Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 7 класс на 2012-2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №19
«Согласовано» Руководитель МО ________ Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 19 _______________ Большещапова С.Г. Приказ №___ от «___»_______2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмет Информатика и ИКТ
ступень обучения (класс) основное общее, 7 класс
количество часов 34 ч
уровень базовый
учитель Панова Анна Павловна
2012/2013
г. Иркутск
Рабочая программапо информатике и ИКТ для 7 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Изучение информатики и ИКТ в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Методы и формы решения поставленных задач
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.
Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Объекты и системы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
2 | Информационное моделирование | Тематический контроль | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
3 | Информационное моделирование | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
4 | Алгоритмика | Тематический контроль | Контрольная работа на опросном листе |
5 | Презентация | Итоговый мини-проект | Творческая работа |
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Объекты и системы | 6 | 3 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 10 | 10 |
3 | Алгоритмика | 7 | 3 | 4 |
Резерв | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Поурочное планирование
VII класс
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника |
I четверть |
1. 06.09 07.09 | Техника безопасности и организация рабочего места. 1Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | Введение, §1.1, §1.2 |
ЦОР Плакат «Техника безопасности». Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
2. 13.09 14.09 | 2Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | §1.3, §1.4 |
ЦОР Презентация «Отношения объектов». Файл Описание.doc |
3. 20.09 21.09 | 3Состав объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3) | §1.5 |
ЦОР Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc |
4. 27.09 28.09 | Системы объектов. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6) | §1.6 |
Презентация «Системы объектов». Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc |
5. 04.10 05.10 | 4Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9) | §1.7 |
ЦОР Презентация «Системы объектов». Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc |
6. 11.10 12.10 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа | §1.8 |
ЦОР Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml. Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc |
7. 18.10 19.10 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3) | §2.1 |
ЦОР Презентация «Модели объектов». Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc |
8. 25.10 26.10 | Информационные модели. Практическая работа №11 | §2.2 |
ЦОР Презентация «Информационные модели» |
II четверть |
9. 08.11 09.11 | 5Словесные информационные модели. Научные и художественные описания Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5) | §2.3 |
ЦОР Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc |
10. 15.11 16.11 | Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7) | §2.3 |
11. 22.11 23.11 | Создание и оформление словесных информационных моделей. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9) | §2.3 |
ЦОР Файлы Слова.doc, Текст.doc |
12. 29.11 30.11 | 6Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» | §2.3 |
ЦОР Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc |
13. 06.12 07.12 | 7Математические модели. Контрольная работа | §2.4 |
ЦОР Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml. Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc |
14. 13.12 14.12 | 8Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2) | §2.5(1) |
ЦОР Презентация «Табличные информационные модели». Файл Природа России.doc |
15. 20.12 21.12 | Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4) | §2.5(2) |
ЦОР Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp |
16. 27.12 28.12 | Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6) | §2.5(3) |
III четверть |
17. 17.01 11.01 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | §2.6 |
18. 24.01 18.01 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word» | §2.7 |
19. 31.01 25.01 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3) | §2.8 |
ЦОР Файл Температура.xls |
20. 07.02 01.02 | Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6) | §2.8 |
21. 14.02 08.02 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7) | §2.9 (1,2) |
ЦОР Презентация «Графики и диаграммы». Файл Температура.xls |
22. 21.02 15.02 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3) | §2.9 (3) |
ЦОР Презентация «Графики и диаграммы» |
23. 28.02 22.02 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4) | §2.9 (4) |
ЦОР Презентация «Графики и диаграммы» |
24. 06.03 29.02 | Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2) | §2.10 (1) |
ЦОР Презентация «Схемы». Файл Солнечная система.doc |
25. 13.03 07.03 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5) | §2.10 (2) |
ЦОР Презентация «Графы». Файл Поездка.doc |
26. 20.03 21.03 | Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7) Проверочная работа | §2.10 (2,3) |
ЦОР Презентация «Графы». Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc |
IV четверть |
27. 03.04 04.04 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертёжник. Управление Чертёжником. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.1, §3.2(1, 2) |
ЦОР Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»[1] |
28. 10.04 11.04 | Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.2(3) |
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
29. 17.04 18.04 | Исполнитель Чертёжник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика» | §3.2(4) |
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
30. 24.04 25.04 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3(1) |
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
31. 08.05 11.05 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3(2, 4) |
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
32. 15.05 16.05 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика» | §3.3 (5) |
ЦОР Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» |
33. 22.05 23.05 | Проверочная работа |
ЦОР Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc |
34. 29.05 30.05 | Итоговый проект. Практическая работа №12. |
Содержание курса информатики и ИКТ
7 класс
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
7 класс
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 7 классов
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP/7
Пакет офисных приложений MS Office 2003/2007/2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...