Внеклассное мероприятие «Колесо истории в мир информатики».
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Предмет: информатика.
Класс: 8, 9класс.
Цель: углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklasnoe_meropriyatie_koleso_istorii_v_mir_informatiki.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Матюшинская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
«Колесо истории в мир информатики».
Подготовила учитель математики и информатики
МБОУ « Матюшинской СОШ»
Токарева Гузель Рашитовна.
Предмет: информатика.
Класс: 8, 9класс.
Цель: углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.
Материалы и оборудование: Эмблемы трехцветов: красные, желтые, зеленые; карточки с заданиями; круглый стол; три стула.
Правила игры.
В игре принимают участие три команды: красные, зеленые, желтые. Участникам игры прикалывают эмблему красного, желтого или зеленого цвета. Из каждой команды выбирается игрок, остальные - группа поддержки.
Первый тур «Предыстория информатики» .
Ведущий. «Все есть число»,говорили мудрецы, подчеркивая важную роль чисел в жизни людей. Важнейшим видом обработки информации являются вычисления.
Люди научились считать очень давно, еще в каменном веке. Сначала они просто различали, потом стали считать. Нетрудно догадаться, что первым счётным средством для человека были его пальцы. Этот инструмент всегда под рукой. Древние люди считали так:
Сценка первая : Два древних человека выбегают на сцену. Папуас загибает один за другим пальцы руки, издавая звук «бе, бе, бе…», досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (показывает руку ). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе, бе…» пока не дойдёт до «ибон али» ( две руки ). Затем он идёт дальше, приговаривая «бе, бе…» пока не дойдёт до «самба-бе» и «самба-али» ( одна нога, две ноги ), если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого. Первобытный человек из другого племени объясняет «мал-один, два-булан, гулиба-три».
Ведущий. В древние времена общение между разными народами было затруднено, и счет был разный. Для больших чисел использовали малые.
Задание 1. Запишите кратчайшим способом числа 4,5,6,7,8,9,10 применяя только цифры 1,2,3.
Ведущий. История хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. Для письма использовались дерево, глина, пергаментные свитки. Во втором веке нашей эры изобрели бумагу. И сегодня каждый из вас для хранения информации использует бумагу.
Вопрос: В какой стране была изобретена бумага?
А) Греция Б) Египет В) Китай Г) Россия
Ответ. Во втором веке нашей эры бумагу изобрели в Китае, однако до Европы она дошла только в 11 веке.
Второй тур « История чисел и системы счисления» .
Ведущий. Понятие «число» является ключевым как для математики, так и для информатики. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называют цифрами. С числами связано еще одно важное понятие – система счисления.
Сценка вторая:
Учитель: «Дети мои , слушая эту грамотку, примите ее в сердце свое и не ленитесь, усердно трудитесь. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Ã (аз титло) – цифра1; (буки титло) – цифра2. Самая большая величина называется – колода и обозначается знаком Ã. Это число равно 1050 и боле сего несть человеческому уму разумевати»
Вопрос : Как вы думаете, какая система счисления использовалась на Руси до 18 века? (непозиционная)
Ведущий: Славянские народы использовали непозиционную систему счисления, для обозначения чисел они использовали алфавитную нумерацию. Над буквой, обозначавшей цифру, становился специальный знак ~ «титло». В России славянская нумерация сохранялась до конца 17 века. При Петре 1 возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы пользуемся сейчас.
Вопрос для каждого игрока.
Какие системы счисления называются позиционными. Приведите примеры.
( В позиционных СС величина цифры зависит от её позиции).
Какие системы счисления называются непозиционными. Приведите примеры.
( В непозиционных СС величина цифры не зависит от её позиции)
Что такое система счисления ? (Определенный способ записи чисел и соответствующие правила действия над числами).
Ведущий. Первая позиционная система была придумана еще в др.Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, т.е. использовались 60 цифр. Эта система дошла до нас при измерении времени 1 мин-60 сек, 1 ч-60 мин. Мы с вами используем арабскую систему, где для записи чисел используют десять различных знаков (цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,) Поэтому ее называют десятичной. . Наиболее распространенными являются двоичная, восьмиричная, шестнадцатиричная СС. Двоичная СС появилась в Древнем Египте, что подтверждают записи в более древних папирусах. Счет двойками в наше время сыграл большую роль при создании ЭВМ. Все первые ЭВМ работали на двоичной СС.
