модели вы научились строить?
Можно ли построить табличную и иерархическую модель для одного и того же объекта?
- Домашнее задание:
- Задание «Табличная модель»:
Трое подростков, Саша, Миша и Андрей, живут на одной улице. Одного все знают как отличного шахматиста, другой - заядлый футболист и болельщик, а третий - компанейский парень, любитель всяческих тусовок.
Однажды футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы, но мама сказала, что сын ушел с известной всей улице личностью на дискотеку. Известно, что Андрей никогда не слышал о Мише. Кто есть кто?
- Задание «Иерархическая модель»:
Составить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха: Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти - 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав(1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212).
Резерв:
- В школе учатся четыре талантливых подростка:
Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из них - будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:
- Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец
- Петров и музыкант вместе позировали художнику
- Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым
- Иванов незнаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?
- Постройте в виде графа множество геометрических фигур.
Геометрический объект, линия, плоская фигура, объемное тело, прямая, ломаная, кривая, круг, трапеция, эллипс, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, шар, конус, призма, пирамида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей»
Данный урок можно применять на уроках информатике в любом классе, где изучается тема "Моделирование". К данному уроку также разработана интерактивная презентация...
Контрольная работа "Информационные модели" 7 класс
Контрольная работа "Информационные модели" 7 класс по программе Босовой Л.Л....
Контрольная работа по теме "Информационные модели" 7 класс.
Контрольная работа по теме "Информационные модели" для 7 класса(Босова) в форме теста. Используется для проведения проверки знаний по теме Информационные модели....
Табличные информационные модели, 9 класс
В данной презентации рассматриваются задачи из ЕГЭ по теме "Моделирование", работа выполнена в программе OpenOffice.org, под ОС Linux...
Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс
Конспект урока по информатике "Табличные информационные модели" 7 класс учебник Боссова...
"Табличные информационные модели" 7 класс
Табличные информационные модели Цели урока: упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.Задачи урока: Образовате...
Типы информационных моделей
Информационная модель — это описание объекта....