Задание. Переведите в двоичную систему счисления следующие десятичные числа:
2; 7; 17; 68; 315; 2047.
Третий тур. «История ВТ».
Сценка третья. 1846 год. Графиня Ада Лавлейс-дочь великого английского поэта Джорджа Байрона: «Он гений! Разработал проект аналитической машины. Машина предназначена не для решения какой-то одной конкретной задачи, а как универсальное средство для решения целого класса подобных задач. Она может обрабатывать числа, хранить информацию и обмениваться исходными данными и результатом с человеком. Эта машина будет иметь ценность, практически непредсказуемую в ее возможных применениях».
Ведущий. Графиня Ада Лавлейс стала первым программистом мира.
Вопрос: А кто был автором проекта, о ком шла речь?
Джон Непер
Чарльз Беббидж
Блез Паскаль
Сергей Лебедев.
Ответ: Чарльз Беббидж.
Ведущий. Историческим фактом является то, что первую программу для машины Беббиджа написала Ада Лавлейс. Можно сказать, что Беббидж определил свое время. Для осуществления проекта в ту пору не существовало подходящей технической базы. Некоторым ученым современникам его труд оказался бесплодным. Однако пророчески звучат сейчас его слова «Природа научных знаний такова, что малопонятные и совершенно бесполезные приобретения сегодняшнего дня становятся популярной пищей для будущих поколений».
Финальный тур «История развития ПК».
Задание : Определите верную пару.
1976 | Персональный компьютер IBM |
1983 | Первый персональный компьютер |
1985 | Современный персональный компьютер |
2002 | Первый отечественный персональный компьютер |
Ответ.
1976 | Первый персональный компьютер |
1983 | Персональный компьютер IBM |
1985 | Первый отечественный персональный компьютер |
2002 | Современный персональный компьютер |
Ведущий. Самой популярной разновидностью ЭВМ сегодня являются персональные компьютеры. В 1976 году на свет появился первый серийный ПК Аррlе-1. С 1980 года началось производство компьютеров IBM PC, фирмы IBM. В 2002 году – Pentium 4. Появление и распространение ПК по своему значению для общественного развития сопоставимо с появлением книгопечатания. Именно ПК сделали компьютерную грамотность массовым явлением. С развитием этого типа машин появилось понятие «информационные технологии», без которых уже становится невозможным обойтись в большинстве областей деятельности человека.
Подведение итогов.
Жюри предоставляется слово для подведения итогов игры. Награждение победителя.
Использованная литература:
Л.Босова. Учебник информатики 6 класс. Бином 2007 г.
И.Семакин. Информатика 9 класс. Базовый курс. Бином 2007г.
А.Сечников. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. Издательство «Педагогика-Пресс» 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного мероприятия "Колесо истории"
Внеклассное мероприятие "Колесо истории" для учащихся 6-8 классов по типу развлекательной игры "Колесо истории."...
Внеклассное мероприятие Колесо истории
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 класса. Тема игры - ученые, внесшим свой вклад в разивитие биологии и медицины....
Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида
мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...
Внеклассное мероприятие "Колесо истории" Игра.
Игра "Колесо истории" охватывает восемьнадцатый век.Целевая аудитория - 7 класс. Игра с элементами театра....
Внеклассное мероприятие "Колесо истории"9-11 класс
внеклассное мероприятие...
Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории "
Цель: углубление и обобщение знаний учащихся по истории родного Отечества в контексте всеобщей истории, расширение исторического кругозора. Задачи:Образовательная: систематизация и повторен...
Внеклассное мероприятие по истории"КОЛЕСО ИСТОРИИ" с использованием материалов и экспонатов музейного фонда
Каждый учащийся при изучении истории испытывает трудности в работе по описанию жизни и быта людей в далеком прошлом, не имеет четкого представления о предметах культуры и быта, опир...
Комментарии
Цель: углубить и развить
Цель: углубить и развить знания учащихся об истории развитии ЭВМ, повысить интерес к предмету информатика; развить творческие способности, умения самостоятельно добывать информацию.